ЗАГРОБНЫЙ МИР ИЗ ЗОЛОТА

Представьте  мир вокруг себя состоящим из золота и выглядящим соответственно. Дома из золота. Дороги из золота. Деревья из золота с золотыми плодами. Киоски, автомобили, рекламные щиты, фонарные столбы – все, состоящее из золота.

Так славянская мифология представляет себе Загробный Мир (“характерное представление о царстве мертвых как о стране с золотыми горами, где растут деревья с золотыми плодами, а люди живут в золотых домах”[1]).

Не только славянская, конечно. Это некая архаичная универсалия – связывать золото с чем-то подземным/загробным (вспомним золотые посмертные маски из захоронений древнего мира). В любом случае, мы сейчас привыкли ассоциировать “золотое” с чем-то “верхним” (ср. обычай золотить купола церквей и короткое https://novoyazychestvo.ru/mir-kak-xram-priroda-kak-xram.html), “небесным” и “сияюще- солнечным”, но в архаике все не совсем так. В архаике “желтый”, частным случаем которого является “золотой” (тем более, что это – однокоренные слова), сближается не со светлым/белым, но, наоборот, с темным/черным. Можно даже утверждать, что желтый – это все равно, что черный (ср. например. устойчивое сочетание “черной земли” и “желтого песка” в поминальных плачах или черно-желтых “навьев, которые бьют полочан” на миниатюре из Радзивилловской летописи).

И примеров этому реально не счесть (вспомним те же желто-черные “чумные флаги” европейского Средневековья), но сейчас не хотелось бы отвлекаться, ибо речь не о том – не о семантке цвета. Речь о том, что золото – это то, что однозначно связано со “смертью” и с “подземным”.

Первым, насколько мне известно, подобное наблюдение сделал В.Я. Пропп (по крайней мере, все прочие русскоязычные авторы ссылаются в первую очередь на него). Хотя Проппа сейчас и принято критиковать за волюнтаризм и отсутствие подлинно научного метода, с “золотым” он, как выясняется, угадал. Приведу из первоисточника ту самую цитату, причем чуть подробнее, чем ее “золотое” место – ради богатой образности Того Света:

“…
Иногда это место, куда прибыл герой, описывается как город или как государство. «За этим столбом стоит золотой город на сто верст» (Аф. 220). «Вот и сине море, широкое и раздольное, разлилось перед нею, а там вдали как жар горят золотые маковки на высоких теремах белокаменных» (Аф. 235). Ложнорусский стиль в живописи любит изображать это царство с церквами — это не в стиле сказки. Небесного Иерусалима она не знает. Позднейшая рационализация превращает героя в купца, переправу — в торговое плавание, а город — в портовый. «Приплыл корабль к большому, богатому городу, остановился в пристани и якорь бросил» (Аф. 242). Никаких подробностей о государстве мы не узнаем, кроме того, что в нем кто-то царствует. «Побежал корабль посуху, поплыл по морю и, наконец, пристал в государство царь-девицы» (Аф. 170). «Приезжают в невиданное царство, в небывалое государство» (Аф. 137).

Все указанные здесь элементы встречаются в многочисленных комбинациях: город бывает и на острове, и на горах, и под водой, и под землей. То же можно сказать о дворцах, лугах и садах, которые свободно комбинируются друг с другом и помещаются в разнообразной обстановке.

Связь с солнцем. Присматриваясь к этому «небывалому государству» еще ближе, мы можем обнаружить, что оно имеет какую-то связь с солнцем. Так, например, в одном тексте мы находим, что герою задано добыть ветку с золотой сосны, «что растет за тридевять земель, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве» (Аф. 564). Это царство находится на небе, где солнце. «Убил царевич чудище и едет к алмазному дворцу, в котором жила его матушка, Настасья Золотая Коса, у 12-голового змея. Алмазный дворец, словно мельница, вертится, и с того дворца вся вселенная видна — все царства и земли, как на ладони» (Аф. 129, вариант). Мыслится ли под этим вращением дворца вращение небесной сферы — на этот вопрос не так просто ответить, но что здесь, так или иначе, представляется небо, это очевидно. Еще яснее солнечный характер в других сказках. Герой, например, спасается от преследований змеихи: «Вот близко, вот нагонит! В то самое время подскакал Иван-царевич к теремам Солнцевой сестрицы и закричал: „Солнце, солнце, отвори оконце!” Солнцева сестрица отворила окно, и царевич вскочил в него вместе с конем» (Аф. 93). Правда, эта сказка не имеет вариантов, но это — далеко не единственное упоминание солнца.

Это царство связано с горизонтом. «Едут-едут между небом и землей, пристали к неведомому острову» (Аф. 146). И хотя это указание больше относится к пути, чем к царству, но есть и такие тексты, где положение этого царства на горизонте высказано совершенно ясно. «Стрелец-молодец сел на своего богатырского коня и поехал за тридевять земель; долго ли, коротко ли, приезжает он на край света, где красно солнышко из синя моря восходит» (Аф. 169).

3. Золото. Все, сколько-нибудь связанное с тридесятым государством, может принимать золотую окраску. Что дворец золотой — это мы уже видели. Предметы, которые нужно достать из тридесятого царства, почти всегда золотые. Это — свинка — золотая щетинка, утка — золотые перышки, золоторогий олень, золотохвостый олень, золотогривый и золотохвостый конь (не типа Сивки-Бурки) и др. (Аф. 182). В сказке о Жар-Птице сидит Жар-Птица в золотой клетке, конь имеет золотую узду, а сад Елены Прекрасной обнесен золотой оградой (Аф. 168). В сказке о Финисте-Ясном Соколе девушка, прибыв в иное царство к своему возлюбленному, покупает себе три ночи за серебряное донце-золотое веретенце, серебряное блюдо и золотые яички и золотое пялечко с иголочкой (Аф. 234).

Самой обитательнице этого царства, царевне, всегда присущ какой-нибудь золотой атрибут. Она сидит в высокой башне с золотым верхом (Аф. 158). «Смотрит, а по синю морю плывет Василиса-царевна в серебряной лодочке, золотым веслом попихается» (Аф. 169). У нее золотые крылушки, у служанки — серебряные (Аф. 237). Она летит в золотой колеснице. «На то место налетело голубиц видимо-невидимо, весь луг прикрыли; посредине стоял золотой трон. Немного погодя — осияло и небо и землю,— летит по воздуху золотая колесница, в упряжи шесть огненных змеев; на колеснице сидит королевна Елена Премудрая — такой красы неописанной, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать» (Аф. 236). Даже в тех случаях, когда царевна представлена воинственной девой, она скачет на статном коне «с копьем золотым». Если упомянуты ее волосы, они всегда золотые. Отсюда и ее имя «Елена Золотая Коса Непокрытая Краса». В абхазских сказках свет исходит даже от ее лица: «И увидел светившуюся без солнца красавицу, стоявшую на балконе… от нее, как от солнца, шел свет, даже когда не было ни солнца, ни луны»1.

Этот список можно было бы продолжить и заполнить им целые страницы. Золото фигурирует так часто, так ярко, в таких разнообразных формах, что можно с полным правом назвать это тридесятое царство золотым царством. Это — настолько типичная, прочная черта, что утверждение: «все, что связано с тридесятым царством, может иметь золотую окраску» может оказаться правильным и в обратном порядке: «все, что окрашено в золотой цвет, этим самым выдает свою принадлежность к иному царству» [выделение моё – М.С.]. Золотая окраска есть печать иного царства. Примером этого может служить перо Жар-Птицы. Птицу подкарауливает Иван-царевич: «Сидит он час, другой и третий — вдруг осветило весь сад так, как бы он многими огнями освещен был: прилетела Жар-Птица». Она роняет перо: «Это перо было так чудно и светло, что ежели принесть его в темную горницу, то оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч» (Аф. 168). Эта птица действительно прилетает из «другого царства», и герой отправляется ее искать. В этом случае связь совершенно ясна.

Золотая окраска есть синоним огненности. То же мы видим с пером Жар-Птицы, которое светится. Зная, что тридесятое царство есть вместе с тем очень часто небесное, солнечное царство, мы легко можем заключить, что небесная окраска предметов есть выражение их солнечности. В некоторых случаях это высказано совершенно ясно. Так, в пермской сказке читаем: «„Видишь: вот в этой стороне вроде солнца огонь?” — „Вижу”,— говорит.— „Это не вроде солнца огонь, а это ее дом, он весь на золоте,— говорит”» (З. П. 1)”[2].

Как мы видим, Пропп таки увязывает золото с солнцем. Несмотря на то, что выше я назвал эту ассоциацию – золота с небесным светилом – продуктом современного мышления, она все же не противоречит моему тезису о хтонической природе золотого цвета.

Всё из-за такого явления, как закат. За счет заката (см. мое ранннее про заход солнца, но все же https://novoyazychestvo.ru/zaxod-solnca.html), само солнце приобретает хтоническую природу: “…хотя Солнце и бессмертно, оно каждую ночь спускается в царство мертвых; следовательно, оно может уводить вместе с собой людей и умерщвлять их на закате; с другой стороны, оно может также сопровождать души по низшим сферам и возвращать их обратно на рассвете следующего дня… Солнцу, которое с точки зрения рационального мышления воспринимается прежде всего как «доступная пониманию» иерофания Неба и Света, поклонялись как источнику «темной» энергии” [3].

В начале года мне посчастливилось приобрести квартиру с панорамным видом на закат, поэтому я могу на своем опыте подтвердить эту связь захода солнца с Золотым цветом. Порою ЗОЛОТО как будто так и струится потоком, – из точки соприкосновения заходящего солнца с горизонтом, – из той точки, где находится вход в Нижний мир:

Так на своем опыте начинаешь понимать эту фундаментальную, сущностную связь “захода солнца”, “нижнего/подземного мира” и “золотого”. Кстати, противоположное окно моей квартиры выходит как раз на восход – и я неоднократно имел возможность убедиться в том, что в “восходе” уже нет этого вечернего ощущения “золота”. Там только “свет”.

Вторая точка соприкосновения “золотого” с повседневностью сейчас находится у большинства из нас прямо перед глазами. Т.н. “Золотая осень” .

Разумеется, данная тема – это не сколько “золотой”, сколько “желтый” и она, кстати, одна из причин ассоцииации “желтого” со “смертью”. Но все же… Существует, по всей видимости, некая связь середины осени – как “времени мертвых” в различных евразийских традициях – с этой самой мифологемой желтого/золотого (ср. укр. название октября – “жовтень”). Есть, кстати, популярная байка про то, что “октябрь посвящен Велесу”. Это не то, чтобы  совсем уж полная выдумка родноверов – это предположение Иванова и Топорова, основанное на гипотезе о тождестве балтского Велняса со славянским Велесом. Однако, не…  В литовском просто vėlė = «душа» и vėlės (мн. ч. III слонения) = «духи». И, по факту, словосочетание “…(Wälla-mänes, Wälla-lajks) — так, по свидетельству Эйнгорна, назывался у латышей в XVII в. месяц октябрь. Названия эти значат месяц покойников или время покойников, потому что в продолжение 24 дней, начиная с Михайлова дня, правились поминки по умершим предкам”[4].

Кстати, если уж речь зашла про Велеса, “золотое” – это еще и, в переносном смысле, просто нечто ценное (ср. т.н. Золотой Век). Неизбежно. Понятно, что не все “золотое” в фольклоре = “хтоническое”. Очень часто это – метафора богатства. Здесь-то у нас с вами опять и всплывает древнерусский Волос – “скотий” (= “богатства”) бог, который явно связан с золотом. Там же, согласно источникам, русы давали две клятвы от двух богов: от Перуна – “да будем (в случае нарушения договора) мы иссечены собственным оружием” и от Волоса – “да будем мы золоты, как золото” (https://novoyazychestvo.ru/panteon-drevnix-bogov-vostochnyx-slavyan-fakty.html), что связывают с ситуацией пожелтения кожи при болезни.

Велес

Также, в севернорусских заговорах 16-17 вв. известны персонажи, воплощающие  силу золота:

” Есть море окиян, на том мори окияне есть остров золот, и на том золотом острове муж золот. Ездит тот муж золот на своем золотом коне от востока и до запада, от севера и до лета, а поднимается на небо на воздуси, а страстит под собою землю и воду…”

“…стоит ступа золотая, и на той ступе золотой стоит стул золотой, на стуле золотом сидит девица золотая; и зубы золотыя, и вся в золоте, и прялица у ней золотая, и веретена у ней золотые; прядет кужель золотой…”

– правда признанный авторитет в данной теме, А. Л. Топорков, – считает их возникшими под карелофинским влиянием…

В общем, давайте уже подытоживать. Думаю, что основную мысль я донес. Тот свет = золотое. Не важно, как именно вы захотите использовать эту информацию на практике, в своем собственном культе (например, если вы следуете викканской практике, с ее фиксацией на разноцветных свечах – вы можете в ритуалах, посвященных Загробью, использовать свечи, покрашенные золотою краской и т.д.), но, по крайней мере, в дальнейшем вас уже не удивит тот факт, что русская подблюдная песня: “за рекою живут мужики богатые – гребут золото лопатами”, – означает для гадающего СМЕРТЬ, а не что-либо иное.

Максим Сухарев

24.09.2020

P.S.: Кстати, аккуратнее в практике. Золото – это НЕ то, что мы, живые, даем ТУДА (так, например, ранее я ОШИБОЧНО предлагал заворачивать дары мертвым в золотую фольгу, – что в корне неверно). Это то, что мы, наоборот, получаем ОТТУДА: “3.[олото] как исключительная принадлежность «иного» мира превращается в свою проти­воположность на «этом» свете, ср. слав, былички о дарах, полученных человеком от не­чистой силы ночью в нечистых местах, в т.ч. о золоте, которое в «своем» простран­стве оказывается на деле калом, навозом, черепками, углем, сухими листьями, щепка­ми или мхом. И наоборот: воронежское по­верье гласит, что человек, умерший от оспы и покрытый струпьями, на «том свете» бу­дет ходить в золотых ризах” [6].

Короче, если насчет крайнего есть вопросы – пишите в комментариях. Я постараюсь ответить.

Максим Сухарев

24.09.2020

Цитируемые источники:

[1]. Успенский Б.А. “Филологические разыскания в области славянских древностей”;

[2]. Пропп В.Я.  “Исторические корни волшебной сказки”;

[3]. Элиаде М. «Очерки сравнительного религиоведения» https://religion.wikireading.ru/142086;

[4]. http://gatchina3000.ru/big/019/19402_brockhaus-efron.htm;

[5]. Топорков А.Л. “Параллели между русскими заговорами XVII века и карелофинскими эпическими песнями”;

[6].СДЭС.

*****
На "серьезные" объемные статьи у нас на сайте открыта подписка.
Условия подписки: 333 р. в месяц. За эти деньги Вы можете выбрать 4 любых статьи из раздела для подписчиков.

Для оплаты доступны:

Сбербанк — 63900218 9004762500;
Яндекс деньги — 410014746801268;
PayPal.
Процедура пока самая простая.
Пишете запрос на подписку на почту (у всех же есть почта?) на miraplastilin@gmail.com,
— вносите оплату, — получаете коды доступа к выбранным Вами статьям.
*****
Напоминаем, что вы также можете подписаться на почтовую рассылку наших новых текстов на любой странице нашего сайта. Просто введите ваш e-mail в форму и нажмите кнопку "Подписаться".

Ваш Email не будет опубликован. Поля "Имя" и "Email" обязательны.