Третий текст в серии — традиционно, о функциях бога Месяца. Как обычно, буду стремиться приводить только прямые свидетельства — примеры обращений с конкретными просьбами, то есть — нечто твёрдое. Для сравнения — то, что я написал в тексте «Месяц и Велес», по большей части, твёрдым не является. Это тоже теории, предположения — к примеру, вера во влияние Месяца (лунных фаз) на ум человека и на урожай есть в народной традиции, но, в отсутствие прямых подтверждений, мы не можем отнести это влияние к функциям Месяца. Дело в том, что мы не знаем, проявляется ли в нём воля этого бога, или же этот процесс не зависит от воли самого Месяца, а обусловлен чем-то другим — ср. в СДЭС: «По макед. поверью, луна уменьшается оттого, что ее «съедает» солнце». [Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5 тт. (Под ред. Н. И. Толстого). Т. 3. М.: 2004. Стр. 147.]
Итак, приступим.
Просьбы об исцелении и здоровье.
Просьбы такого рода есть во многих сохранившихся обращениях к Месяцу:
«Месяц молодой, у тебя рог золотой. Ты живешь высоко, видишь далеко. Видишь и моего младенчика родного? Видишь девку-черницу, лиху трясовицу, как она дитю мою погубить хочет, когти об него точит? Отгони ее от моей детины, дам тебе денег полтину». [Зверев В. А., Шишкова Е. К. Еще сто тридцать заговоров из Причулымья: к вопросу о витальном поведении русского населения Сибири в XX – начале XXI в. // Проблемы исторической демографии Сибири. Новосибирск: Ин-т истории СО РАН: Параллель, 2015. Вып. 4. Источник: http://bsk.nios.ru/content/eshchyo-sto-tridcat-zagovorov-iz-prichulymya-k-voprosu-o-vitalnom-povedenii-russkogo]
«Месяц молод, золоты рога, королю Литва, нашему царю подвселенна вся. Возми ты скорьбь и болезнь зубную у меня, раба имрака». [Русские заговоры из рукописных источников ХVII — первой половины ХIХ в. / Составление, подготовка текстов, статьи и комментарии А. Л. Топоркова. М.: Издательство «Индрик», 2010. Стр. 544.]