Велесовы святки

Сегодня родноверы отмечают Велесов День (по своему обыкновению – в день святого Власия, используя григорианский календарь вместо юлианского). Полагаю, не лишним будет в этой связи напомнить о наших выкладках, касающихся времени празднования Велесовых Святок.
В предлагаемой нами реконструкции славянского языческого календаря (все цитаты в этом посте взяты из нашей статьи о календаре / http://www.krivichi.org/zhrec/slavyanskiy-kalendar.html /) многодневный праздник в честь Велеса составляет единое целое с Громницами (Громницы приходятся на “межи” (день астрономического новолуния), Велесовы Святки – на неделю после новолуния). Это обусловлено тем, что Сретение и день св. Власия в “народно-христианском” календаре близки по времени и характеру обрядности:
“В «народно-христианском» календаре Сретение и Власьев День имеют ряд сходств. Оба эти святодня рассматриваются как переломное время, поворот на весну. Согласно традиционным народным представлениям, на Сретение встречается зима с весной1; тогда как «Власия зовут «бокогреем» и «сшиби рог с зимы» (…)»2. Во Власьев День совершались обряды, связанные со скотом. Для Сретения характерны очистительные и обережные обряды (в том числе, направленные на благополучие домашних животных): «В 12 часов ночи ходили к трём колодцам набирали воду. Эта вода считалась целебной. Ею брызгали больных родственников и скотину, купали и поили детей.»3; «Пришедший домой спешил огнём громницы подпалить себе вдоль и поперёк волосы. Потушенная свеча разламывалась на кусочки, которые раскладывались по клетям и в хлевах, чтобы спасти скотину от падежа и чумной заразы»4. Наконец, оба праздника связаны с Коровьей Смертью: «Во многих местностях, еще на памяти старожилов, в день св. Власия, рано поутру (до обедни), совершался обряд опахивания деревни — в ограждение от Коровьей Смерти. Иногда это, впрочем, производилось поздней осенью; но в большинстве случаев обряд приурочивался к 11-му февраля. С самого Сретенья бродит, по народному поверью, это страшное для скотовода чудище по задворкам. Пятого февраля оно осмеливается даже заглядывать во дворы, и беда тем дворам, где найдется в эту пору незапертый хлев, да где с осени не «опахана» деревня. Власьев день — и так грозен для чудища более всего на свете, но еще грознее он, если в этот день соберется деревня, по старому обычаю, «унять лихость коровью»!»1 Нужно также сказать, что по православному канону празднование Сретения длится девять дней (с 14 по 22 февраля), если наступление Великого Поста не сократит этот срок2; следовательно, Сретение и Власьев День в церковном календаре разделяют всего одни сутки.”
Впрочем, относительно Громниц есть сомнения в том, что этот праздник вообще существовал у славян-язычников. Дело в в том, что: “народные названия Сретения, связанные с громом, светом и свечами (а также — обряды со свечами) характерны для славянских народов, исповедующих католичество (либо подвергнувшихся его влиянию). (…) В церковной практике освящение свечей на Сретение присутствует в католической церкви и отсутствует у православных (а там, где присутствует — заимствовано у католиков) (…)”.
В пользу многодневности славянского языческого праздника в честь Велеса говорят следующие факты:
1. “С.В. Максимов сообщает о том, что на русском Севере Власьев День – «праздник по всем приходам на три дня и больше»1. А.А. Коринфский в своей книге «Народная Русь» пишет: «В изустном народном дневнике (…) существует прямое указание на то, что «три утренника до Власия да три после Власия, а седьмой на день Власия»2. Возможно, это поверье об утренниках (морозах) указывает на то, что в древности празднование в честь Велеса длилось неделю.”
2. “В «народно-христианском» календаре святодень в честь святого Власия часто сливается с Масленицей: «Весьма знаменательно в этом плане указание, что “малоруссы переносят день памяти Власия с 11 февраля на четверг масленой недели” (…); между тем в Слонимском уезде Гродненской губернии в этот день — в четверг на масленой неделе — отмечали праздник “Волося” или “Волосье” (…), явно связанный с почитанием Волоса (…). Эти сведения можно сопоставить с сообщением о том, что в Новгороде день св. Власия (11 февраля) был празднуем как день масленицы»1.” Масленица, как известно, празднуется не один день.
3. Выше уже упоминалось, что праздник Сретения (предположительно, наряду с Власьевым Днём, являющийся “народно-христианским” “наследником” языческого праздника в честь Велеса) тоже был многодневным (хотя многодневность эта и находит подтверждение в церковном каноне, не исключено, что его славянский языческий прототип тоже длился не один день).
4. Наконец, многодневными в народной Традиции являются все (или почти все) крупные праздники.
Чтобы определить, когда следует праздновать Велесовы Святки, важно понимать суть этого праздника. Суть эта, по преимуществу, скотоводческая (что видно из совершавшихся на Власьев День и Сретение обрядов). Временем массового отёла скота и, соответственно, изобилия молочной пищи (что снова заставляет вспомнить о Масленице), был исход зимы. Это связано с тем, что телят можно выгонять на выпас приблизительно через два месяца после рождения, значит массовый отёл должен происходить на два месяца раньше, чем на лугах появится весенняя зелень. Это просто выгодно экономически – если отёл начнётся раньше, то на подросших телят придётся расходовать запасённые на зиму корма. Логично предположить, что именно в это время и праздновался славянский языческий праздник в честь “скотьего Бога” Велеса (к слову сказать, кельтский аналог Громниц / Велесова Дня – Имболк – связан с рождением ягнят и началом лактации у овец).
Конечно, в разных областях трава прорастает весной в разное время – соответственно и зимний Велесов праздник должен отмечаться в разное время. Так, в Зауралье, откуда я родом, весенняя трава в количестве, достаточном для выпаса скота, появляется приблизительно в первой/второй декаде мая – соответственно, Велесовы Святки там следует отмечать в начале/середине марта. В местах с более мягким климатом они могут приходиться на февраль. На севере Сахалина, где я живу сейчас, трава прорастёт приблизительно в первой декаде июня, и Велесовы Святки я намереваюсь праздновать в апреле.
Не нужно забывать и о целесообразности привязки начала Велесовых Святок к лунному циклу (к одному из “времён перехода” – новолунию либо полнолунию (если оно ближе, чем новолуние, к началу массового отёла скота)). Ведь “С Месяцем (Светилом мёртвых), по всей видимости, связан Бог Велес, Навий Владыка. Известна народная загадка ««Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогатый» (Месяц и Звёзды); вскоре после дня св. Власия «кликали Звёзды»: «Делалось это «для плодородия овец». Ввечеру, по приглашению овцевода, выходил пастух-овчар за околицу; клали они оба по три низких поклона на все четыре стороны света белого. Пастух, истово помолившись святому Власию – «пастырю стад небесных и защитнику земных», становился на разбросанную у околицы овечью шерсть и произносил особую «окличку». Вот сохранившаяся у собирателей старины стародавней запись её: «Засветись, звезда ясная, по поднебесью на радость миру крещёному! Загорись огнём негасимым на утеху православным! Ты заглянь, звезда ясная, на двор к рабу (имярек). Ты освяти, звезда ясная, огнём негасимым белоярых овец у раба (имярек). Как по поднебесью звёздам несть числа, так у раба (имярек) уродилось бы овец болей того!» Вслед за этим, хозяин, приглашавший пастуха на окличку, вёл его в избу, угощал чем Бог послал, подносил вина, наделял – чем ни на есть, чтобы тому не с пустыми руками за порог уйти»1.”
В нашей реконструкции, как упоминалось выше, к новолунию привязаны Громницы, а неделю после Громниц предлагается называть Велесовыми Святками, но при этом высказывается мнение, что “(…) Власьев День и Сретение — христианские «наследники» одного и того же древнего многодневного праздника (преимущественно, скотоводческого). Проводился он на исходе зимы во время отёла скота. Возможно, его начало было привязано к новолунию – в это опасное, по народным поверьям, время очистительные и обережные обряды особенно необходимы.” Я думаю, что лучше начинать праздновать Велесовы Святки с дня новолуния (а не со следующего после новолуния дня) и называть Громницами (если вы считаете, что этот праздник имеет славянское языческое происхождение и отмечаете его) первый день Велесовых Святок.

#славянский_календарь_НЯ #славянские_праздники_НЯ

Мирослав (Курганский).

Оригинал публикации на Фб – https://www.facebook.com/slavonic.neopaganism/posts/6..

*****
Поддержите наш проект!
Ваша поддерржка поможет нам оплатить хостинг и уделять больше времени исследованиям. Даже небольшая сумма будет полезна.

Комментарии закрыты.