Следуя, уже установившейся традиции нашей молодой группы, мы предлагаем вам уже проверенный опыт, который сложился у многих, кто много лет изучает и практикует славянское язычество. Опыт, который не только может изменить ваше мышление, вашу картину мира в сторону подлинных, мифопоэтических представлений наших Предков, но и поможет сохранить, бережно передать вашим детям настоящую, живую Традицию предков. В чём же скрыты такие мощные, подлинно действующие практики, которые повсеместно и постоянно применялись нашими ещё прадедами и прабабушками , но абсолютно исчезли из жизни современного человека?
Это самые простые, но требующие усилий, напряжения, внутренней дисциплины вещи.
Изучение заговоров, песен, былин, сказаний, колыбельных, величальных и других песен.
Причем не просто чтение, или просмотр видео, это вам ничего не даст.
Всё начнет РАБОТАТЬ, в одном случае, если вы, да, лично вы, ВЫУЧИТЕ наизусть минимум, десяток былин, десятка два сказок (не адаптации, а из изданий “КАК ЕСТЬ” не кастрированных современными педагогами!), будете учить обрядовые песни к КАЖДОМУ календарному празднику, выучите наизусть минимум 50-70 заговоров.
Эти практики подойдут и для семьи,дома, общения с детьми, для общин – посиделки с обязательными для КАЖДОГО члена общины воспроизведением русских сказаний, былин, сказок, песен, не только сблизит общину, но и позволит вам постигнуть глубокую ОБРАЗНОСТЬ русского языка, пропитать своё мышление всем богатством живой традиции.
Ваши дети, будут перенимать наследие не из сухих фраз ученых книг, как это приходится делать вам, а будут расти в той самой ПЕРЕДАЧЕ живого наследия “КАК ПРЕДКИ ДЕЛАЛИ, КАК НАМ ДЕЛАТЬ ЗАПОВЕДАЛИ”.
Накачайте себе кучу аудио записей былин, сказок, песен. Прослушиваете их в наушниках и машинах, повторяйте за сказителем.
Рассказывайте былины жене, детям, родным и близким, пойте песни после ужина и по выходным. Несколько месяцев подобной практики, и ваше умение ГОВОРИТЬ, убеждать, формулировать и выстраивать своё мышление, обращаться к Богам во время ежедневных, воскресных и праздничных обрядов РАЗИТЕЛЬНО переменится.
Для иллюстрации вышеизложенного, предлагаю вам прочесть рассказ о целом роде русских сказителей.
ПОСЛЕДНИЙ ИЗ РЯБИНИНЫХ
Петр Иванович Рябинин-Андреев (1905-1953 гг.)
Из многочисленного семейства Рябининых-Андреевых сказывать былины выучился только средний сын Петр. Он и унаследовал славу Рябининых и известен как последний представитель славной семейной традиции.
В семье Ивана Герасимовича Рябинина-Андреева родилось четырнадцать детей: девять сыновей и пять дочерей, но до зрелого возраста дожили лишь пятеро — три сына и две дочери. Однако из всех перенял от отца сказительскую науку только средний сын Петр. От других, по словам матери, она «поючи не слыхала, ни от большово, ни от меньшово». Старший Степан замечательно играл на балалайке, знал множество старинных народных и советских песен, припевок, частушек, танцевальных наигрышей, но к пению былин почему-то не пристрастился. Может, потому что подолгу не общался с отцом и редко слушал его пение. Александр, младший сын, погиб на фронте во время войны с финнами.
Петр Иванович Рябинин-Андреев, представитель четвертого поколения сказителей, родился 27 мая 1905 года (по старому стилю, та же дата сохранена в паспорте), родителями его были «деревни Западных Гарниц крестьянин Иван Герасимов Андреев (он же Рябинин) и законная его жена Марфа Петрова».
Большинство былин Петр Иванович усвоил от своего отца Ивана Герасимовича, исполнявшего их за вязанием сетей или другими работами; былину о Вольге и Микуле он выучил непосредственно от деда Ивана Трофимовича Рябинина (1845-1910 гг.). Последний любил сказывать детям и внучатам старины.
Петр Иванович рассказывал о своем первом выступлении в 5 лет, когда был в гостях у родителей матери Марфы Петровны в деревне Леликово: «Дедка и бабка раз велели спеть былину о Вольге и Микуле. Меня посадили в угол, дали крендель и копейку. Вот за крендель и копейку и пел первую былину, и это была моя первая награда».
В 1925 году Петр Иванович женился на Александре Васильевне Ригачиной, уроженке той же деревни (1907—1992).
Петр Иванович вспоминал: «Женился я рано, на 20 году, жениться заставил отец, так как мать была больная, и нам самим приходилось хозяйничать…»
Александра Васильевна рассказывала: «Свадьбу назначили десятого августа. Ну, свадьба была хорошая, правда. Приехали из Петрозаводска, народу много было, весело было. Я говорю: “Неужели мы пойдем венчаться?”. А он говорит: “Давай, пойдем, пойдем, еще венчают, да!” А последний уж наш венец был, больше никто не венчался. Ну, вот так и поженились».
До самой войны П.И. Рябинин-Андреев жил с семьей в деревне Гарницы в Заонежье, работал бакенщиком в Кижских шхерах.
В отличие от своих предшественников П.И. Рябинин-Андреев уже в молодости стал пользоваться вниманием не только односельчан, но и исследователей и любителей народной поэзии. Впервые с собирателями фольклора Петр Иванович встретился еще в 1926 году. Экспедиция Государственного института истории искусств «По следам Рыбникова и Гильфердинга» должна была продолжить работу с И.Г. Рябининым-Андреевым, но когда члены экспедиции приехали в Гарницы, Ивана Герасимовича уже не было в живых. И тогда экспедиция записала от Петра Ивановича несколько былин, сделав вывод: «И с ритмической, и с текстологической точки зрения былины П.И. Рябинина-Андреева – одни из лучших эпических произведений первой трети XX века».
В 30-е годы популярность П.И. Рябинина-Андреева была очень велика. С ним встречались такие известные столичные фольклористы, как М.К. Азадовский, А.М. Астахова, Ю.М. Соколов, Н.П. Андреев. Бывали в Гарницах и сказители Матвей Михайлович Коргуев, Федор Андреевич Конашков. Александра Васильевна (жена П.И.) вспоминала: «Приезжал к нам сказитель Коргуев в Гарницы. Конашков в Гарницах бывал. Но они как-то не так пели, как наши. Наши: и Петр, и отец его, Иван Герасимович, как-то интереснее пели. Я Ивана Герасимовича помню хорошо. Хороший был мужик. Ай, какой хороший мужик был!»
Количество его поездок для исполнения былин невозможно сосчитать. С пением былин он выступал в Петрозаводске, Москве, Ленинграде. Тексты былин, записанные от него, если не считать отдельных публикаций, были дважды изданы целиком — в 1940 году по собственноручным записям Петра Ивановича, выверенным В.Г. Базановым, в книге «Былины П.И. Рябинина-Андреева» (Петрозаводск, 1940) и во втором томе классического сборника А.М. Астаховой «Былины Севера» (Л., 1951) по записям 1931 года.
В 1939 году Петр Иванович Рябинин-Андреев был награжден орденом «Знак Почета» и затем принят в члены Союза писателей. Ему была назначена пожизненная персональная пенсия.
Потом началась война, нахлынули совсем другие заботы, тревоги, проблемы. Известно, что во время войны Петр Иванович не только воевал, но и пел былины в воинских частях и госпиталях.
После Великой Отечественной войны Петр Иванович с семьей переселился в Петрозаводск и жил там постоянно. Человек он был сложный, совсем не легкий в быту, с характерными чертами крестьянина, выпавшего из привычного для него деревенского быта. Он отвык от простой мужицкой работы и не имел никакой городской специальности. Был грамотен, знал, что в учебниках написано о его прадеде, деде, отце и о нем самом. К былинам и пению былин у него было благоговейное отношение. Он горячо любил каждого, кто интересовался ими, знал их или хотя бы слушал. Поэтому ему часто трудно было ладить с односельчанами или соседями по дому, в котором он жил в Петрозаводске. Соседи больше тянулись к книгам, радио, кино, к современным песням и считали пение былин старомодным и скучным. Отношение к сказителям в стране резко изменилось. Их редко приглашали на выступления, не поощряли издания былин. В этой смене культурных традиций и форм развивалась жизнь Петра Ивановича в последние годы. С одной стороны, это приводило к усилению чувства благоговейности, с другой, — к бытовой замкнутости великого наследия.
Старая фольклорная традиция была тесным образом связана с крестьянским бытом, с умением делать все, что может понадобиться человеку: срубить избу, вырастить хлеб, изготовить одежду, спеть песню, рассказать сказку и т.п. Такой образ жизни был связан с натуральным хозяйством и создавал большие человеческие ценности — каждый человек умел многое.
Научиться петь былины, импровизировать и при этом строго следовать традициям — совсем не просто. Это требовало больших затрат душевных сил, умственного и эмоционального напряжения. Такое умение высоко ценилось, и умельцы пользовались общественным уважением. Их знали и признавали в Петербурге, во всей России и даже в Европе. Это объясняет, почему так высоко ценили сами Рябинины свой наследственный дар и свое мастерство. Они не робели перед именитыми лицами, соглашались выступать в городах России, отправлялись в длительное путешествие по Европе. Петр Иванович, унаследовав все это, вместе с тем расстался с традиционным крестьянским бытом. Ему уже не приходилось петь былины в лодке по дороге к маяку, не пел он их и по вечерам на «фатерке», где уже появилось радио. А для него, как и для всех Рябининых, былины были жизненно важным способом самовыражения и самоутверждения, осознания своего человеческого достоинства.
Но ни один человек не может жить только прошлым. Нельзя прожить даже современным отношением к прошлому. Петр Иванович был уже современным человеком, но понять свое назначение сказителя в современных условиях ему было нелегко.
Поворот традиционного фольклора к современности был сложен и извилист и привел к разочарованиям. Начиная с 1939 года, следуя новым идейным направлениям, многие народные певцы делали попытки сложить былины-«новины» о революции, гражданской войне, Ленине, Сталине, Ворошилове, Чапаеве, героях Арктики, позже о героях Великой Отечественной войны. П.И. Рябинин-Андреев одним из первых стал сочинять и исполнять такого рода произведения (новые тексты, созданные им, см. в сборнике «Былины П.И. Рябинина-Андреева», Петрозаводск, Каргосиздат, 1939, и в других изданиях). Некоторые из его «новин» даже подхватывались и исполнялись другими сказителями. Но будущего эти былины не имели, в устную традицию они не вошли, как литературное произведение не приобрели популярности и довольно скоро оказались забытыми. Старая, испытанная веками форма не выдержала столь резкого изменения содержания. Старый эпос всегда был рассказом о далеком прошлом и никогда не был прямым отражением современности, ни в ХХ веке, ни в более ранние времена.
В послевоенное время интерес к новодельным произведениям Рябинина-Андреева и др. ослабевает. Начинают раздаваться голоса о «чертах стилизаторства» в них, что так называемые «новины» вообще «внефольклорные произведения», вспомнили, что «нельзя наливать молодое вино в старые меха» и т.д. Все это было правильно. Но о конкретных людях, вчера возвеличенных, и об их судьбах забыли.
Петр Иванович остро переживал сложившуюся ситуацию. Кроме того давали знать о себе полученные на войне ранения и контузии. П.И. Рябинин-Андреев ушел из жизни рано, в 1953 году, еще совсем не старым мужчиной. Похоронен он в городе Петрозаводске на кладбище в Песках.
Это был последний представитель славной семейной традиции Рябининых, четыре поколения которой навсегда вошли в историю русской культуры. Будем же благодарны Петру Ивановичу Рябинину-Андрееву за то, что донес до середины ХХ века прекрасные традиции этой славной семьи.
_______
Текст подготовлен Людмилой Афониной, правнучкой Ивана Герасимовича Рябинина-Андреева.
Аудио – с пластинки “Былины Русского Севера. Сказители Рябинины. Исторические записи 1894, 1921, 1926 гг.” (Мелодия, 1985).
Реставраторы – В. Шифф, А.Осипов, Г. Матвеев
Из собрания Фонограммархива ИРЛИ (Пушкинский дом) АН СССР
И былины в исполнении Александра Маточникина ,современного собирателя и исполнителя фольклора.
На фото — сказители Федор Андреевич Конашков, Петр Иванович Рябинин-Андреев и Матвей Михайлович Коргуев
#Вещие_Слова_НЯ #ОСНОВЫ_ОСНОВ_НЯ #личный_опыт_НЯ#народная_мудрость_НЯ #фонотека_НЯ