Велеслава Крама специально для “Славянского новоязычества”.
Путешествия дают нам Свежесть Взгляда.
Тем более, если речь идет о (юго-)восточной азии – в настоящее время, пожалуй, один из тех регионов, где живет и процветает ОНО – язычество в повседневности. Понятно, что абсолютно НЕ славянское. В этом вся соль – глядя на чужое, мы становимся способны посмотреть свежим взглядом и на свое родное.
Блин, да и просто интересно же! Люди ездят по свету, концентрируя свое внимание на той же кулинарии, например (ну вы же видели всякие такие видео. за еду), а мы, в свою очередь, сконцентрируемся на Язычестве.
Ниже – свободное изложение Автором всего, что приглянулось, понравилось, что неплохо было бы использовать и у себя в том или ином виде – в том разрезе, который уже был у нас ранее, когда мы говорили о том, что мы делаем, в целом: https://vk.com/wall-119055965_6853 (понятно, что без пункта “Пантеон богов (и духов)”, т.к. в этом конкретном вопросе “чужое” нам точно не нужно. . Одно дело – тонкости культа, вопросы “как”, другое – Кого именно почитать. Тут уже, сами понимаете, сами разберемся.
Не обсуждается.
Итак, насчет “как”. Ниже – приблизительно, по разделам https://vk.com/wall-119055965_6853. Прямая речь Велеславы идет в кавычках:
а). Календарь и Праздники
“Моя подруга меня предупреждала, что на Шри все плохо с культурным отдыхом – нет дискотек, каких-то еще увеселительных заведений. Мне это и не нужно, уверила я ее, однако на дискотеку таки попала)
Оказалось, что они есть, но это все иное и по большей части скрыто от глаз приезжих. Когда я, подружившись с пуджари ближайшего к нашему домику храма, стала для его прихожан вроде как своей, мне удалось побывать на их празднике.
После одного мероприятия в храме, которое затянулось до темна, я подошла к толпе местных тамилов с просьбой отвезти меня в один храм, который видела днем. Со знанием английского все плохо, как у меня, так и у них, только и поняли, что я хочу в какой-то храм. Девушка, которая видела меня несколько раз с пуджари, просияла, объяснила, что сейчас все организует, привела своего брата с мотиком, меня посадили ему за спину и куда-то повезли. При чем явно не туда. Не к трассе, где стоял нужный мне храм, а вглубь их деревушки, по каким-то ухабистым дорогам. Я, понимая, что происходит что-то не то, начинаю нервничать. Кругом темнотища, узкие улочки , район явно не для туристов. И вдруг посреди всего этого большой храм, весь в огнях и там гуляет вся деревня. По улицам к нему со всех сторон стекаются танцующие люди. Они сначала у маленьких часовенок танцуют с непонятными сооружениями на головах, в виде конусов, украшенных огнями, вроде новогодних елок (мимо одной такой часовенки мы проехали), а потом разогревшись танцем идут к этому главному храму. И там уже общие ритуальные пляски. Жаль на видео не догадалась заснять, это было нечто. Вокруг продавцы напитков и сладостей на тук-туках, забитых едой, в храме тоже некое действо. Всем весело, многие уже явно в измененке. Хотя алкоголя нет. Такая вот духовная дискотека.)
Потом отвезли меня домой и хоть я и предлагала деньги – не взяли. Это о многом говорит, если учесть, что любой приезжий для них – средство обогащения и бесплатно там не делают для чужих ничего. Я прониклась.
Сложно представить современный городской клуб, где люди бы не просто танцевали, а посвящали танцы своим богам. У меня, правда такой знакомый был и когда он выходил на танцпол с очередным ритуальным танцем, остальные оттуда, как брызги разлетались, настолько это было сильно и странно. Но он тут один такой) ”
1, 2 – фото с того вечера.
б). Особая одежда, символика и атрибутика
“Костюмы… Люди в национальной одежде смотрятся красиво и гармонично. Сари вообще очень красивы, вроде повседневная одежда, а выглядит, как вечернее платье. Обилие украшений, оберегов, цветы из храмов, вплетенные в волосы женщин, все это создает определенный колорит. Средневековье там так и не закончилось. Европейская мода в определенном смысле обезличивает человека, а традиционный костюм – как визитная карточка принадлежности к определенной культуре.”
в). Объекты почитания – идолы и святилища
“Во всех отелях, где мы жили хозяева буддисты помещают фигурку Будды в прихожей!)
И у всех перед этим мини алтарем пужда – на рассвете и закате. С принесением Будде в дар цветов, огня, воды и благовоний. Когда совершаю дома утренние и вечерние обряды, возникает какое-то внутреннее усилие, словно двигаюсь против течения, ведь у нас никто больше этого не делает и не понимает. А тут очень хорошо идет в ритме общего потока, в который вливаешься легко и естественно. И не важно, кто кому молится, тут всех религий намешано, все к этому привыкли, главное – присутствие божественного в каждой семье, ежедневно, синхронно с ритмами природы.”
на фото –
3. хозяин дома молится Будде.
4. Алтарь в прихожей.
5. Женщина за сбором цветов.
“Храмы. Конечно впечатляют своим масштабом и красочностью. Сотни фигурок, со сценками из жизни богов на индуистских храмах вводят почти в гипнотическое состояние, мозг не может охватить столько деталей стазу, стоишь – залипаешь. Внутри – так же. Боги надвигаются на тебя отовсюду – со стен, с потолка, из каждой колонны. Брахманы жгут священный огонь, делают что-то загадочное за занавесью, совершают пассы руками, читают на санскрите мантры, обходят все ниши с мурти, с огнем, цветами и прочими подношениями. Затем раздают цветы и освященную еду – прасад всем прихожанам. Почти непрерывно звучит колокол, барабаны. Для людей это тоже повседневность, в храмы ходят не по праздникам а постоянно. Таксисты, которые нас возили непременно останавливались у придорожных храмов, что бы постоять там минуту, прочитать молитву и ехать дальше. Повсюду стоят священные деревья, огороженные, украшенные – тоже как мини храмы. Кроме этого объектами поклонения служат змеиные домики, где обитают кобры, некоторые камни и источники. Особенно водопад Раваны, куда ходят омыться все – и мусульмане, и буддисты и индусы. И река Меник Ганга. После всего этого в огромном влиянии божественного на жизнь человека трудно усомниться. Боги всегда рядом, их всегда помнят и чтут.”
фото:
6. храм Кали внутри;
7. домик кобры, как объект поклонения;
8. омовение верующих в реке.
г). Лица, проводящие обряд (жрецы, волхвы)
“О том, что такое волхв. Наблюдаю тут жизнь языческого индуистского жреца – пуджари храма Дурги. Его жизнь вся – служение. Начинается день с уборки в храме, кормления божеств, приветствия Солнцу. В полдень очередной ритуал, вечером, на закате пужда для всех прихожан, после проведения которой он еще индивидуально со всеми желающими общается, дает благословения, привязывает обережные нити, всякими шаманскими способами лечит больных детей. В промежутках между ритуалами обучает брахманским премудростям маленького брахмана. И так день за днем, всю жизнь. Зато и чувствуется в его присутствии что-то… Спокойствие, уверенность, сила. Очень впечатлило. ”
фото: 9.
“А еще вот какая вещь. Там тоже есть товарищи ряженые, типа наших фейковых волхвов. Целый парк духовных аттракционов есть) в него входишь, а вокруг почти как карусели – маленькие храмчики всех религий, где хочешь, там и принимай опиум для народа, а можно во всех сразу, как некоторые и делают. Сначала идут в храм Муругана, через него дорога ведет к буддийской ступе, дальше мечеть, потом храмчик Шивы, дерево бодхи… Народу полно и у служителей этих заведений основной рассчет на деньги и привлечения посетителей именно в свой храмчик. Соответственно и наряды и антураж на это рассчитан. Сравни – пуджари из простого сельского храма и из этого парка ) ”
фото: 10.
д). Сами обряды (схема обряда, тексты молитв и заклинаний, особый “священный” язык, различные телодвижения и жесты, удары в бубен, музыка, еда и питье и проч.)
“Наблюдаю на Шри Ланке традиции местных индусов. Так вот, во время утренней службы в храме они обходят его один раз, по часовой стрелке, на закате – против часовой. Интересно и интуитивно вполне понятно.
А вот небо тут реально не наше. Месяц рогами либо вверх, либо вниз, а не в бок, как у нас. И ковш Медведицы перевернут.”
е). Язычество не “по праздникам”, а в повседневной жизни
“Ну, как я уже говорила, язычество в повседневности очень чувствуется и создает определенный настрой. Обряды, не как нечто, оторванное от жизни, а неотъемлемые делали каждого дня, гармонично вплетенные в общую схему реальности. Ранее утро, еще до восхода – идя по улице видишь по обочинам дорог женщин, чей день начинается со сбора свежих цветов для утреннего приношения на домашний алтарь.
Потом молитва у алтаря, потом уже все остальные дела. Завершается день так же. Со мной ездила подруга. Не особо религиозный человек. Но после посещения Шри задумалась о том, что ей нужен домашний алтарь. Действует эта атмосфера, что-то будит в душе. Она поделилась своими впечатления с мамой, так та ей сказала – это правильно, и у нас раньше, до коммунизма везде так было. И это было нормально. Сейчас разучились так жить. ”
на фото –
3. хозяин дома молится Будде.
4. Алтарь в прихожей.
5. Женщина за сбором цветов.
“Ну и напоследок, путешествие в тропики, с точки зрения новоязычества, это реально уход в иной мир. Ирий – не Ирий, но очень похоже. И внутренне воспринимается так же. Может потому, что в первый раз. Удалось погрузится в детские ощущения, что я лечу в сказочную страну.
И ведь на самом деле похоже. Это то место, куда улетают птицы. Добраться туда можно только по воздуху, дорогой птиц) Там всегда лето. Диковинные плоды, цветы и звери невиданные, которые сами на контакт идут. И люди не такие , как здесь – черные, говорят на тарабарском своем языке, ничего не разберешь) Небо другое, Луна другая, вниз рогами, как на луннице. И Солнце. Тоже не наше. Когда оно жарит так, что без зонтика и крема сгораешь напрочь, а потом возвращаешься домой, стоишь в полдень, вроде под таким же Солнцем, но при этом тебе холодно, просто не верится, что это то же самое светило, которое палило нещадно 3 недели.
Про зверей – это вообще отдельное море впечатлений. Я в первый раз слона трогала. И морскую черепаху! И оленя целовала в мокрый нос. Какие же они удивительные и классные)) https://vk.com/veliber?w=wall15609883_4905/all
Вспомнила из одной книги про викингов, как путешественник норвежцам слона описывал.
– Он очень большой, с бивнями.
– А что такое бивни?
– Это такие рога, которые у него изо рта растут.
– Да ладно, а как же он ест?
– Не поверите, носом!
– ))))
”
Велеслава Крама специально для “Славянского новоязычества”.
#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #АдекватныеЯзычники