ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ РОЖДЕНИЯ КАК ЯЗЫЧЕСКИЙ КУЛЬТ

Недавно наткнулся на языческие корни традиции празднований дней рождения. Правда, это не славянское, а римское язычество, но этим обстоятельством вполне можно пренебречь. Греко-римское язычество – это давно уже не некая локальная “этническая” религия, но нечто универсальное, – то, что лежит в основе всей современной культуры. Мы и так сейчас празднуем дни рождения, поэтому я всего лишь хочу вернуть данному празднованию его изначальный смысл.
Итак, вот та самая цитата про день рождения (dies natalis), на которую я наткнулся: “Согласно сообщению Стация, в день рождения ребёнка оплетали дверные косяки, возжигали огонь на праздничном жертвеннике, а также, вероятно, совершали возлияние вином и молились 45. Кроме того, к отцу приходили друзья и поздравляли с прибавлением в семействе. Домашние и гости дарили ребёнку маленькие подарки, которые называли crepundia (погремушки, от crepo).
Можно сравнить это торжество с празднованием дня рождения взрослых, о чём традиция сохранила намного больше сведений. Важно, что праздник дня рождения не подразумевал кровавых жертвоприношений и был посвящён гению. Гений — это спутник человека, он есть у всех граждан, даже у мёртвых46. Во время праздника изображение Гения украшали венками из цветов, на его алтаре приносили жертву: воскуряли ладан, ставили пищу и пирог. Этот пирог, говоря словами Овидия, «отмечает годы»47. Виновник торжества надевал белую одежду, к нему приходили гости, поздравляли его и приносили подарки, а затем начинался пир. Праздник не был исключительно семейным, в нём участвовали и гости. Из этого сходства можно сделать вывод, что праздник natalis повторял тот ритуал, который сопровождал появление ребёнка на свет. Это была, вероятно, ежегодная благодарность Гению за помощь”[1].

Таким образом в основе дня рождения лежит культ личного Гения. “Ге́ний (от лат. genius «дух») — в римской мифологии: духи-хранители, преданные людям, предметам и местностям, ведающие появлением на свет своих «подопечных», и определяющие характер человека или атмосферу местности… В греческой мифологии аналогом гениев являются некоторые даймоны (демоны[2])[3]… Представления о гении, духе-хранителе, сохранились в христианской традиции в образе ангела-хранителя, данного человеку Богом при Крещении для помощи и руководства”[2].
Вот еще одна цитата на греческом материале: «Третий вид демона (…), впервые появившийся в архаическую эпоху, связан с определённым человеком, как правило, с самого рождения, и определяет, полностью или частично, его индивидуальную судьбу. Впервые мы встречаемся с таким демоном у Гесиода и Фокилида. Он олицетворяет собой индивидуальную мойру, или «долю», о которой говорил ещё Гомер, но персонификация которой впервые происходит лишь в воображении архаической эпохи. Часто этот демон кажется не более чем воплощением удачи или успеха человека; по такая удача воспринимается не как что-то неожиданное – она является частью врождённых качеств человека, как красота или талант. Феогиид жалуется на то, что от демона зависит больше, чем от характера человека: если ваш демон слабоват, то даже при благоприятном стечении обстоятельств вы ничего не добьётесь”[3].

В общем здесь говорится о том, что в славянской мифологии называется Долей. Любопытно, что доля, подобно римскому гению выше, тоже может характеризовать место (“кроме доли — двойника человека, в славянских повериях действует “ничья” или “чья угодно” доля, прикрепленная к пространству (урочное место)…[4]). Но нас сейчас интересует именно персонифицированная Доля, подобная личному Гению человека.
Теме персонифицированной Доли посвящена классическая работа (глава из книги) А.А. Потебни “О доле и сродных с нею существах”[5]. Из нее мы можем узнать, что Доля является двойником человека и полным его отражением, но вместе с тем Она и причина человеческих действий и состояний. То есть не сколько Доля принадлежит человеку, сколько человек – своей Доле.
Наконец, Доля рождается вместе с человеком – таким образом мы возвращаемся к теме данной заметки (ср. с христианским “ангелом-хранителем”, который совершенно искусственно связывается не с днем рождения, а с крещением или с днем памяти святого, имя которого было дано при крещении). Из традиционных представлений о Доле можно вполне выстроить и Ее культ: “Отношения человека с Д [олей]. Чтобы жить счастливо и быть богатым, человек должен найти свою Д. и спросить у нее, каково его призвание, в каком деле он найдет удачу. Поступив так, как советует ему Д., человек обретет свое счастье [6].” Надо ли говорить о том, что такой культ естественным образом может быть связан с празднованием дней рождения подобно римскому культу Гения?

Признаться, мне сейчас не вполне нравится термин “Доля” – потому что это все-таки нечто специфически украинское (и слабее – белорусское). Наверное, уместнее говорить не о “своей Доле”, а о (как у других славянских народов) “своем Счастье” (тем более, что исконное значение этого слова: “часть” – то же самое). “Счастье”, кроме того, помогает нам понять, ЧТО именно нужно делать.
Я сейчас вижу это так – на стыке религии и психологии: постройте в голове образ “Счастливого Себя” (вы же помните, что мы говорим о нашем “двойнике”). Можно говорить о некоем “идеальном “Я”. Хотя, наверное, точнее говорить о “лучшем “Я”, потому что “идеал”, зачастую, – это то, что навязано нам социумом (а кроме того, недостижимость идеала способна привести к неврозу).
Настраиваясь на Лучшее и Идеальное – мы настраиваемся тем самым на силу своего личного Гения, свою Долю, свое Счастье. На ту силу, что тянет нас вверх.
Чтобы вы сейчас сделали, если бы были лучшей версией себя? – вот, наверное, лучший вопрос (особенно если реальный вы сейчас – ленитесь и валяетесь на диване ;-)).
Ну и, следуя традиции, в день своего рождения стоит поблагодарить своего Гения/Долю/Счастье за всю ту силу и бодрость, что была у вас в течении еще одного прожитого года, поблагодарить за все правильные выборы, которые были сделаны – так, чтобы эта Сила помогала вам и впредь. Надо какую-нибудь фигурку “лучшего меня” попробовать сделать или хотя бы фото подобрать для алтаря… :-)
И тут, конечно, следует понимать, что поклонение своему Двойнику, своему Гению – это нечто совершенно противоположное эгоизму, потому что в рамках данного культа мы начинаем отождествлять источник всех наших достижений не со своим эго, а с внешней по отношению к нему силой, не подвластной моим желаниям и капризам, но, наоборот, являющейся источником всего, что я хочу и желаю.

Максим Сухарев

26.07.2021

ИСТОЧНИКИ:

 

[1]. КЛЕНЫШЕВА Н. Д. “РОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА В ДРЕВНЕРИМСКОЙ СЕМЬЕ БОГИ И РИТУАЛЫ”;
[2]. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_(%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F);
[3]. Доддс Э. “Греки и иррациональное” https://vikent.ru/enc/5356/;
[4]. Седакова О. А. “Тема “доли” в погребальном обряде (восточно- и южнославянский материал)” https://web.archive.org/web/20090321074031/http://ec-dejavu.net/s/Share.html;
[5]. https://www.koob.ru/potebnya/o_nekotorykh_simvolakh;
[6]. «Славянские древности: Этнолингвистический словарь», в 5 т.;
[7]. https://psytalk.spb.ru/sotsium/idealnoe-i/

 

*****
Платную подписку на часть материалов пока приостановили.
В 2021 году планируем опять возобновить, но уже в иных объемах материала (и за иные суммы).
*****
Поддержите наш проект!
Ваша поддерржка поможет нам оплатить хостинг и уделять больше времени исследованиям. Даже небольшая сумма будет полезна.

Ваш Email не будет опубликован. Поля "Имя" и "Email" обязательны.