Некоторые вещи невероятно трудно заметить – настолько они лежат на поверхности. Я, например, начал задумываться, что солома что-то значит сама по себе, а не просто как «древний универсальный материал», который много где используется, всего лишь года два назад, когда плотно погрузился в работу над «славянским новоязычеством». В общем и целом, ритуально значимы не только изготовляемые из соломы чучела (Морены, Масленицы, Ярилы), снопы типа дожиночного или святочного «Деда» или сложные конструкции типа подвешиваемого в красном углу «паука»… Ритуально значим и сам материал, из которого все это изготовляемо – солома. Причем понятно, что раньше из соломы делали не только нечто «ритуальное», но и много сугубо бытовых предметов – игрушки, шляпки, циновки и проч. Впрочем, тем лучше для нас, новоязычников, потому что солома в наших глазах теперь не связана с нашим бытом, – и тем ярче для нас ее мифологическая сущность. Еще одна частица чего-то «природного» и «настоящего», среди гипсокартона, фанеры и пластика…
Понятно, что если вы – аграрий и занимаетесь выращиванием злаковых культур, то в вашей жизни и так есть место соломе, однако я сейчас попытаюсь показать, что солома значима и вне аграрного цикла. Ей вполне найдется место и в жизни современного горожанина.
Сначала об определении. Общеизвестно, что в сельском хозяйстве солома – это основной отход от процесса жатвы: сухие стебли злаковых и бобовых растений после того как их обмолотили, т.е. освободили от зерна/бобов. Однако суть тут не в «обмолоте». А в том, что солома – это высохший стебель растения, которое уже отцвело, отплодоносило и завершило свой жизненный цикл (в отличие, например, от «сена» – травы, скошенной зеленой, и потом засушенной, специально, чтобы сохранить питательные вещества, потому что основное назначение сена – быть съеденным домашним скотом). То есть «солома» – это необязательно продукт земледелия или нечто, имеющее отношение лишь к сельскому хозяйству. Это – нечто, имеющее отношение вообще ко всем злаковым растениям, как к таковым. В этом смысле – «высохшие стебли растений» – солома присутствует вокруг нас и сейчас, даже в городах. Разумеется, в старину солома была ритуально значима и из-за своей причастности к процессу производства хлеба (также, как и то же зерно, например). Увы, придется признать, что данная смысловая составляющая для нас практически потеряна. Однако – у нас с вами все равно остается Суть:
В славянской мифологии солома находится на «границе» между миром живых и миром мертвых. С одной стороны, солома, как происходящая от растительности, – обладает плодоносящей силой. С другой стороны, солома принадлежит уже Тому Свету, как нечто мертвое и отжившее свой век. Такое, пограничное положение соломы придает ей особые свойства посредника между мирами.