ПРОЕКТ “ЛУННОЕ ВРЕМЯ 2021”

Идея в следующем: в начале каждого месяца я показываю, в какие даты у нас наступят ключевые лунные дни (порою мне кажется, что внедрение в сознание современных язычников лунного календаря – это единственное, чего мы, СНЯ, по настоящему добились :-)) Однако ограничиться простым перечислением дат было бы слишком мелко.
Поэтому я буду пытаться сопоставить эти даты с какой-то моделью – каждый месяц со своей. Возможно, неславянские традиции привлечем, возможно что-то еще, пока не знаю.
Так у нас будет двенадцать разных описаний за год.
И у нас в голове, по итогам такого опыта, должно сложиться глубокое понимание лунного времени и вообще месяца (хотя бы сложится у меня самого – тоже хлеб).

А что касается ценности лунного времени… Разумеется, я не призываю сеять и делать что-либо еще согласно лунному календарю. Чем нам, современным городским людям, сейчас так важны фазы луны – для нас это некое окно вовне, в “природное”. Вовне привычной городской суеты и ритма “от аванса до зарплаты”.
Вовне этого пузыря – из неоновых витрин, фонарей и гудков машин в пробках, в котором мы проводим большую часть своей жизни. Обращать внимание на луну (а это, кстати, важно делать и в буквальном смысле слова: оторвите взгляд от смартфона и посмотрите наверх) – это один из способов связи с чем-то Настоящим.

1. ЛУННЫЙ МЕСЯЦ КАК ГОД

Начнем, пожалуй, с самого простого – лунный месяц можно отождествить с годом. Посмотрите на календарь и попытайтесь представить себе:

14 января – это зимний солнцеворот, Святки. Игрища, колядки, ряженые мехом наружу и все такое. Далее год идет на прибыль, количество света в природе увеличивается, пока не приходит настоящая весна;
21 января – подобно весеннему равноденствию. Песни на возвышенностях, прилет птиц. Природа расцветает все больше и больше, и к
28 января – этот процесс достигает своего пика. Купала, костры у воды, расцветает папоротник;
затем лето плавно переходит в осень и сбор урожая
до 4 февраля – которое подобно осеннему равноденствию: улетают птицы, уходят под землю змеи. Деревья покрываются золотом.
после 4 февраля природа все более и более вянет, пока наконец к
10 февраля – окончательно наступает зима. Мир засыпает.

2. ЛУННЫЙ МЕСЯЦ КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

Основная метафора, принятая в традиции (ср. молодой и старый месяц). Посмотрим, что можно из этого извлечь:

Итак, 11 февраля – Месяц рождается. Новорожденный представляет из себя нечто неопределенное (ср. северорусский заговор: «Как родился сей раб младенец не знает себе ни имени, ни вотчины, ни отца ни матери, ни роду ни племени, и не страсти и не боязни, не имеет в себе не ума и не разума, и на ногах скорого и тихого хождения, ставания, скокания и не пути и не дороги, не днины не ночи»(Архангельская губ.)) и бесполое. Опасность подмены Месяца демонами. Первое мытье (“с гуся вода, с Месяца худоба”), первые шаги ребенка. Первые слова. Молочные зубы выпадают и заменяются костяными.

19 февраля – Постриг, Сажание на коня. Из «младенца» Месяц превращается в «отрока». Обучение, приобщение к взрослой хозяйственной деятельности, половое созревание.

27 февраля – половая зрелость. Инициация и Свадьба (согласно модели В.Я. Проппа, в волшебной сказке это взаимосвязанные темы, однако можно было отнести мотив инициации к 19.02 – см. постскриптум). Преодоление женихом-Месяцем водной преграды (ср. мотив Калинового моста в свадебных песнях). Троекратный обход вокруг дерева, пиршество. Зачатие детей.

06 марта – Старость (в исконном смысле слова, как “пора наивысшеего расцвета” (“старость” в современном понимании передовалась через понятие “ветхий”): “В далекие времена, когда старый обозначался словом вѣтхый, корень стар-, как ни странно, означал человека, имеющего силу, крепкого, большого. «Старый» — это старший в роде, тот, который в случае надобности становится первым. Весь древнерусский период проходит под знаком благоговейного уважения к старому, старшему по положению и по возрасту” – В.В. Колесов). Старшинство, учительство.

13 марта – изготовление савана, прижизненные поминки по себе самому, прощание Месяца с миром. Смерть и похороны.

P.S. : Я думал над жизненным циклом иных существ, помимо человека, и неожиданно мне пришло в голову, что можно совместить начало года зимой и весной через птиц (а также змей). Птиц же не зря зовут “дваждырожденными” (ср. также с термином Двиджа (“дваждырожденные”) для членов высших варн в индуизме, где “второе рождение”  означает инициацию), – из-за первого рождения – появления яйиц и второго – вылупления из них птенцов. Тогда, согласно данной логике –  у нас также может быть два Новых года. ;-)

3. ЛУННЫЙ МЕСЯЦ КАК СУТКИ

Собственно, после “года” это было очевидно. Посмотрим:

Где-то 14 марта – у нас начинается новый день. Однако начинается он не с восхода солнца, что тоже надо понимать. Новорожденный месяц, скорее = утренняя заря, слишком уж много между ними сближений в обрядности. То есть, по сути, у нас всю первую неделю продолжаются утренние сумерки, вплоть до:

21 марта – восходит солнце (как это удачно у нас с весенним равноденствием в этом году совпало, кстати). Любопытно, что ” ноны” (как раз 1я четверть) в древнем Риме, если верить Макробию, были изначально куда важнее “календ” (начало лунного месяца) , и именно в этот день жрецы объявляли “расписание” на наступивший  месяц (когда будут праздники и все такое). Восход солнца самым непосредственным образом связан с такой стороной света как Восток. Далее солнце медленно восходит вверх на быке (любом животном, которое едет медленно)/идет пешком, пока не достигает зенита к

28 марта – Полдень (= Юг как сторона света). Солнце отдыхает в небесных чертогах. Время, принадлежащее духам, когда запрещена какая-либо деятельность. В это время замирает природа (например, замолкают птицы, приостанавливается течение вод, а все деревья, кроме осины, перестают шелестеть листьями), останавливается (точнее, вообще исчезает) время и открывается граница между мирами. Далее солнце начинает спускаться на зайце (любом животном, которое едет быстро)/на коне (если до этого поднималось пешком).

4 апреля – по логике предыдущего изложения, закат, хотя это для меня самого несколько неожиданно. Непосредственно связанное с Западом. Вечерняя заря, вечерние сумерки, обряды, направленные на “избавление от …”. Пока не наступает

12-13 апреля – ночь, даже наверное, Полночь (= Север как сторона света). “Глухое время”, разгул демонов и сон.

4. ЛУННЫЙ МЕСЯЦ КАК ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ (КУЛЬТУРНОГО) РАСТЕНИЯ

Уточнение в скобках очень важно, потому что в славянской традиции жизненный цикл культурного растения (в науке для него уже устоялся предложенный Н.И. Толстым специальный  термин “Vita herbae”, в связи с огромной важностью описывающих такой цикл текстов) заканчивается не просто его усыханием перед началом зимы, но изготовлением из него готового изделия. Так, жизненный цикл ржи заканчивается выпечкой хлеба, а жизненный цикл льна – пошивом из него рубахи. В общем, попробуем на примере пищи (хотя тут должна быть еще и некоторая разница между яровыми и озимыми культурами):

13 апреля – Семя прорастает. Хотя в случае яровых, по логике вещей, это должен быть  посев – эта фаза луны = все же уже прорастание, не зря в современных астрологических календарях для огородников, в это время не сеют, а высаживают уже проросшую рассаду. Но опять же, одно дело – прорастание под землей, а другое – появление из-под земли видимого ростка (ср. с появлением молодого месяца). Растение растет, увеличиваются в размере, пока у него

20 апреля – начинается процесс цветения. Для ржаного жита это, напомню, где-то начало июня (хотя, понятно, что все зависит от местности) – время, которое в традиции считается временем активности русалок (см. https://novoyazychestvo.ru/moi-rusalii.html). В общем, время цветения растения длится до

27 апреля – когда происходит оплодотворение  и у растения начинается созревание плодов. По логике Vita herbae, с этого момента заканчивается “природная” часть жизненного цикла растения и начинается процесс его обработки человеком. Поэтому период, начиная с полнолуния и до 03 мая – можно считать временем  сбора урожая. Причем я говорю о сборе урожая как о законченном процессе – тут и срезание растения и отделение от него плодов и его сушка. В общем –

03 мая – мы уже готовим из плодов растения еду. Перемалываем в муку, замешиваем тесто и выпекаем хлеб.

Получилось как-то спорно, кстати (напоминаю, весь этот проект – это дин большой эксперимент, который вы наблюдаете в реальном времени). Ведь если конечной точкой жизненного цикла растения у нас является готовый пищевой продукт, то к

11 мая – у нас должна быть кульминация всего – пир на весь мир. Однако в славянской традиции безлуние – это наоборот, время с наименьшей положительной маркировкой, какой уж тут праздничный пир. Кульминацией  лунного цикла является скорее полнолуние. .. Однако я чувствую, что в делении лунного месяца на половинку, где растение растет, и половинку, где с ним что-то делают – все же что-то есть. Очень уж символично пополам поделено – и там и тут (особенно, если еще сравнить это все с жизненным циклом человека из модели №2 (выше на сайте)). В общем, надо еще надо всем этим подумать, а также посмотреть по источникам..

А, ну и в случае озимых культур, в конце лунного месяца мы сеем семена для того, чтобы они взошли в начале следующего цикла.

5. МЕСЯЦ ЕДЯЩИЙ И МЕСЯЦ СЪЕДАЕМЫЙ

К пятому месяцу я исчерпал набор из природных циклов, которые мы использовали как метафоры для понимания природы лунного месяца: сутки, год, жизнь человека и жизнь растения – все это было использовано. Оказавшись таким образом в тупике, я решил обратиться непосредственно к славянской традиции – в исследованиях Оксаны Владимировны Чёхи.
И не пожалел.
Там, помимо всего прочего, я накопал нечто такое, отчего я опять укрепился в своем мнении о том, что настоящая традиция круче всех наших современных выдумок о ней… В общем, судите сами –
весь сегодняшний текст будет состоять в основном из цитат (из ее статьи “Мотивационные модели названий лунных фаз в языках балканских славян и их соседей”).

В этот раз рассмотрим просто две половины лунного месяца, без четвертей (“…лунный цикл делится на четыре или две части, при этом двоичное членение — более архаичное. Соответственно, системность номинации лунного времени более заметна именно в названиях половин (не четвертей) лунного месяца”). Итак, разделим наступивший лунный месяц на две половины:

с 12 по 26 мая – Месяц ест. Да, он рождается голодным и очень прожорливым, и продолжает наедаться вплоть до наступления полнолуния.
ЧТО он ест? Вот это самое интересное – практически Весь Мир:
“…по македонским и болгарским представлениям, появляющийся после новолуния месяц необычайно прожорлив: «Во тиjа дни кога расти од се нешто животно од Земjа ќе jади; од човек, од доби-ток, ќе му отпиjе крфта, од jаjце, од дрво ќе му отпиjе соко (В те дни, когда растет, ест все, что есть на земле живого: человека, скотину, чью кровь он пьет, яйца, дерево, у которого он пьет сок) [Ристески 2005: 358]…
В Боснии (Высочка Нахия) луне приписывают способность есть пряжу и вязаные вещи: «Не ваља прести од кад се мени Месец па до уштапа, јер ће се појести чарапе и свако плетиво. Ни католичке жене не ткају и не перу кад је мена» (Нельзя прясть с того времени, когда меняется месяц, и до ущерба, потому что он «съест» чулки и все вязаное. И у католиков женщины не ткут и не стирают, когда месяц меняется) [Филиповић 1949: 204].
Многочисленны свидетельства, что луна ест или пьет яйца. В Болгарии под наседку подкладывали только те яйца, которые были снесены на полнолуние, одни они считались «полными» — «безъ всѣка празднина» — потому что «тогава Луна била сита и не пие яйца» (тогда луна была сытой и не пила яйца) [Ковачев 1914: 32, 34]. Когда словенцы находили под скорлупой вареных яиц пустоту с одного конца, они верили, что «je jajce Mesec pojedel» (яйца поел месяц) (Метлики) [Möderndorfer 1946: 273], ср. также болг. диалект. родоп. месечина ‘пустота с одного конца сваренного яйца’ [БД V: 187; БЕР 1986 III: 757), софийск. месец ‘то же’ [БЕР 1986 III: 755]. Потому, вероятно, в Скопской Котлине первые семь недель жизни в колыбель младенцам клали яйца, чтобы детей «не выпил» месяц [Филиповић 1939: 137]”.

Непопса, верно? Месяц, который растет от того, что выпивает из мироздания жизненную силу (а как и пряжа (приравниваемая к пуповине), так и яйца – известные символы порождения новой жизни)…
В общем, не устаю поражаться всей этой аутентичной шизне.

с 27 мая по 10 июня – наоборот, едят уже сам Месяц.
Вот здесь уже самое интересное – это КТО его ест.
Казалось бы, очевидный ответ – разного рода демонические существа, например ведьмы (“…болгары объясняют уменьшение месяца тем, что «бабичките го магьосват и режат от него» (старухи его заколдовывают (т.е. спускают на землю) и отрезают от него (куски))…”), но традиция и здесь преподносит нам сюрприз.

Месяц оказывается поедаем Солнцем, Богом (!) или святым Ильей:
“…месяц «питается» только в первой половине лунного цикла, а после полнолуния сам оказывается съедаемым. Отсюда такие названия убывающей луны, как макед. месечината се jаде, доjде на jадење, на изедовина е, се заjадува, ќе jади од се [Вражиновски 1998: 63, 65–66], болг. изет месец [БЕР III, 1986: 755], изяжда се  (Белоградчик) [Koseska 1972: 87], серб. месец jеде се [Jанковић 1951: 108], једе се [Филиповић 1939: 212].

Записано несколько сообщений о том, кто и с какой целью «поедает» луну. В Пловдивском крае, например, о последней лунной четверти говорят, что солнце «изяждало месечината» (съедало луну) и потому луна ущерблялась [Пловдив 1986: 295]. Согласно македонским представлениям, уменьшение месяца происходит оттого, что солнце его хватает (jа фаќа), ест (jа jаде), и потому «месечината jе изедена
од Сонца. На секоj месец ќе jа jади мало по мало Сонце, и ќе jа изеди до краjа» (месяц съедается солнцем. Каждый месяц солнце понемногу отъедает от месяца, пока не съест его совсем) [Ристески 2005: 359].
Такого рода сообщений в Греции не записано, хотя в Адрамитти в полнолуние, если месяц всходил багрово-красный, верили, что на него нападает солнце — πως πιά’σκι [φεγγάρι] μι τουν ήλιου — и палили из
ружей, «чтобы они расцепились, не грызлись как звери» [Μέγας 1941: 143].
Кроме того, верили, что сильная, полная луна способна поедать облака (с. Пороминово), но облака, в свою очередь, способны съесть слабую, убывающую луну, и тогда облачной ночью мы не видим ее на небе (с. Николаево) [Ковачев 1914: 35]. Рассказывают также, что месяц ест Бог: «Господъ яде Мѣсечината, за да става нова, та съ това да познаваме врѣмето, т.е. да можемъ да броимъ мѣсецитѣ и годинитѣ. (Господь ест месяц, чтобы тот обновился и с его помощью мы бы определяли время, т. е. могли бы исчислять месяцы и годы) (с. Гърло) [Ковачев 1914: 31]11.

11 В Сербии выражение месец се jеде объясняют легендой о пророке Илье, который грызет луну: «Свети Илиjа jе седео на морскоj обали и jео ракове. Све би их и поjео, тако су му приjали, да то ниjе Бог спречио подигавши jаку буру коjа Илиjу однесе на Месец, одакле jе он морао гледати како ракови расту. Када опет огладни, Илиjа поче jести сам Месец, одгризаjући и гутаjући комад по комад, па би цео Месец поjео и онда пао на Земљу, да Бог ниjе удесио да Месец опет нарасте као што jе био (Святой Илья сидел на морском
берегу и ел раков. И съел бы их всех — так они ему понравились, но этого не допустил Бог, поднявший сильный ветер, который отнес Илью на месяц, откуда он должен смотреть, как раки растут. Вот когда Илья проголодается, он начинает есть месяц, отгрызая и проглатывая кусочек за кусочком, и съел бы месяц целиком и свалился бы на землю, если бы Бог не устроил так, что месяц снова нарастает и становится таким, каким и был) [Jанковић 1951: 108]”.

Вообще получается красиво – первую половину месяца Месяц поедает весь мир, а вторую – уже МИР (или его распорядитель – бог), наоборот, поедает Месяц.
Блин, даже не просто “красиво”, а Глубоко (если задуматься о диалектике “брать” и “давать”, а также представить себе знак инь-ян).

Кстати, это не просто отвлеченная модель. Она порождает и определенные обрядовые практики: “Например, в Болгарии (с. Велес) предписание начинать прикорм младенцев на «съедаемый месяц» — на изет — объясняли тем, что в противном случае ребенок будет плохо есть. Фрукты и овощи нового урожая первый раз пробовали на изет, чтобы все оставшееся время есть их с аппетитом [Ковачев 1914: 32]”.

Сейчас вспоминаю, что данные представления, по всей видимости, проникли и в заговоры. Так, у Кляуса читаем: “… в нем [сербском сюжете заговора – М.С.] рассказывается о змее, которая съела месяц (II.1.1/A4), это придает всем данным сюжетам особую мифологическую окраску. Интересно, что в сербских заговорах и сам месяц может выступать в роли пожирателя болезни (IV.1.1/A4) [Указ.: 77]…”(Кляус В. Л. Сюжетика заговорных текстов славян в сравнительном изучении. М., 2000.).

В общем, сегодня получилось неожиданно и очень любопытно.
Что думаете?

6. ДРЕВНЕРИМСКАЯ МОДЕЛЬ

Настала пора обратиться к иным индоевропейским традициям. И начну я с древнеримской. Я вообще считаю древнеримскую мифологию (особенно до того, как она подверглась влиянию греческой), а не скандинавскую, например,  или индуистскую, – наиболее ценной для конструирования славянскогого новоязычества. Но это все потом (пока могу отослать вас к тематическому паблику в вк https://vk.com/romanpolitheism), а сейчас – лунный месяц:

Начнем с того, что значимым периодом является только первая половина месяца: 11-24 июля, когда луна растет. Иногда с этим даже соотносят тот факт, что половина месяцев в году у римлян называлась своими собственными именами, а вторая половина – числительными: “По весьма остроумному и высоко вероятному предположению Г. Ф. Унгера, – замечает священник Д. А. Лебедев в книге “К истории  времясчисления у евреев, греков и римлян” (Петроград, 1914), – римляне называли собственными именами шесть месяцев, с января по июнь, потому что они приходятся на ту половину года, когда день увеличивается, почему она и считалась счастливой и только на неё в древнейшее время приходились и все праздники (от которых обычно получали свои названия и месяцы); остальные же шесть месяцев, соответствующие той половине года, в которую увеличивается ночь и в которую поэтому, как в неблагоприятную, не справлялось никаких празднеств, не имели ввиду этого особых имён, а просто только считались от первого месяца марта.
Полную аналогию с этим представляет и тот факт, что при лунном годе римляне отмечали только три лунные фазы: новолуние (Calendae), 1-ю четверть (nonae) и полнолуние (idus). Эти фазы соответствуют той половине месяца, когда светлая часть Луны увеличивается …”» (цит. по Климишин И.А. “Заметки о нашем календаре” https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Klimish/_01.php). И действительно, в римском календаре внутри месяца практиковался обратный счет времени (например, “третий день перед идами” – ante diem tertium Idus, “четвертый день перед идами” – ante diem quartum Idus и т.д.). Так вот, после полнолуния-Ид начинается просто отсчет времени до следующих Календ: “19-й день перед календами” – ante diem undevicesimum Kalendas, “18-й день перед календами” – ante diem duodevicesimum Kalendas и т.д.

11-12 июля – т.н. “Календы” (название происходит, вероятно, от слова «кало» — созываю; так как в этот день жрец (младший понтифик) официально объявлял гражданам о начале нового месяца (а, согласно Варрону, конкретно о дате “нон”). В мифологии они посвящены богине Юноне: “…закладка фундаментов, связанных с Юноной, всегда назначалась на мартовские календы, так как они были ей посвящены: «Но как все иды были посвящены Юпитеру, так все календы — Юноне, что подтверждает О сохранении брака. — Прим, перев. и мнение Варрона и жрецов»302, — говорит Макробий (1, 15, 18), который добавляет, что этот обычай подтверждается обычаем жителей Лаврента, которые обращались к богине с мольбами в каждые календы с марта по декабрь, и, по этому случаю, называли ее Kalendaris Juno. Что касается римлян, — говорит он, — то во все календы младший понтифик совершает жертвоприношения Юноне (издатели нередко исправляют здесь на Янус) в Curia Calabra, тогда как жена священного царя приносит ей в жертву свинью или овечку на Регии. Отсюда происходит ономастическая формула Janus Junonius, quod illi deo omnis ingressus, huic deae cuncti Kalendarum dies uidentur ascripti303. Эту особенность Юноны охотно связывают с ее функциями в качестве Луцины: богиня родов руководит также началом месяца, «возрождением» луны. «Начало» можно равным образом понимать и как рождение (Юнона), и как переход (Янус). Такое толкование подкрепляется тем фактом, что в курии Калабра, после жертвоприношения, понтифик объявляет, на какой день попадут следующие ноны — либо на 5-е число, либо на 7-е, в зависимости от месяца. Он произносит при этом формулу, адресованную Юноне Ковелле (Varr. L. L. 6, 27). Эпитет непонятен, но действие имеет смысл, только если за пределами календ согласно ритуалу Юноне доверяется «рост» луны в те дни, которые последуют за календами304.” (цит. по Дюмезиль Ж.  “Религия древнего Рима”).

По нашему, это, наверное, Рожаница. Вообще Юнона – это такая архетипическая Богиня-Мать: “богиня брака и рождения, семьи и семейных постановлений, материнства, женщин и женской производительной силы[1]. Сестра и супруга Юпитера”. В противоположность началу месяца, посвященному Богине-Матери, время полнолуния, “Иды” –

24 июля, когда луна находится в полной своей силе и мощи – посвящено Юпитеру – архетипическому Богу-Отцу (Deus Pater). Древнеримский Юпитер – это не только и столько Громовержец, сколько Небо-Отец, в индоевропейской мифологии связанный прежде всего с понятием Света. Поэтому одна из мотивировок соотнесения полнолуния с Юпитером – это время наибольшего света: и днем и ночью (согласно Макробию: “…в дальнейшем от этрусков, у которых этот день зовется “итис”, было взято имя [дня] (“иды”). [Слово] же “итис” они толкуют [как] верность Юпитера. Ведь так как мы воспринимаем Юпитера творцом света (lucis), откуда и салии поют [о нем] “Люцетий” в [своих] песнях, и критяне зовут [его] “Зевсом – днем”, также [и] сами римляне называют [его] “Диеспитер” как отца дня (diei patrem), (15) этот день [ид] по праву зовется верностью Юпитера, свет которого не кончается с заходом солнца, он распространяет блеск дня и ночью посредством светящей луны, что обычно всегда случается в полнолуние, то есть в середине месяца. Итак, день, который лишен даже ночных теней, они назвали надежностью Юпитера, ..”). В полнолуние Небу-Отцу приносились жертвы на вершинах гор и холмов.

Помимо Календ и Ид, чрезвычайно значимым (до Цезаря, пожалуй, даже более значимым, чем Календы) были “Ноны”, отождествляемые с первой четвертью –

17 июля. “Ноны” обозначают “9й день перед Идами” (включая, из-за особенностей римского обратного счета, как  сами эти дни, так и исходную дату, от которой ведется счет). Число “9” было значимым для сакральной сферы. Даже не углубляясь в вопрос о “нундинах” (особых “рыночных днях”, завершающих восьмидневные отрезки, на которые делился весь год, независимо от лунных месяцев, подобно тому, как у древних славян весь год делился на пятидневные отрезки), отмечу, что, например, 9 дней длился римский траур (“… принеся на могиле жертву на девятый день после похорон, семья давала «девятидневный обед» (cena novendialis) и завершала период траура” (цит. по Кленышева Н. Д. “РОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА В ДРЕВНЕРИМСКОЙ СЕМЬЕ. БОГИ И РИТУАЛЫ” https://roii.ru/dialogue/33/roii-dialogue-33_14.pdf)). Во время Нон царь объявлял, когда в наступившем месяце будут праздники (которые, как известно,бывают не только фиксированными, но еще и плавающими) и какие священнодействия при этом стоит совершать.

Календы, Ноны и Иды можно рассматривать не только как определенные даты, но и как три периода (заканчивающиеся одноименными днями) на которые поделен месяц (ср. формулировку Плутарха: “…дни месяца, от которых ведется счет, делят его на неравные части”): от Ид до Календ, от Календ до Нон, и от Нон – до Ид.  С этой точки зрения, Юноне посвящены не столько Календы, сколько Ноны (вспомним, что жрец на Календах произносит формулу, обращенную к Юноне именно при объявлении даты Нон, а, например, тот же Плутарх прямо называет Ноны – “новолунием”). Внутри Календ, Нон и Ид как периодов все дни, с точки зрения человеческой деятельности делятся на четыре типа: dies fasti (присутственные дни), dies nefasti (неприсутственные, или запретные дни), intercisi (“разделенные” дни, в которые общественная деятельность разрешена лишь в определенные часы) и atri (“черные дни”, в которые нельзя было начинать ничего нового). Несмотря на то, что данное деление относилось прежде всего к области гражданского права, исследователи видят в данном делении архаичный взгляд на календарь как на распределение дней между богами и людьми. Сами Календы, Ноны и Иды относятся к категории dies nefasti. Следующие дни после дней Календ, Нон и Ид считаются “черными” – неблагоприятными для какого-либо вида деятельности. Есть прямые указания на связь этих “дней после” с подземными богами и мертвыми, например у Плутарха: “…лучше посмотрим, не обстоит ли здесь дело так же, как и с месяцами: первый посвящен небесным богам, а второй — подземным, и в течение второго совершают жертвоприношения покойникам и очистительные обряды, то же самое можно сказать и о днях: первые дни — самые важные (их, как уже говорилось, три), это дни праздничные и священные, а следующие по порядку связываются с демонами и душами умерших, и поэтому их считают запретными и неблагоприятными для всякого дела. Так же и эллины в новолуние почитают богов, а на другой день воздают должное героям и демонам; так и на пиру второе возлияние, совершают они героям и героиням.4 …(4.«Герой» первоначально — предок, покойник, хтонический дух, поэтому Плутарх приравнивает здесь героев душам умерших и демонам)” (цит. по http://ivka.rsuh.ru/binary/2628603_5.1367787667.45101.pdf).

Мне не удалось найти какой-либо связи между второй половиной месяца – временем убывающей луны и культом подземных богов и предков, подобно тому, как это принято в индуизме, поэтому весь период времени от полнолуния до –

следующих календ 09-10 августа – это некое своеобразное безвременье с отсчетом “до августовских календ”. Удивительно, но вот внутри римского года связь такого “безвременья” с областью хтонического, наоборот, прослеживается (ср. про январь и февраль, которые до реформ Нуны Помпилия никак не назывались): “по всей веро­ят­но­сти, те два зим­них меся­ца… были посвя­ще­ны гроз­ным под­зем­ным богам. В силу их вла­сти в ином, под­зем­ном мире суще­ст­во­вал запрет — табу — на их имя. Поэто­му два зим­них меся­ца в пер­во­на­чаль­ном кален­да­ре были без назва­ния и их как бы не было. Это было вре­мя зим­не­го зами­ра­ния жиз­нен­ных сил при­ро­ды, ее риту­аль­но­го уми­ра­ния или пере­хо­да под власть под­зем­ных богов”. (цит. по http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1265490488)). Лунного календаря от Ид до следующих Календ как будто не существует. Удалось найти только одну научную гипотезу о том, что 24 число римского лунного месяца увязывалось с последней четвертью луны и считалось днем, благоприятным для завершения дел, но это не более чем гипотеза (упоминание о ней встречал в книге О.В. Сидорович “Жреческая традиция в Древнем Риме. Культ, ритуал, история”).

Ну и напомню, что помимо Юноны, начало месяца связано с двуликим Янусом, богом врат (которого называли также “Янусом Открывающим и Запирающим”). Например, у Макробия находим: ” В священнодействиях мы зовем [его] также … Янусом Юнонием … “Юнонием” – подобно владеющему наступлением не только месяца января, но [и] всех месяцев – во власти же Юноны находятся все календы, – откуда и Варрон в пятой книге “Божественных дел” пишет, что Янусу посвящены двенадцать жертвенников соответственно такому же [числу] месяцев [года]. ” (цит. по http://simposium.ru/ru/book/export/html/964).

Максим Сухарев

2021

 

 

 

*****
Платную подписку на часть материалов пока приостановили.
В 2021 году планируем опять возобновить, но уже в иных объемах материала (и за иные суммы).
*****
Поддержите наш проект!
Ваша поддерржка поможет нам оплатить хостинг и уделять больше времени исследованиям. Даже небольшая сумма будет полезна.

Ваш Email не будет опубликован. Поля "Имя" и "Email" обязательны.