ЗАХОД СОЛНЦА

сейчас из окна гостиницы видел великолепный закат.
Навеяло.

Вопреки распространенному убеждению, момент захода солнца не менее сакрален и почитаем, чем момент его восхода:
“У русских в ряде мест принято молиться как на восходящее, так и на заходящее солнце — по сообщению этнографа, «при виде восходящего, а также заходящего солнышка… некоторые из крестьян благоговейно снимают шапки и истово крестятся „на солнышко”». Церковь не без основания могла усматривать здесь проявление языческих представлении и боролась с этим обычаем; между тем моление на восток не только не вызывало возражений, но было фактически санкционировано церковью.”
Успенский Б.А. “Крест и круг: Из истории христианской символики.”
Просто заход солнца, в отличие от восхода, отчетливо связан с миром иным, миром мертвых.

В славянской мифологии, солнце в момент заката опускается под землю или в море, т.е. в загробный мир. В связи с этим солнце (как и луна) в определенное время (солнце – ночью также как и луна – в новолуние) осмысляется как светило мертвых.
Момент захода солнца – это момент, когда можно обратиться к Ушедшим. Заходящее солнце “перенесет” ваше обращение на Тот Свет.

В Традиции известны, например, подобные обращения во время жатвы (так как традиционное время жатвенных работ – как раз вечер до захода солнца, из-за дневной жары в этот период времени):

“…В своих голошениях женщины просят заходящее солнце передать весть умершим родственникам. Это обращение основано на представлении о том, что солнце после заката уходит в мир мертвых и может встретить там душу умершего…”

Жукова Н.Я. “Смоленские семейно-бытовые песни русско-белорусского порубежья (Генезис. Вариативность. Поэтика)”

“…О традиционной основе голошений во время жатвы свидетельствуют устойчивость обращения к солнцу с наказами, а также стабильность поэтических оборотов в текстах причитаний, записанных в разных деревнях:

И пакати́лася люби́мая, люби́ма прáвельная солнышка,
Да пакати́лася за э́таи, за э́ты леса тёмныи.
А может скáтисся, люби́мая, люби́ма прáвельная солнышка,
Да всё на э́таю на чужýю-та, и чужу дáльнаю сторонушку?
И разыщи́-ка-ся ты, сόлнышка, маю́ удáлаю головушку[1],
И рысскажи́-кы-ся ты, солнышка, пра меня, бедну сиротушку,
И как живу я, сиротушка, и с э́тай мáленькай-та птáшечкый.

Пакати́лася любимая, люби́ма прáвильная сόлнышка,
Тόльки ня в тýю ли сторонушку, где моя удáлая голόвушка,
Так пиредáй-ка-ся ты, люби́мая, ат миня́ низкόй поклон.
__________________
[1] «Удалая головушка» – именование мужа в текстах причитаний.

Многие гдовские голошения, исполняемые во время жатвы и других полевых работ, содержат обращения к погибшим воинам (мужьям) и к сыновьям, служащим в армии: «Лелёкают – в пόли, жнут, или за травой идешь, или куда – и вот и лелёкают. Вот я, когда в армию сына отправила, так тόжи лелёкала, што – отправила, одна остáлася. В менé тόлька ади́н и был сын… <…> И на солнышка вот – солнышка кáтитца зá лес, лелёкают: «Пакати́лась прáвильная сόлнышка…» <…> И вот и жнут, тόжи там плáчут. На одной полосе лелёкает, на другой – лелёкает – в кáжнава своя полоска. И вот и лелёкают».

В этих рассказах и поэтических текстах голошений усматриваются образные параллели: жатва – битва, нива – поле битвы. Ряд образов: поле (ржаная нива) – вечерняя заря – жатва – жница (вдова, сирота) – солнце – находящийся на чужбине или погибший муж, сын, умерший ребенок, родители – образует содержательную основу голошений-лелёканий как формы обрядовой коммуникации.”

Лобкова Г.В. “Жатвенная обрядность северно-псковской традиции”

В момент захода солнца мы можем обратиться, пусть мысленно – главное искренне, – не только к конкретным Ушедшим, но и ко всем нашим Предкам в целом – с благодарностью за все хорошее, что дал нам уходящий день. За все, что дала нам жизнь. Не будем забывать, что согласно Традиции, жизнь проистекает именно из мира мертвых. Дерево питают корни (см. https://novoyazychestvo.ru/samaya-sut-s-ch-1-model-dvux-mirov.html).

Максим Сухарев

*****
На "серьезные" объемные статьи у нас на сайте открыта подписка.
Условия подписки: 333 р. в месяц. За эти деньги Вы можете выбрать 4 любых статьи из раздела для подписчиков.

Для оплаты доступны:

Сбербанк — 63900218 9004762500;
Яндекс деньги — 410014746801268;
PayPal.
Процедура пока самая простая.
Пишете запрос на подписку на почту (у всех же есть почта?) на miraplastilin@gmail.com,
— вносите оплату, — получаете коды доступа к выбранным Вами статьям.
*****
Напоминаем, что вы также можете подписаться на почтовую рассылку наших новых текстов на любой странице нашего сайта. Просто введите ваш e-mail в форму и нажмите кнопку "Подписаться".

Комментарии закрыты.