“ЯЗЫЧЕСТВО ДЛЯ ТАКИХ, КАК Я”

Все время объясняю одно и тоже, поэтому решил написать этот текст, чтобы при необходимости на него ссылаться. Не претендую на некую Истину и осознаю, что мой подход – очень и очень специфичный. Прямо таки скажем, для очень малого числа людей, особенно среди язычников. Однако возможно кому-то, наоборот, мои слова помогут перестать чувствовать себя неполноценным, ободрят и утешат. Да будет так.

Видите ли, я не верю в богов. В “классическом” понимании термина, где “бог” – как могущественная сверхъестественная личность, носитель высшего разума. Не то, что бы я какой-то там воинствующий атеист… Я просто не знаю – есть Они или Их нет – и всё. Раньше я долго старался поверить, внушал себе, что я “верю”, переживал из-за собственного маловерия – в общем, весь набор ощущений человека, пытающегося быть религиозным. Пока не пришел к своему настоящему подходу, свободному от вопросов веры/неверия и от всей этой внутренней борьбы. И тогда в мою душу пришел мир.

Язычник без веры в богов – это То, Чего Не Может Быть. Многие, я знаю, на основании этого отказывают мне в праве называться “язычником”. Я отношусь к этому равнодушно. Я – не язычник/не настоящий язычник? – ну что ж, пусть будет так. Все равно “язычество” – крайне неудачный термин, которым мы пользуемся чисто от безысходности. По сути, “язычеством” христианская церковь называла всё то, что не считала “своим”, поэтому “язычество” – это такая каша… И дикие негры, избивающие свои фетиши, за то, что они им однажды не помогли, и бородатые варвары, поднимающие кубки в честь Всеотца, и утонченные мистики-неоплатоники – и даже такие, как я, почему бы и нет. Еще раз,”язычество” – сконструированный в рамках авраамических религий термин для обозначения “другого”, а не что-то обладающее собственным непротиворечивым смыслом.

Я – поклоняюсь Мирозданию, во всех его проявлениях.
Можно было бы сказать, Природе, но “мироздание”, пожалуй, будет все же точнее. Я поклоняюсь Небу над головой, я поклоняюсь Земле под ногами. Солнцу, Луне, звездам. Дню и Ночи, Зиме и Весне, горам и рекам. Мне не нужно “верить” во все это – ведь все это просто есть. Я это не придумываю, а напрямую воспринимаю. Причем речь идет не только о простых природных явлениях, но и о чем-то более абстрактном – например, я воспринимаю Юность, я воспринимаю Мужское и Женское, я воспринимаю Рост, Жизнь и Смерть. Все равно это не выдуманные сущности, а нечто воспринимаемое, нечто наблюдаемое. То есть это не Вера, а Знание. Зачем мне верить в то, про что я знаю, что оно и так есть, независимо от моей веры либо неверия в него?
Даже в Предков мне не нужно верить – я знаю, что они были и они и знаю, что сейчас они есть – в моем наследстве, в моей памяти, в моих генах, в моей крови. В моей и моих потомков. Что на самом деле происходит, когда я зову предков на ужин в поминальный день? – ни малейшего понятия не имею. Возможно это просто терапия, я не знаю (и см. про персонификации ниже). Рассуждения о том, как на самом деле устроена Реальность оставим философам и бездельникам. Мое язычество – это про то, что происходит, а не про того, кто за этим стоит.
Я, выражаясь словами средневековых обличителей язычества, кланяюсь не Творцу, а твари. Если вместо огня нам нужен Создатель огня, если вместо реальных дождя и грома нам нужен Повелитель дождя и грома, если вместо самой весны нам нужен Бог весны, – то чем тогда это отличается от того же христианства? Тем, что вместо одного бога Их много и у Них иные имена? Может быть мое язычество – примитивное и недалекое, пусть так, но оно неубиваемо и вечно, потому что не зависит от веры или неверия. Ме язычество, еще раз – о том, что я знаю, а не о том, во что я верю.

Далее, мы всё же люди и наше восприятие крайне ограничено. Мы с трудом можем взаимодействовать с такими объектами или явлениями как Гроза, Дом или Богатство, поэтому мы олицетворяем – персонифицируем их: Грозу, например, в виде гневного мужа на колеснице и с палицей в руке, Дом в виде маленького бородатого человечка, Богатство – в виде золотого змея. Персонификации могут быть и иными – да вообще, какими угодно, но я, считая свое язычество славянским, выбрал сейчас чисто традиционные образы. Наши персонификации все равно не являются чем-то реальным – Солнце ведь на самом деле не едет на коне, Море не держит в руках трезубец, Юность не носит на голове венок – мы сами создаем все эти образы. И это не пресловутая “теория эгрегоров”, потому что “на том конце провода” за этим всегда стоит нечто объективно существующее ВНЕ нас. Наши персонификации – это всего лишь оболочки, которые мы создаем для общения с той или иной реально существующей частью Мироздания, с тем или иным аспектом Бытия. Реальны ли наши персонификации? Вряд ли, но несомненно реально то, что они персонифицируют.

Вот возьмем тех же Предков. Очевидно, что мы не наблюдаем Их в окружающей нас реальности, но если обратиться к самому себе (я сейчас больше о внутреннем говорю, но хотя бы к зеркалу подойдите), – насколько вы, и как личность и как организм состоите из Них? Сколько Их – в вас? Более того, это ведь не только в вас, но и в ваших родичах тоже и более того, это продолжить быть и после вашей смерти – в потомках. Вот “это” я и персонифицирую в виде “Предков”. То есть я даже в этом случае не выдумываю ничего сверх того, что существует. Сложнее с такими довольно абстрактными понятиями как Судьба, например, но и за ними все же стоит нечто (пусть и условно) воспринимаемое: личная история, причинно-следственные связи и все такое. Не совсем как бы выдуманное, но такое, да, крайне зыбкое что-то. Поэтому вот Судьба, да – неизбежно останется у меня на границе между знанием и верой. На меже ;-)

Ну и, надеюсь, уже не нужно объяснять как это все может быть “славянским”. Разумеется, Мироздание можно классифицировать и персонифицировать (если уж наши персонификации не являются чем-то “реальным”) как душе угодно, но лично я обращаюсь к славянской традиции по двум основным причинам (хотя обе они сводятся к тому же самому – к тому, что нам нужно опираться на нечто внешнее по отношению к себе). Во первых, я на этом расту. Это мой способ самосовершенствования, если угодно. На блуждании в тумане собственных фантазий просто не из чего и не на чем расти, потому что для роста нам нужен некий предмет для изучения. На реально существующей культурной традиции (пусть и не “существующей” в том же самом смысле, в котором существуют те же солнце или вода, например, но все же она – не наша собственная выдумка ведь) я развиваюсь как личность. Я совершенствуюсь. Таков путь ;-) Во вторых, все мы так или иначе нуждаемся в принадлежности к чему-то бОльшему, чем мы сами. Я вот выбрал славянскую мифологию и осознание того, что я принадлежу к чему-то большему, чем моя ничтожная личность реально дает мне силы. Это в двадцать лет можно было играться в “одинокого волка”, а сейчас… Скажем так, я горжусь тем, что посредством славянского (ново)язычества моя жизнь связана с чем-то бОльшим и не знаю, что тут еще сказать.

Сейчас, пока помню, – еще пара плюсов моего подхода, плюс один непростой вопрос (“зачем это вообще все нужно”) под конец. Если наши персонификации не являются чем-то реальным, а реально лишь то, ЧТО ими персонифицируется, то – во первых, это позволяет нам примирять разные версии внутри нашей традиции, потому что больше нет нужды искать “единственно верную”. Радуга – это и пояс бога, и змей и мост одновременно. Ветер – это одновременно и “Дыхание Земли”, и стая мертвецов и даже волк (ср. “не ешь меня, серый ветер” у Ольги Арефьевой). Во вторых, тем самым я нахожу взаимопонимание с иными язычествами (разумеется, если там не совсем уж упоротые фанатики). Мне не важно, Асатруа вы или кельтский реконструктор, поклоняетесь ли вы богам Олимпа или тотемам индейцев Великих Равнин – мне важно понять, что именно в Мироздании стоит за вашими персонификациями? Пойму то реальное, что стоит за вашей персонификацией, = найду точки соприкосновения. Да, мы с вами так и останемся – разными, но.. – здесь уже “мы одной с тобой крови, брат, – ты и я”. Кроме этого, эта моя ориентация исключительно на воспринимаемое, вместо того, что требует веры – просто-напросто соответствует духу времени. Я, конечно, в самом начале обещал не претендовать на Истину, но.. можете ли вы сейчас вообще представить себе иное условно-языческое мировоззрение, настолько же не противоречащее научной картине мира и современным знаниям?

Теперь о том, зачем это вообще все нужно, если “на том конце провода” у нас нет богов-личностей (ср. “если бога нет, то все дозволено;-)). Если честно, меня всегда забавлял данный меркантильный подход – через “зачем” и “для чего”. Блин, давайте уже честно признаем, что мы занимаемся всем этим просто потому, что нам это нравится. Потому, что это – “наше”. Потому, что не можем иначе, не знаю как еще сказать. Вряд ли язычество вообще в принципе может дать нам хоть что-то, кроме себя самого (разве что личностный рост через все более и более углубленное себя изучение, как я говорил выше, но такое вообще о любой теме можно сказать). Или вы всерьез думаете, что “Богине Зари” было дело до вас лично, а после того как мы превращаем Её в “просто Зарю”, – Ей станет до вас пофигу? Ну это уже инфантильность какая-то, даже не знаю, что сказать. Как будто Мироздание, лишенное идеи богов-личностей, от этого становится “механистичным” и даже “менее живым”. Но жизнь – это ведь не механизм. Дух дышит где хочет. Подобные воззрения (Вселенная как гигантский часовой механизм) навсегда остались там – в 19м веке. А Жизнь – это сама по себе стихия. Вспыхивают звезды, сталкиваются планеты, бабочка взмахивает крыльями и приходит торнадо, вы планируете так-то и так-то провести лето и приходит карантин… Мироздание и без всякого направляющего его развитие Высшего Разума вполне себе живет, движется, копошится, и толкается друг с другом. Жизнь – это стихия. Как Женщина. Как Море. А мы, как дети, сидим на его берегу и играем в ракушки. Безбожник ли я? Как знать.. Но, по крайней мере, мир не будет для меня “всего лишь бездушным механизмом” (справедливости ради, мне вполне знакомо и это “мир-как-механизм” чувство – лет в 17, например, постоянно меня посещало – бррр… крайне неприятное переживание, поверьте).

Зачем мне (не веря в богов-личностей) обращаться к миру? Пусть и через персонификации… Ну хотя бы ради того, что называется “синхронизация”. Мы ведь с вами тоже – плоть от плоти Мироздания. Как говорится, что снаружи, то и внутри. Вот, например, Весна приходит в наш мир, – с таянием снегов, птичьим пением и грязью. Мы обращаемся к Ней, и через наше обращение, через этот ритуал Она приходит не только вовне, но и вовнутрь нашей души – и что-то внутри нас неизбежно растает, что-то запоет, ну и грязь полезет, как без неё… – а что, вы думаете, что у вас внутри нет грязи? Внутри нас есть вообще всё, что мы видим снаружи: – и Ночь и Камень и Поле и Искра. Обращаясь к чему-то внешнему – мы в первую очередь обращаемся к тому, что скрыто внутри нас. А насчет “зачем пробуждать всё это в себе”… блин, но разве это как раз – не значит “быть живым”? Свет солнца на лице, шум прибоя, брызги на руках, – Воспринимаемое. Я очень люблю все это. Я люблю жизнь и благодарю её за то, что она – просто есть (еще минутку откровения, если уж текст такой у меня вышел, личный – помню, лет в 17-18 я прямо на Святках, в бане посреди далекого (несколько остановок на электричке) садоводства посреди глухой тайги серьезно проставился к@липсолом – и там меня жутко проглючило насчет того, КАК живет нечистая сила и что она чувствует. Опять же, как и с Богиней (см. ниже) – это всёё можно объяснить какими-то играми разума, но мне крайне не понравилось данное, скажем прямо, существование. Я тогда, после того как вернулся в реальный мир, – прям посчитал за счастье быть живым (к слову, этот мой опыт так и не отменил попыток самоубийства на почве неразделенной любви пятью годами позже, но все же)). Вернемся таки к сабжу – к моему язычеству.

Безбожник ли я? Как знать, как знать… Зачем мне верить в существование бога-Громовержца, если я восхищаюсь грозой? Серьезно, я прямо таки восхищаюсь грозой, – она наполняет меня священным трепетом. Я буквально говорю “слава Перуну”, когда слышу раскаты грома вот уже 25 лет подряд, и мне для этого не нужно верить в Его реальность как бородатого дядьки с топором в руке. Я испытываю восхищение без всякой веры. Меня просто “торкает” от раскатов грома, если уж так, по простому. Зачем мне верить в Богиню, с двумя руками, ногами и сиськами, если я преклоняюсь перед Силой Её, которую я наблюдаю в окружающих/окружающем (однажды, перед самым зачатием моего сына, Богиня пришла ко мне. Во сне. Я и во сне, помню, сразу понял, что это Она, потому что Она буквально излучала собой совершенство. Она была стройна, юна и безупречно красива – так, что у меня сразу же возникало желание стать перед Ней на одно колено и преклонить голову. Но сон, сами понимаете, дело такое – всегда можно сослаться на проекции бессознательного))). Или, еще пример – когда я сижу перед костром ночью, огонь притягивает мой взгляд настолько, что я могу глядеть в пламя целую вечность, безотносительно веры в существование “бога огня”. Просто я  выбрал воспринимать, а не верить. Ну пусть я и “безбожник”.. да пофиг уже, если честно, на таком-то уровне восприятия. Тем более, что – вы всерьез думаете, что богам нужна наша вера? Вряд ли Им и наша любовь-то нужна. Она нужна нам самим. Мое язычество – это в буквальном смысле проявление любви к миру. Могу выразить это в два слова: “Мир, будь!”.

Без размышлений о кураторах всего этого безобразия – ИЗ ПРИНЦИПА только наблюдаемое. Только воспринимаемое – без подключения категорий типа “веры”/”неверия”. Старался от души написать, как есть, без причёса. Судите сами, как у меня вышло – стали ли мои слова недоговорены, переговорены или все же все сполна говорены.

Маким Сухарев

04.12.2020

*****
Платную подписку на часть материалов пока приостановили.
В 2021 году планируем опять возобновить, но уже в иных объемах материала (и за иные суммы).
*****
Поддержите наш проект!
Ваша поддерржка поможет нам оплатить хостинг и уделять больше времени исследованиям. Даже небольшая сумма будет полезна.

Ваш Email не будет опубликован. Поля "Имя" и "Email" обязательны.