ПРОЕКТ “ЛУННОЕ ВРЕМЯ 2021”

Идея в следующем: в начале каждого месяца я показываю, в какие даты у нас наступят ключевые лунные дни (порою мне кажется, что внедрение в сознание современных язычников лунного календаря – это единственное, чего мы, СНЯ, по настоящему добились :-)) Однако ограничиться простым перечислением дат было бы слишком мелко.
Поэтому я буду пытаться сопоставить эти даты с какой-то моделью – каждый месяц со своей. Возможно, неславянские традиции привлечем, возможно что-то еще, пока не знаю.
Так у нас будет двенадцать разных описаний за год.
И у нас в голове, по итогам такого опыта, должно сложиться глубокое понимание лунного времени и вообще месяца (хотя бы сложится у меня самого – тоже хлеб).

А что касается ценности лунного времени… Разумеется, я не призываю сеять и делать что-либо еще согласно лунному календарю. Чем нам, современным городским людям, сейчас так важны фазы луны – для нас это некое окно вовне, в “природное”. Вовне привычной городской суеты и ритма “от аванса до зарплаты”.
Вовне этого пузыря – из неоновых витрин, фонарей и гудков машин в пробках, в котором мы проводим большую часть своей жизни. Обращать внимание на луну (а это, кстати, важно делать и в буквальном смысле слова: оторвите взгляд от смартфона и посмотрите вверх) – это один из способов связи с чем-то Настоящим.

1. ЛУННЫЙ МЕСЯЦ КАК ГОД

Начнем, пожалуй, с самого простого – лунный месяц можно отождествить с годом. Посмотрите на календарь и попытайтесь представить себе:

14 января – это зимний солнцеворот, Святки. Игрища, колядки, ряженые мехом наружу и все такое. Далее год идет на прибыль, количество света в природе увеличивается, пока не приходит настоящая весна;
21 января – подобно весеннему равноденствию. Песни на возвышенностях, прилет птиц. Природа расцветает все больше и больше, и к
28 января – этот процесс достигает своего пика. Купала, костры у воды, расцветает папоротник;
затем лето плавно переходит в осень и сбор урожая
до 4 февраля – которое подобно осеннему равноденствию: улетают птицы, уходят под землю змеи. Деревья покрываются золотом.
после 4 февраля природа все более и более вянет, пока наконец к
10 февраля – окончательно наступает зима. Мир засыпает.

2. ЛУННЫЙ МЕСЯЦ КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

Основная метафора, принятая в традиции (ср. молодой и старый месяц). Посмотрим, что можно из этого извлечь:

Итак, 11 февраля – Месяц рождается. Новорожденный представляет из себя нечто неопределенное (ср. северорусский заговор: «Как родился сей раб младенец не знает себе ни имени, ни вотчины, ни отца ни матери, ни роду ни племени, и не страсти и не боязни, не имеет в себе не ума и не разума, и на ногах скорого и тихого хождения, ставания, скокания и не пути и не дороги, не днины не ночи»(Архангельская губ.)) и бесполое. Опасность подмены Месяца демонами. Первое мытье (“с гуся вода, с Месяца худоба”), первые шаги ребенка. Первые слова. Молочные зубы выпадают и заменяются костяными.

19 февраля – Постриг, Сажание на коня. Из «младенца» Месяц превращается в «отрока». Обучение, приобщение к взрослой хозяйственной деятельности, половое созревание.

27 февраля – половая зрелость. Инициация и Свадьба (согласно модели В.Я. Проппа, в волшебной сказке это взаимосвязанные темы, однако можно было отнести мотив инициации к 19.02 – см. постскриптум). Преодоление женихом-Месяцем водной преграды (ср. мотив Калинового моста в свадебных песнях). Троекратный обход вокруг дерева, пиршество. Зачатие детей.

06 марта – Старость (в исконном смысле слова, как “пора наивысшеего расцвета” (“старость” в современном понимании передовалась через понятие “ветхий”): “В далекие времена, когда старый обозначался словом вѣтхый, корень стар-, как ни странно, означал человека, имеющего силу, крепкого, большого. «Старый» — это старший в роде, тот, который в случае надобности становится первым. Весь древнерусский период проходит под знаком благоговейного уважения к старому, старшему по положению и по возрасту” – В.В. Колесов). Старшинство, учительство.

13 марта – изготовление савана, прижизненные поминки по себе самому, прощание Месяца с миром. Смерть и похороны.

P.S. : Я думал над жизненным циклом иных существ, помимо человека, и неожиданно мне пришло в голову, что можно совместить начало года зимой и весной через птиц (а также змей). Птиц же не зря зовут “дваждырожденными” (ср. также с термином Двиджа (“дваждырожденные”) для членов высших варн в индуизме, где “второе рождение”  означает инициацию), – из-за первого рождения – появления яйиц и второго – вылупления из них птенцов. Тогда, согласно данной логике –  у нас также может быть два Новых года. ;-)

3. ЛУННЫЙ МЕСЯЦ КАК СУТКИ

Собственно, после “года” это было очевидно. Посмотрим:

Где-то 14 марта – у нас начинается новый день. Однако начинается он не с восхода солнца, что тоже надо понимать. Новорожденный месяц, скорее = утренняя заря, слишком уж много между ними сближений в обрядности. То есть, по сути, у нас всю первую неделю продолжаются утренние сумерки, вплоть до:

21 марта – восходит солнце (как это удачно у нас с весенним равноденствием в этом году совпало, кстати). Любопытно, что ” ноны” (как раз 1я четверть) в древнем Риме, если верить Макробию, были изначально куда важнее “календ” (начало лунного месяца) , и именно в этот день жрецы объявляли “расписание” на наступивший  месяц (когда будут праздники и все такое). Восход солнца самым непосредственным образом связан с такой стороной света как Восток. Далее солнце медленно восходит вверх на быке (любом животном, которое едет медленно)/идет пешком, пока не достигает зенита к

28 марта – Полдень (= Юг как сторона света). Солнце отдыхает в небесных чертогах. Время, принадлежащее духам, когда запрещена какая-либо деятельность. В это время замирает природа (например, замолкают птицы, приостанавливается течение вод, а все деревья, кроме осины, перестают шелестеть листьями), останавливается (точнее, вообще исчезает) время и открывается граница между мирами. Далее солнце начинает спускаться на зайце (любом животном, которое едет быстро)/на коне (если до этого поднималось пешком).

4 апреля – по логике предыдущего изложения, закат, хотя это для меня самого несколько неожиданно. Непосредственно связанное с Западом. Вечерняя заря, вечерние сумерки, обряды, направленные на “избавление от …”. Пока не наступает

12-13 апреля – ночь, даже наверное, Полночь (= Север как сторона света). “Глухое время”, разгул демонов и сон.

4. ЛУННЫЙ МЕСЯЦ КАК ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ (КУЛЬТУРНОГО) РАСТЕНИЯ

Уточнение в скобках очень важно, потому что в славянской традиции жизненный цикл культурного растения (в науке для него уже устоялся предложенный Н.И. Толстым специальный  термин “Vita herbae”, в связи с огромной важностью описывающих такой цикл текстов) заканчивается не просто его усыханием перед началом зимы, но изготовлением из него готового изделия. Так, жизненный цикл ржи заканчивается выпечкой хлеба, а жизненный цикл льна – пошивом из него рубахи. В общем, попробуем на примере пищи (хотя тут должна быть еще и некоторая разница между яровыми и озимыми культурами):

13 апреля – Семя прорастает. Хотя в случае яровых, по логике вещей, это должен быть  посев – эта фаза луны = все же уже прорастание, не зря в современных астрологических календарях для огородников, в это время не сеют, а высаживают уже проросшую рассаду. Но опять же, одно дело – прорастание под землей, а другое – появление из-под земли видимого ростка (ср. с появлением молодого месяца). Растение растет, увеличиваются в размере, пока у него

20 апреля – начинается процесс цветения. Для ржаного жита это, напомню, где-то начало июня (хотя, понятно, что все зависит от местности) – время, которое в традиции считается временем активности русалок (см. https://novoyazychestvo.ru/moi-rusalii.html). В общем, время цветения растения длится до

27 апреля – когда происходит оплодотворение  и у растения начинается созревание плодов. По логике Vita herbae, с этого момента заканчивается “природная” часть жизненного цикла растения и начинается процесс его обработки человеком. Поэтому период, начиная с полнолуния и до 03 мая – можно считать временем  сбора урожая. Причем я говорю о сборе урожая как о законченном процессе – тут и срезание растения и отделение от него плодов и его сушка. В общем –

03 мая – мы уже готовим из плодов растения еду. Перемалываем в муку, замешиваем тесто и выпекаем хлеб.

Получилось как-то спорно, кстати (напоминаю, весь этот проект – это дин большой эксперимент, который вы наблюдаете в реальном времени). Ведь если конечной точкой жизненного цикла растения у нас является готовый пищевой продукт, то к

11 мая – у нас должна быть кульминация всего – пир на весь мир. Однако в славянской традиции безлуние – это наоборот, время с наименьшей положительной маркировкой, какой уж тут праздничный пир. Кульминацией  лунного цикла является скорее полнолуние. .. Однако я чувствую, что в делении лунного месяца на половинку, где растение растет, и половинку, где с ним что-то делают – все же что-то есть. Очень уж символично пополам поделено – и там и тут (особенно, если еще сравнить это все с жизненным циклом человека из модели №2 (выше на сайте)). В общем, надо еще надо всем этим подумать, а также посмотреть по источникам..

А, ну и в случае озимых культур, в конце лунного месяца мы сеем семена для того, чтобы они взошли в начале следующего цикла.

Максим Сухарев

2021

*****
Платную подписку на часть материалов пока приостановили.
В 2021 году планируем опять возобновить, но уже в иных объемах материала (и за иные суммы).
*****
Поддержите наш проект!
Ваша поддерржка поможет нам оплатить хостинг и уделять больше времени исследованиям. Даже небольшая сумма будет полезна.

Ваш Email не будет опубликован. Поля "Имя" и "Email" обязательны.