
Условно древнее славянское веретено
Здесь я продолжаю тему, поднятую мной в посте про “колесо” (https://vk.com/wall-119055965_7136) – так, что, если вы – любители славянских древностей, то этот пост – для вас
Есть такая хорошая статья – Жульникова С.Н. “Гендер в предметном коде культуры: символ и архетип (на материале славянских обрядов первого года жизни)” (http://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-12/1062.html), – которую я далее буду цитировать:
“В славянском мире в качестве наиболее устойчивой комбинации, репрезентирующей идею пола в предметно–символическом коде культуры, является бином топор–веретено (как вариант: рубящее/режущее орудие – предмет, связанный с процессом прядения [2] ). Имеющиеся в нашем распоряжении материалы демонстрируют неслучайность и устойчивость этой символической предметной оппозиции в разных локальных традициях, что дает основание полагать, что данный бином носит общеславянский характер и отражает определенные системные связи на уровне архетипов.
…

Условно древний и славянский гребень
веретено и процесс прядения в предметно–символическом мире славянской культуры являются метафорическим воплощением идеи матки [97] , женского начала, а топор – фаллоса, мужского начала (о чем красноречиво говорит следующее поверье: целомудренный юноша не может мастерски владеть топором [98] ).

Современная расческа
…
В то же время бином топор–веретено в качестве воплощения оппозиции «мужской»/«женский» соотносит текст ритуала с метатекстом, т.е. с мифом, и отсылает нас к мотиву супружеской божественной пары Перун – Мокошь и сюжету небесной свадьбы. Являясь атрибутами главных персонажей основного мифа, эти предметы в славянском ритуально–магическом комплексе функционируют в виде антиномии, в совокупности воссоздавая мифоним, имеющий статус сакрального представительства. Не случайно в паре они могут выступать в качестве символа единства и целостности мироздания [100] . И хотя с приходом христианства этот глубинный слой семантики был практически утрачен, нельзя не отметить некоторых знаковых параллелей христианства с ключевыми языческими гендерными символами (ср. образы Иисуса–плотника или прядущей Марии в иконографии Благовещения).

Выглядящий “древним” и, безусловно, “славянским” топор
-—
[97] В отличие от веретена (кудели, прялки), гребень, будучи женским символом, соотносится с «vulva», что подтверждают этимологические изыскания на материале индоевропейских языков. Маковский М. М. Язык – миф – культура. Символы жизни и жизнь символов. М., 1996. С. 94–95, 183. Об этом косвенно свидетельствует и характер использования гребня в славянских ритуалах (прохождение между двумя гребнями, замыкание–отмыкание и т.д.).
…

Современный топор
Символика веретена как атрибута женского божества и материализованного воплощения идеи пола в целом может быть связана с особенностями технологического процесса прядения и с символикой нити. «Пласт запретов и их толкований, основывающихся на отождествлении нити с пуповиной, апеллирует, как кажется, к наиболее древним представлениям, актуальность которых, впрочем, постоянно подновлялась физиологией родов. С этим пластом представлений связан образ «нити жизни», известный многим культурам и возникший, думается, именно из мифопоэтического осмысления пуповины» [86] .”

Ну и совсем уже, – современный многофункциональный шуруповерт.
В общем, смысл должен быть уже понятен. Смотрите саму статью – там многочисленные примеры того, как это все используется в обрядности. Суть поста не в этом.
Суть поста в том, что для современного человека, если, конечно, он не занимается аутентичным прядением, веретено (изобр.1) – это не более чем музейный экспонат, никак не связанный с его материальной деятельностью, поэтому не имеющий силы. Зато – вот современная катушка ниток (изобр. 2). Кто может сказать, что она функционально ХОТЬ ЧЕМ-НИБУДЬ отличается от древнего веретена?
Или деревянный гребень (изобр.3) – можно, конечно, расчесываться и им, но кто мне скажет, что такая расческа как на изобр.4 – это не СПЕЦИФИЧЕСКИ ЖЕНСКИЙ СИМВОЛ?
Топору, конечно, “повезло” больше – его форма практически не изменилась с веками.
Но и здесь можно пойти дальше – вот возьмем какой-нибудь инструмент типа дрель, шуроповерт, перфоратор и т.д. Разве это не “мужской символ” как он есть? Тем более, что данный инструмент обременен такой темой как электричество (сила Громовержца), которое в современной семье традиционно относится к “мужской” сфере деятельности.
Хотя, чтобы жизнь не казалась такой простой, не будем забывать о https://vk.com/wall-119055965_7195
#прикладная_мифология_НЯ, #славянские_символы_НЯ
#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #РУСЬ #АдекватныеЯзычники