“ВЕЧНОЕ” КАК ПРОТИВОЯДИЕ

Две недели назад еще все это до меня дошло, просто было не до написания текстов. Но думаю, что будет символичным начать возобновление публикаций именно с этой мысли.
Вот как было дело:
раз в неделю, по понедельникам, я работаю в офисе (чтоб окончательно человеческий облик не потерять, по окраинам области странствуя). И вот, после всего начавшегося у нас в стране 21 числа, шел на работу полный всяческих опасений. Ничего страшного так и не случилось, но все равно: мое утро было неизбежно перегружено обсуждением новостей, которых лучше и вовсе не было бы, тревожными предчувствиями и натужным нервным юмором.
К обеду я решил отдохнуть от всего этого и пошел погулять. А надо сказать, что офис находится в центре города в полутора кварталах от главной нашей городской Реки (Ангара – хоть и не Волга, но все же не речка какая-то, а вполне себе достойная река), – и вот я вышел на набережную. Так как для рисования у нас уже довольно прохладно, я занялся созерцанием: самой реки, солнечной дорожки на ней, солнечных лучей, пронзающих кроны деревьев, стай уток, летящих на юг… Задумался о самых основах основ, о картине мира, о взаиморасположении миров, об устройстве Мироздания в язычестве… – обо всем таком, в общем. Разительный контраст с тем, что занимало мою голову утром!
Но тогда я еще не понял – вернулся затем в офис и опять предсказуемо погрузился во все эти злободневные вопросы и переживания, начисто забыв и про Реку, и про Миры…
И когда я, уже вечером, вновь вышел из офиса, мой взгляд неожиданно наткнулся на еще одну стаю птиц, улетающую на юг – и тут меня посетило состояние, которое японцы называют – “сатори”. Я понял.

Когда заходит речь о том, что составляет самую основу нашей религии – о “Божественном” или о “Сакральном”, – мы обычно болтаемся между двумя крайностями. С одной стороны, это наивная тяга исключительно к институциональным проявлениям религии: когда обязательно должны быть общепризнанные каноничные боги, святилище и одетые “по форме” жрецы. С другой – не менее наивное утверждение о том, что “божественное – везде и во всем” (что не более чем хотелки, если вы прям не просветленный Будда). Или, если посмотреть на те же самые крайности немного под иным углом, то одни привыкли ассоциировать язычество исключительно с Прошлым. Другие, осознавая недостатки данного подхода, пытаются, наоборот, увести язычество в Настоящее или Будущее – так появляются разного рода уродливые химеры вроде “городского язычества” или “техноязычества”. Я же считаю, что неверно и то и другое. Концентрация на будущем – у археофутуристов или даже концентрация на настоящем – у разного рода “городских язычников”, – это такой же тупик, как и концентрация на прошлом – у реконструкторов. Концентрироваться стоит на вневременном, на Вечном.

Повседневность – опустошительна. Современная ситуация в стране (да и в мире в целом, чего уж там) сулит нам лишь все усиливающуюся борьбу за выживание. В этом беличьем колесе повседневной борьбы мы рано или поздно просто упадем замертво, после того как эта борьба вытянет из нас все соки и окончательно лишит нас сил. Неудивительно, что люди, знакомые с мифологией, сейчас пытаются найти для себя хоть какую-то отдушину, хоть какой-то просвет в неутешительных реалиях – пытаются уйти в свой “Внутренний Лес”. Однако пытаться найти для себя отдушину в иллюзорных реальностях Прошлого или Будущего – ну такое…
Концентрация на Вечном, наоборот, – это то, что дает нам силы. Течение реки, птицы, улетающие осенью в теплые страны и вообще сама смена времен года, солнечный свет, размеренный плеск волн – обращение к этой основе бытия подобно глотку свежего воздуха в душной комнате. И не мечи или бубны, и не беспроводные наушники и интернет, – а то, что было, есть и будет всегда. Вечное.
Я сейчас говорю не только о чем-то пейзажно-природном. В человеческой жизни тоже есть вечные циклы и вечные сюжеты, стоящие за мифами, сказками, играми и фильмами (как тут не вспомнить “Тысячеликого героя” Кэмпбелла). Или вот смотрите, неплохой клип – https://www.youtube.com/watch?v=b2pvaP_OED8, передающий то же самое. Вечное (детям (равно как и старикам) вообще присуще Это – нечто вневременное).
Я думаю, что мы с вами и к древности-то стремимся не потому, что все эти лодьи и косоворотки имеют какую-то самостоятельную ценность в современном мире. Нет, все “древнее” ценно для нас по той же самой причине – в нем мы ощущаем отблеск Вечного. Я вот рисую архаику не ради каких-то древних старинных форм, а ради архетипических образов. Ради Вечного.
Но тут, кстати, вопрос в том, на что направлено наше внимание, потому архетипическое зачастую передают как раз посредством древнего. Например, на некоторых советских памятниках, посвященных ВОВ, герои изображены не с современной войне винтовкой, а с мечом. И меч там – явно не как “старинное оружие”, а как “архетипическое оружие”/”оружие вообще”.

Может сложиться впечатление, что мое “Вечное” – это просто какой-то пустой напыщенный термин, вроде
“(примордиальной) Традиции”, но это все же сугубо практическое указание на то, на что нам стоит направить наше внимание. Кто-то играет на гуслях, кто-то предпочитает синтезатор, – и и то и другое принадлежит определенному времени. Но и за тем и другим стоит нечто вечное – сама Музыка. Вот в каком-то таком направлении я и предлагаю искать. Причем не в плане умозрительных поисков. Нам нужно переживание Вечного, а не размышления о нем. Одно дело размышлять о том, что продолжение Рода – вечно, а другое – с реальными детьми повозиться. Почему я и начал текст с созерцания природных явлений – это нечто переживаемое, а не внутри ума.
Переживание вечного всегда придает нам силы – так мы можем понять, что мы на правильном пути. Достоверно не знаю, почему так происходит (знаком с несколькими теориями на сей счет, эзотерическими и экзотерическими, но кто его знает…), однако это факт.
Это – реальная сила, которая остается с нами и спустя какое-то время после возвращения к повседневному. Сила жить.
Другой надежный критерий – потеря чувства времени, что естественно, если мы говорим о Вневременном (не могу отнести себя к поклонникам “Валис” Филипа Дика, но похоже, он прав – наша тюрьма состоит в первую очередь из времени).
Кто-то пытается обрести Это в ритуале, но лично мне кажется, что ритуал – это все же на 9/10 рутинное нечто. Впрочем, если вам помогает – почему бы и нет. Если понятна сама цель – достичь места Вне Времени.

Максим Сухарев

12.10.2022

*****
Поддержите наш проект!
Ваша поддерржка поможет нам оплатить хостинг и уделять больше времени исследованиям. Даже небольшая сумма будет полезна.

Ваш Email не будет опубликован. Поля "Имя" и "Email" обязательны.