СВЯТОЧНАЯ КОЛЛАБОРАЦИЯ С ОКРУТОЙ “НА МЕЖЕ”

Экспериментируем с воплощением наших идей в реальной жизни – не только в базовом формате “семейного язычества” (https://novoyazychestvo.ru/prazdniki-vne-obshhiny-moj-opyt-semejnogo-yazychestva.html), но и в иных форматах. Так как сейчас идут Святки, уместным оказалось совместить некоторые наши идеи с современной традицией обрядового ряжения, в чем нам очень помогли питерские окрутники из ватаги “на меже” (https://vk.com/namezhe).

МОТИВ “СИЛЫ ПОМОГАЮТ” И РИТУАЛ

Сегодня – один известный мотив славянского обрядового текста “божественные силы принимают участие в работе”, совмещенный с ритуалом

О данном мотиве (на материале заговоров известном также как “не я помогаю, а бог помогает”) я писал в начале прошлого года (https://novoyazychestvo.ru/bogi-prinimayut-uchastie-v-rabote.html). Напомню примерами:

  • в свадьбе «сам біг коровай місит, пречистая світит, ангели воду носят. . .» (Ходаковский, с. 167);
  • при заговаривании болезни «сам бог іде раба божого од болячки шептати. . .» (Иващенко, с. 3);
  • в заговоре при сборе целебных трав «святий Аврам все поле орав, а Сус Христос сіяв, Матер божа копала. . .» (там же, с. 27);
  • в зажиночной песне (Смоленская обл.) приглашают божью матерь: «Ты, пречистая мать, ты пречистая мать,/Ходи бороду полоть, ходи бороду полоть своей правой рукой. . .» (Руб­цов, с. 147)” [2].

Вновь обратить внимание на данный мотив меня заставила любопытная книга А.В. Коровашко, в которой он рассказывает о том, как в отечественной литературе писатели конструируют собственные заклинания на основе народной традиции [2]. И там есть интересный пример применения подобного мотива, взятый из романа А.А. Кондратьева “На берегах Ярыни”:

“…Завиваем мы жито Федота.
Я кручу, нечистые вяжут,
Сатаница узлы считает
(…),
Заговаривает каждый узел.
Первый узел – чтобы не дозрело;
Второй – чтоб дождем промочило;
Третий – чтоб градом побило…”

Здесь, во первых, не совсем типичное, но интересное распределение ролей, где не просто “Они работают за меня”, а “я и Они делаем нечто совместно” – это сильнее связывает текст с реальностью ритуала, а во вторых, вслед за вступлением, идет очень удачное перечисление “по шагам”. В общем, практически готовая к использованию структура. Например, текстовое сопровождение известнейшего обряда “Вождение Козы” в данной структуре звучало бы так:

Ведем мы Козу рогатую.
Я говорю, Деды ведут,
Духи шаги считают –
Ведем каждый шаг.
Первый шаг – чтобы жито родилось;
Второй шаг – чтоб жито стогом;
Третий шаг – чтоб жито копной…,

Однако, в случае “Вождения Козы” все это вряд ли уместно (только для примера написал, чтоб было понятно, что такое “структура”) – ибо там есть свои традиционные тексты, причем очень и очень неплохие. Зачем “изобретать велосипед”? Поэтому решено было применить мотив к  скатыванию горящего колеса с горы (с целью зажечь огонь нового года, начать движение солнца к весне – и все такое).  Там нет никакого “традиционного” текста. В качестве мифологического персонажа-помощника решили оставить ту же Коляду как персонификацию праздников. Навскидку получилось так:
“Катим мы колесо с горы.
Я ставлю, Коляда зажигает,
Коляда колесо с горы спускает
Первый оборот колеса – чтоб новый огонь зажегся;
Второй оборот колеса – чтоб солнце у весне двинулось;
Третий – чтоб … ”

Убрав корявость текста и причесав, пришли к итоговому варианту, который был задействован в ритуале:

“Катим мы колесо с горы.
Я ставлю, Коляда зажигает,
Рогатые колесо с горы спускают.
Раз колесо обернулось – (чтоб) Солнце к весне повернулось,
Два колесо повернулось – (чтоб) новое пламя раздулось,
Три колесо повернулось – (чтоб) лето к нам вернулось!”

Разумеется, выше – это только пример, и подобная структура текста подходит и для иных ритуалов. Сначала определяемся с ритуалом (ЧТО мы ДЕЛАЕМ), потом – с мифологическими персонажами, которые совместно с нами делают это, ну и, наконец, разбиваем наши действия на этапы/шаги. Оформляем в виде текста по образцу выше. Сопровождаем этим текстом наш ритуал.

МОТИВ “ЧУДЕСНОГО ОДЕВАНИЯ” И РИТУАЛ

“Чудесное одевание” – поздний, но очень хороший и  годный мотив в славянской традиции. Речь идет о мотиве типа  “…оболоку на себя красное солнце[…], опояшусь све[т]л[ой] зорей, поттычюсь частыми звездами, возьму в руке млад светел месяць…” (см. https://novoyazychestvo.ru/motiv-chudesnogo-odevaniya.html). Так как мы сейчас говорим об обрядовом ряжении (при поддержке наших друзей – https://vk.com/namezhe), то искушение использовать мотив “чудесного ОДЕВАНИЯ” (и превратить его в “чудесное ряжение” :-)), конечно же, было очень велико.

Однако, перспективным оказалось не вводить в круг ряженых некоего “космически обряженного” в соответствии с мотивом, а наоборот, использовать “чудесное одевание” как нечто, что окрутники дают другим людям – НЕ ряженым. То есть это – Дар от Них, Сила Космическая. Тем более, что текст здесь даже еще лучше, чем в предыдущем примере сочетается с действием.
Признаться, первоначально я думал про снег. При наличии обильного снежного покрова можно буквально физически – красное солнце в очи вставить, млад светел месяц в тыл положить, частыми звездами подтыкать. Или умыть там зарею, вытереть солнцем, одеть облаками, покрыть небом, или громом и молнией, подпоясать ветрами, осыпать звездами [см. варианты в 3]. Так у нас родился вариант №1, называемый:

“ЗАПУСКАТЬ В КОСМОС/ЗАПУСКАТЬ ГАГАРИНА” :-)

В суровых северных краях на тот момент, увы, было не так уж много снега, но это оказалось не страшно. В принципе, традиционные ряженые взаимодействуют с нормальными людьми двумя основными способами – осыпают их чем-либо и/или бьют. Поэтому, даже если на улице нет снега, то целительные пи@дюли – всегда при нас! :-) Всегда можно Избранному “мотив чудесного одевания” устроить, просто целительными этими самыми, приговаривая “в лоб тебе – солнце, а на затылок тебе – месяц, по бокам тебе – звезды частые”.

Ниже короткое аудио, которое дает нам понять, как такое может быть осуществлено. Именно аудио, а не видео, потому что картинка, к сожалению, утонула в зимней темноте северных широт (а вспышку включать было негоже, дабы не порушить тем самым сакральность действа). Но представьте, что здесь в темноте перед вами двое – держат хозяина дома за руки, один – дает по лбу (“солнце”), другой – подзатыльник (“месяц”), потом – закидывают его снежками, какие смогли собрать (“звезды”) и напоследок хлестают плетью по пояснице (“опоясывание зарей”):

По отзывам – получилось довольно неожиданно, оригинально, небанально и весело. В общем, “зашло”. Помимо данного конкретного примера, мы можем рекомендовать вам данный мотив в (более общем) варианте №2:

“ЧУДЕСНОЕ ОДЕВАНИЕ” КАК БЛАГОПОЖЕЛАНИЕ

Для того, чтоб проиллюстрировать этот прием, а также поздравить всех с наступающим Новым годом, ватажники из “Окруты На Меже” (https://vk.com/namezhe) вчера специально заморочились и специально устроили специальный перфоманс среди городских многоэтажек (там потом еще было ритуальное избиение курьера под эти же самые “гагаринские” мотивы, но его уже показывать мы никому не будем, потому что вышло слишком сурово, представьте себе). Покажем только фото:

В общем, желаем вам
в наступающем новом году
Землей подпереться,
Небом укрыться,
Солнцем ясным умыться,
Месяцем светлым осветиться,
Звездами частыми огородиться,
Зарею красной опоясаться!

С Наступающим!

31.12.2020

ЗЕРКАЛО В СВЯТОЧНЫХ ИГРАХ

В Святках можно выделить ннесколько основных тем: присутствие на земле духов, ассоцииирующихся с умершими, ритуальное ряжение в них, ритуальное благопожелание от лица ряженых (т.н. “колядки”), гадание (опять же, за счет присутствия духов, см. https://novoyazychestvo.ru/onlajn-gadanie-po-t-n-taro-vasnecova.html). Все эти темы объединяет одно и тоже  – связь с потусторонним. Огромную роль в этой связи, так или иначе, играет ВОДА (стихия, ассоциирующаяся либо с границей между миром живых и миром умерших (“Тот Свет находится за водной преградой), либо с ним самим). Достаточно вспомнить, что святочные духи приходят из воды и уходят потом обратно в воду, по завершении Святок. В тех же святочных гаданиях вода играет довольно заметную роль (особенно если вспомнить минусовые температуры средней полосы, практически исключающие воду в жидкой форме из окружающего нас мира) . Гадания у проруби или у колодца (причем последний зачастую выступает в символической форме – вспомним известное святочное  гадание, в котором девушки строят из спичек “колодец” под кроватью перед сном, с приговором типа “суженый-ряженый, приди воды напиться”…).

По смыслу воде во многом тождественно зеркало. См. из статьи З[еркало] в СДЭС: “Действия с 3.[еркалом] в погребальном обряде на­ходят параллель в требовании обязательного закрывания глаз покойнику (3. уподобляется глазам также в загадках, приметах, некото­рых магических приемах и запретах), в обычае выливать всю воду в доме, где случилась смерть, или прикрывать сосуды с водой, что­бы душа умершего или сама смерть не «отра­зилась» в воде… 3. использовалось для общения с оби­тателями загробного мира. Болгары верили, что с помощью 3. можно увидеть умерших, когда они пребывают среди живых в период от Пасхи до Вознесения (или Троицы); для  этого надо навести 3. на воду в колодце и позвать их (пловдив.)… Гадания с З. известны всем славянам и другим европ. народам и отражены в лите­ратуре. Они приурочены главным образом к святкам… Сходные гадания совершаются с водой — в доме, у колодца, над прорубью… Болгары Пловдив. края в Иванов день на рассвете ходили к колодцу и заглядывали в него, веря, что если увидишь свое отражение без головы, непременно умрешь… Во время лунного за­тмения выносили из дома посудину с водой и обращали водной поверхностью к луне, чтобы увидеть, «кто и с какой стороны гры­зет луну» (серб).” [4].

И вообще, подобное отношение к зеркалам является универсалией. По крайней мере в Северной Евразии бронзовые зеркальца являются известным шаманским атрибутом для связи с потусторонним. Соответственно (и помня о том, какою роль зеркала играют в святочных гаданиях), использовать их же в святочном ряжении, как говорится, сам бог велел. И здесь мы воспользуемся тем же, приемом, с помошью которого Персей победил Медузу Горгону (ну помните, из-за смертоносного взгляда последней, ему пришлось убивать ее, глядя в отражение на начищенном до зеркального состояния щите). Пока, с помощью наших друзей из питерской ватаги “на меже” (https://vk.com/namezhe), мы придумали использовать зеркало в играх.

Вот пример такой игры – “через зеркало” – в прятки, проведенной на днях в Историческом парке  “Бастионъ” (https://vk.com/history_park_bastion):

На ум сразу же приходят всякие простые народные игры, но не только. Что угодно, сопровождаемое смотрением через зеркало, уже перестает быть томным :-). Тем более в Святки, когда, помимо развлечения, можно через зеркало и духов увидеть.  По отзывам народу зашло, потому как было необычно и неожиданно сложно. Реально трудно что-то делать, смотря в зеркало. даже элементарное. Так что и правда можно запутаться и в иномирье себя почувствовать. :-)

В общем соль в том, что область подобного (“в стиле Персея”) применения зеркала – очень велика. В следующий раз попробуем непосредственно с участием ряженых что-то такое, – чтоб Их в зеркале видеть.

Максим Сухарев

07.01.2020

Источники:

[1] Виноградова Л.Н. «Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования»;

[2] Коровашко А. В. “Заговоры и заклинания в русской литературе XIX-XX веков”;

[3] Топорков А.В. “Мотив “чудесного одевания” http://ruthenia.ru/folklore/toporkov4.htm;

[4] «Славянские древности: Этнолингвистический словарь», в 5 т.;

 

 

*****
Платную подписку на часть материалов пока приостановили.
В 2021 году планируем опять возобновить, но уже в иных объемах материала (и за иные суммы).
*****
Поддержите наш проект!
Ваша поддерржка поможет нам оплатить хостинг и уделять больше времени исследованиям. Даже небольшая сумма будет полезна.

Ваш Email не будет опубликован. Поля "Имя" и "Email" обязательны.