СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ

Часто говорят, что славянские языческие мифы не сохранились. Они, конечно, не были записаны в древности, но сказать “не были записаны в древности” – все-таки не тоже самое, что утверждать: “у нас с вами вообще ничего нет, кроме выдумок современных фриков” (некоторые, конечно, идут еще дальше и это “нам неизвестно, что было” у них плавно превращается в “нам известно, что ничего не было”, но это уже явно ангажированная, понятно в чью именно пользу, точка зрения). На самом же деле, со славянскими мифами у нас все довольно таки неплохо. Да, разумеется это реконструкции, но среди них есть очень и очень твердые, прям с минимумом сомнений. Собственно, в этой заметке ниже я и хочу указать на кое-что из того, что у нас с вами есть из довольно таки достоверного (причем это будут не какие-то отдельные авторские гипотезы типа “теории основного мифа”).

В общем, мой тезис в том, что если нам нужны славянские мифы, то у нас с вами они вполне есть. Нет только одного – Имён. Плюс еще одна особенность – как правило, дошедшие до нас мифы существуют не в единственном варианте, а в разных. Хотя на самом деле ничего “особенного” в этом нет, – наоборот, для любого язычества это – норма. Тут, наверное, нагляднее всего будет сравнение с нордоверием, как наиболее близким к славянам язычеством. Какой бы пример привести… Вот, допустим, радуга. У современных  приверженцев Северной Традиции обычно все просто: Радуга – это Радужный мост, Биврёст, – потому что так написано у них в Книге. У славян, кстати, тоже есть понятие о радуге как “мосте на небо/мосте в рай”, но у нас, помимо этого, есть еще и радуга – гигантский змей, который пьет воду из водоемов, радуга – пояс небесного бога и проч. То есть у нас не один вариант – с мостом, а несколько, как и подобает настоящей устной традиции – она всегда существует в вариантах (после такого я прям начинаю задумываться о том, что нам очень повезло с отсутствием своих собственных “эдд”, потому что “Писание” парадоксальным образом обедняет язычество). Хотя, справедливости ради, и в Северной традиции тоже никуда от этой вариативности не деться (те же люди, например, и сотворены из дерева и возникают под мышкой великана Имира, когда он потеет во сне), – это лишь следствие современного мышления.
Теперь насчет имен – да, мы, за редкими исключениями, не можем назвать богов, которые участвуют в наших мифах, по именам. Но имена богов для мифов особо и не нужны. Это скорее, наоборот, мифы нужны нам для культа богов – чтобы через участие в каком-либо мифологическом сюжете полнее понимать сущность того или иного бога. Да, этого у нас нет. Но это не равно “у нас нет мифов”. Еще раз, для самих мифов имена богов особо и не нужны. Сравните “Боги сотворили мир из тела Великана” и “Один, Вили и Ве сотворили мир из тела Имира” – что здесь в сущности-то меняется? И в том и в другом случае происхождение мироздания понятно. Тем более, если мы вспомним про вариативность – у разных  славян в одних и тех же сюжетах могли участвовать различные боги.

В общем, попробую кое-что перечислить:

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИРА/ЗЕМЛИ:
Тут у нас есть три основных варианта (не считая всех прочих, разумеется):
1. Боги сотворили весь мир из тела Первосущества: из черепа – небо, из дыхания – ветер, из волос – траву и т.д.;
2. Двое творцов, соперничающих богов в виде водоплавающих птиц ныряют в первичные воды и приносят оттуда в клюве землю;
3. Небо и Земля, первоначально единое – разделяются, сочетаются священным браком и порождают все сущее – те же Солнце и Месяц, например.

НЕБЕСНАЯ СВАДЬБА:
Свадьба Солнца и Месяца (впрочем, грозящая вернуть мироздание в состояние хаоса) срывается (например из-за того, что Месяц (м.р.) изменяет Солнцу с Утренней Зарей, и за это  Громовержец разрубает (объяснение происхождения лунных фаз) его пополам), после чего Солнце и Месяц оказываются разделены – так возникает чередование Дня и Ночи и вообще, Время.

Тут можно еще и про сами светила нечто. Например про пятна на месяце – Месяц затянул к себе девушку с сосудами, наполненными водой или про солнце – Змей выпил у Солнца один глаз, с тех пор Солнце радуется каждой убитой змее, но по моему это уже пошли частности.

Теперь – немного эсхатологии, для равновесия:

БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА И КОНЕЦ СВЕТА:
Об этом писал еще Афанасьев: “Большая Медведица – “Воз”; четыре звезды ковша – колеса повозки; две звезды ручки – два вола, третья – погонщик [божественной природы]; небольшая звезда – собака; она силится перегрызть упряжь и через это нарушить весь строй мироздания, но перед концом света захочет пить, побежит к воде, в это время ремни вновь срастаются”. В общем однажды она (не обязательно собака, а иногда волк или иное хтоническое существо – мышь или крот) перегрызет и тогда все кончится.
похоже на –
Хтонические животные (обычно змеи) грызут ДЕРЕВО – ОПОРУ МИРОЗДАНИЯ, из под корней которого берут начало все реки мира. Иногда враги отвлекаются от своего дела (например, уходят на отдых) и тогда/или периодически в определенное время нанесенные повреждения исчезают. Когда дерево упадет – рухнет и мироздание (в общем, “Темная башня” Стивена Кинга).

А, вот еще, уже чисто для примера –
СОЛЕНОСТЬ МОРЯ:
Чудесной мельнице приказано молоть соль, но не дана команда остановиться. Мельницу похищают, она тонет в море, обычно мелет соль до сих пор – и от этого море соленое.
Но про все объекты мироздания я сейчас копать не буду – слишком много там всего.

Далее, самое важное – СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА:
1. из глины – все же это базовое, и притом дохристианское [3];
2. из пота божества/первочеловека;
СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И СОБАКА:
Продолжение темы “двух соперничающих творцов”. Блин, здесь прям процитирую Березкина: “Создав тела людей, творец отправляется за душами, чтобы оживить творение. На время своего отсутствия он оставляет сторожем Собаку, причем облик сторожа конкретно не описывается (то это скорее зооморфное существо, то скорее антропоморфное). В отсутствие творца антагонист просит Собаку пропустить его к недоделанным людям и для этого напускает мороз и подкупает сторожа теплой шубой. Антагонист портит творение, оплевывает его, из-за чего люди оказываются подвержены болезням и смерти. Вернувшийся творец выворачивает оплеванные творения наизнанку, дабы слизь и нечистоты остались внутри, а Собаку наказывает, превращая в животное, обязанное служить человеку и питаться отбросами” [1].

Ну и, логичным образом после сотворения человека – про т.н. “Золотой век” (время жизни первых людей):

ПЕРВОЛЮДИ – ВЕЛИКАНЫ:
До нас жили великаны – пошли войною на бога, штурмовали небо. Бог превратил их в камни (но от них и появилось следующее поколение: мы – люди).

ВОЙНА ЖЕНЩИН И МУЖЧИН:
Кстати, реально представления о матриархате ученых позапрошлого века на поверку растут из мифологии: раньше женщины правили мужчинами – заставляли тех делать мужскую работу. Однажды мужчины победили (обычно хитростью).

ПИЩЕВОЕ ИЗОБИЛИЕ И ЕГО УТРАТА:
Раньше хлебные колосья были огромные – на одном стебле росло по сто или тысяче колосьев и люди вообще не знали голода. Но первые люди перестали относится к хлебу с уважением (например, матери стали подтирать им младенцев) и бог/боги/богиня стала уменьшать число колосьев на хлебе – один за другим. Однако кот/и собака начал(и) плакать и выплакал(и) у бога последний колос – и с тех пор на стебле один колос и люди дают кошке/и собаке “их долю”. Поэтому говорят: “нэ битэ кота, бо ён хлеб у Бога выпросиу”” [2].

Ну потом идут различного вида мифы о происхождении животных и растений, множество их. Например, женщина, которая болела и которой ее же дети не дали воды – превратилась в кукушку, или известное представление о возникновении двухцветного цветка Иван-да-Марья из тел брата и сестры, совокупившихся друг с другом.
Или сюжеты о происхождении разного рода природных объектов. Например, происхождение реки из крови богатыря Дуная.
Или героика – вспомните многочисленные сюжеты, где герой/три героя возвращают солнце, луну и звезды, похищенные многоглавыми змеями или демонами.
Но это все уже слишком необъятный материал.

Я думаю, для подтверждения моего тезиса о том, что у нас с вами вполне есть свои славянские мифы – этого будет достаточно.

См. также попытку трехлетней давности “Славянские боги и славянские мифы” – https://novoyazychestvo.ru/slavyanskie-bogi-i-slavyanskie-mify.html, но в то время я исходил из чисто “природного”. И вообще, у нас на сайте описано уже немало мифов. Вот, например, от Мирослава “МИФЫ О СОСТЯЗАНИИ С СОЛНЦЕМ…” – https://novoyazychestvo.ru/mify-o-sostyazanii-s-solncem-v-pesnyax-yuzhnyx-slavyan-i-problema-aktualnosti-mifologii-dlya-sovremennogo-novoyazychnika.html

Максим Сухарев
22.04.2021

Некоторые источники (все я просто запарился бы перечислять, да и не научная эта статья – не строгий формат):

[1]. http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin18.htm;
[2]. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/26050/1/ei_2003_25.pdf 
[3]. Морозов И.А. https://vk.com/wall-67741956_16354

*****
Платную подписку на часть материалов пока приостановили.
В 2021 году планируем опять возобновить, но уже в иных объемах материала (и за иные суммы).
*****
Поддержите наш проект!
Ваша поддерржка поможет нам оплатить хостинг и уделять больше времени исследованиям. Даже небольшая сумма будет полезна.

Ваш Email не будет опубликован. Поля "Имя" и "Email" обязательны.