РОЛЬ КУЛЬТА ПРЕДКОВ В СОВРЕМЕННОМ ЯЗЫЧЕСТВЕ

За годы общения с разного рода язычниками я (эмпирическим путем) выявил один критерий, по которому можно понять, насколько чей-либо конкретный языческий культ является  Настоящим, а насколько  –  не более чем “ролевой игрой”. Я вполне осознаю, что моё мнение будет не для всех приемлемо (что неизбежно на таком высоком уровне обобщения) но, все равно, на мой вгляд, тут будет над чем задуматься. Мой критерий крайне прост – это наличие либо отсутствие культа предков. Наверное, правильнее даже будет говорить “культ мертвых”, чтобы избежать всех этих коннотаций с историческим “наследием предков”, а также с популярным понятием “ложь о предках” (типа отрицания татар-монгольского ига). Я еще вернусь к этому ниже, а пока отмечу, что речь идет именно о мертвых, а не о чем-то, что имеет отношение к истории или фальсификациям ее.

Представьте свой собственный культ в виде круга – допустим, это время, которое вы тратите в своей жизни на “нечто языческое”. Какую долю этого круга у вас занимает культ предков? Если нулевую или около того, то у меня для вас плохие новости… ;-) В любом случае, вам явно стоит задуматься. Здесь поймите меня правильно, я не буду утверждать, что  именно культ богов = “ролевая игра”. Культ богов БЕЗ культа предков  – так точнее. Согласен, что мой критерий не абсолютен, но все равно, он работает очень и очень хорошо.
Это, кстати, не только моя мысль. Многие, кто глубоко изучают народную культуру, самостоятельно доходят до того же самого – подлинная традиция отличается от искуственного неоязычества как раз и прежде всего той огромной ролью, которую играет в ней культ мертвых. Я вовсе не призываю вычеркивать из своей картины мира богов. Я всего лишь предлагаю осознанно расширить место культа предков в – вашем собственном культе, для того, чтобы ваше язычество стало более “настоящим”, что ли…
Священные имена, древние символы,  споры о богах – просто своего умершего дедушку/бабушку во все это внесите, – и именно на этом шаге это перестанет быть отвлеченной игрой. Ваши собственные мертвые – это не та тема, к которой можно относиться легкомысленно. Понятно, что это не панацея и те же фотографии предков в поминальные дни могут стать  пустой формальностью, какой для многих родноверов становятся идолы богов, но у предков просто совсем иные шансы стать “чем-то формальным”, вот в чем идея. Иной порог “превращения в формальное”, скажем так. Разумеется, если мы не просто выкрикиваем “Слава Предкам” на обрядах, а называем имена конкретных наших дедушек/бабушек и подключаем связанные с ними воспоминания. 
В общем, ОБРАЩАЮСЬ КО ВСЕМ, интересно, какое место занимает культ Предков в вашем личном культе?
С культом Предков есть две основные сложности: во первых, чисто психологическая, – например, когда мы понимаем, что Они, при жизни, не поддержали бы наш языческий культ (ну или просто у нас с ними в реальности не складывались отношения). Во вторых, мы просто можем про Них ничего толком не знать. Данные ограничения преодолимы, если мы примем то обстоятельство, что мертвые – это не живые. Когда умерший переходит в категорию “предков” (согласно славянской традиции обычно через 1 год после смерти), он теряет свои личностные черты. Предки – это уже не те личности, которыми они были при жизни. предки – это Сила. Да. мы обращаемся к Ним по именам, используем фотографии и делимся воспоминаниями, но это нужно не Им, а скорее нам самим, чтобы подключиться к Силе. Предки – уже в принципе не принадлежат нашему миру. И в Них уже нет ничего “христианского” или какого-либо еще узкоконфессиального. Мертвые уже вне всего этого. Именно поэтому не важно, были ли у нас с ними плохие отношения и знали ли мы Их вообще – мы обращаемся к ним уже как к Силе. Не зря в Традиции  принято обращение к Ним как к множеству: “Деды” или “Святые родители”. Опасайтесь при этом того, что ваш культ может выродиться в нечто формальное, без внутреннего наполнения, о чем было выше. То есть, с одной стороны, нам нужно внести в это все нечто личное, с другой – сохранять это отношение к Предкам – как к безличной Силе. Сочетать  это, конечно, не так уж и просто.
Тут, видимо, надо уяснить себе, где лежит грань между Предками и “мертвыми вообще” (и даже, в более конкретном смысле, т.н. “заложными покойниками” , культ которых, вопреки наивным представлениям Зеленина и Рыбакова, составляет с культом предков нечто  целое ). Принципиальной разницы между теми и другими нет. Просто “мертвые” являются таковыми для всех, а “предки” – только для вас, т.е. речь идет о степени близости к вам лично. Мертвые – они не только  “ваши”, но и ваши тоже, но не могут все мертвые быть для вас одинаково “своими”, если, конечно, вы не Просветленый там какой… Попробую объяснить, как я это все понимаю, через следующую метафору: – вот в вашем городе течет река, допустим, это Северский Донец. Является ли она “своей” для вас, как жителя данного города? Далее северский Донец впадает в Дон. Очевидно, что последний уже не будет для вас настолько же “своим”. Далее Дон впадает в Азовское море. То соединяется с иными морями и, в конце концов, с Мировым океаном. То есть “свое” постепенно перетекает в “общее”. То же из предками/мертвыми. Родственники, которых вы помните, “перетекают” в тех, от кого у вас есть только имена, и далее – в совсем уж безликих и безымянных, которые уже неотделимы от “мертвых вообще”. Те, которых вы признаете “своими” являются для вас как бы проводниками к остальным мертвым. Поэтому культ предков – это и конкретным ваши родичи и безликие и безымянные мертвые, которые были до Них, одновременно.
Есть еще один плюс в понимании предков как Силы. Это адекватной осознание той опасности, что от Них исходит. В старину вот славяне домой к себе Предков приглашали. Поили, кормили – Предки же. Но при этом боялись Их (Силы) аж до дрожи и обязательно потом выпроваживали (местами чуть ли не изгоняли) в мир иной. Ведь та Сила, в которую превратились наши родные , в сущности – это Сила Смерти. А восприятие Предков только как добрых к нам дедушек и бабушек, точно таких же, какими они были при жизни – затуманивает это понимание. Представьте себе будку во дворе, внутри которой течет ток под  высоким напряжением – не зря на ней висит надпись “не влезай, убъет”. В электрической будке – не добрый, сочувствующий вам лично, дух, там – электричество. В общем, Сила. Не зря общение с Предками было строго регламентировано и производилось строго в рамках специального ритула в строго определенные дни.
Тут, кстати, поделюсь своим личным опытом: одно время я повадился ездить на кладбище каждую неделю – через полтора месяца такой практики в моей жизни началась череда несчастий, сны всякие сниться начали, – в общем, все пришло в норму только когда я вернулся к практике посещения кладбища только по праздникам. Мораль в том, что, вопреки тому, с чего я начал сегодня, чувства меры забывать тоже не стоит.
Максим Сухарев
29.10.2020

 

 

 

 

 

 

 

*****
Платную подписку на часть материалов пока приостановили.
Планируем опять возобновить, но уже в иных объемах материала (и за иные суммы).

Ваш Email не будет опубликован. Поля "Имя" и "Email" обязательны.