ПРАЗДНИКИ ВНЕ ОБЩИНЫ. МОЙ ОПЫТ “СЕМЕЙНОГО ЯЗЫЧЕСТВА”

Хочу поделиться своим опытом внеобщинной практики (конкретно – празднования ключевых праздников внутри года), благо некоторый положительный опыт у меня уже наработан. Не ждите  каких-либо особых откровений – ниже все донельзя банально, но все же я думаю, что это может быть кому-то интересным. Я не стремлюсь  умалить роль общины – она чрезвычайно много значит, особенно в плане мотивации. Тем более сейчас настают такие, непростые времена (в чем уже мало кто сомневается), что реальное, низовое объединение язычников в общины можно только приветствовать, – хотя бы потому, что такие “городские племена” просто способствуют нашему с вами выживанию.

Мой тезис в ином – именно индивидуальная (а точнее – семейная, о чем еще будет ниже) практика является Основной, а общинная – всего лишь надстройкой над ней. Ничто не мешает нам объединяться с единомышлениками для проведения каких-либо обрядов, однако личная семейная практика всегда будет лежать в основе нашего языческого культа – в той части, что связана с празднествами. Хотя просто потому, что “своя рубаха ближе к телу”.

Вроде бы нечто банальное, но – я столкнулся с тем, что многие многомудрые мужи у нас сейчас такую практику склонны называть не иначе как “виртуальным (!) язычеством”. И в этом плачевно неадекватном выводе сходятся друг с другом  как ученые-религиоведы, так и Вещие Волхвы – главы общин и устроители празднеств. Религиоведы называют внеобщинное “виртуальным” потому, что они привыкли проводить свои полевые исследования в сновном на массовых праздниках вроде Купалы, и все прочее просто выпадает из их поля зрения  (хотя я думаю, что в наступившую COVID-эпоху им тоже придется перестраиваться ;-) ), а активисты  языческих общин, – потому, что считают только самих себя, по простым и понятным человеческим причинам  –  “тру-язычниками”.

В ситуации с последними  уместно будет провести аналогию с православными христианами. Большинство людей ведь просто для себя молится и иногда в церковь заходит. А меньшинство т.н. “воцерковленных” христиан, регулярно принимающих участие в разного вроде “таинствах”, типа причащения или соборования, а также активно участвующих в жизни своей церковной общины смотрят на основную массу “прихожан”/”захожан” – как бы сказать, чтоб никого не обидеть… с тщательно скрываемым чувством легкого превосходства. Судьба дала мне возможность пару раз соприкоснуться с этим мирком… – скажу вам точно, после опыта этого общения обычные рядовые невоцерковленные христиане вызывают у меня гораздо больше симпатии. В общем, смысл в том, что пусть вас – внеобщинных – считают какими-то “неполноценными язычниками” или даже “виртуальными язычниками”- главное, вы сами себя не начните таковыми считать.:-)

Если говорить конкретно о праздниках, то базовой ячейкой для языческого культа для нас сейчас будет семья (“классического” облика – а именно совместно живущие разные поколения – родители с детьми). Тут все логично: живем сообща, ведем хозяйство сообща, сообща и взываем к Силам, чтобы они наделили не только меня одного благами, а всех нас – как общность (даже если одному мне перепадёт- все равно делиться со всеми придется). И это Общее – хозяйство – не предмет веры, а нечто донельзя реальное, потому что это – о выживании. Любой взрослый, хоть однажды столкнувшийся с ситуацией “когда закрыты двери, когда слезам не верят, когда надо что-то делать, чтобы твои родные – ели” меня поймет. Не признавать хозяйство основой, – это просто-напросто инфантильная точка зрения. Если же язычество для вас – это исключительно “путь духовного самосовершенствования” без всякой “презренной бытовухи”… не знаю. Может быть, я чего-то не понимаю, но в этом случае вообще лучше идти своим собственным путем и ритуалить одному (как это делают разного рода “волхвы”, “колдуны” и “шаманы”), не приплетая сюда других. А вообще – в Традиции нет деления на “духовное” и “материальное”. И богатство понимается не как кучка вещей, а как энергия роста, как энергия успеха, не важно в чем – в материальном достатке или в духовном росте. “Успех”/”спех” – это, кстати, по сути своей, славянский (и условно “языческий”) термин (эх, всё не успеваю написать статью со звучащим названием “славянское язычество – религия успеха”))). Или иное традиционное понятие – “спора” (ср. “чтобы дело спорилось”). То есть славянское язычество – это не о вещах, а о той силе, что порождает все блага – материальные и духовные. Дадут вам боги ЭТО – и всё будет спориться: и духовный рост, и долларовый доход, и дети в школе – на пятерки. Поэтому неправильно и то и другое – и не мечтать ни о чем выше бытовухи, и собираться кружком “высокодуховных” единомышленников, игнорируя свои бытовые реалии – и то и то крайности суть. В традиции, повторюсь, это все одно (из таких соображений,”классическая” община язычников, которые живут вместе и ведут общее хозяйство – будет идеальным вариантом для совместной обрядности).

Кстати, если вы не поняли, я ж не о семье язычников сейчас, а просто о семье. У меня вот всем моим родным глубоко пофиг вообще до язычества – я своих детей в крайне циничном ключе воспитываю (атеист же, что с меня взять). Этим, пожалуй, мой опыт и ценен. Не нужна какая-то особенная “языческая семья” (все равно переругаетесь из-за того, что у каждого из вас свое язычество;-) ), – нужна просто семья. Если у вас еще нет семьи – старайтесь ее создать. Если уже нет (взрослые дети разъехались вдаль) – тогда, наверное, да, вам остается община (однако задумайтесь – не является ли ваша община всего лишь попыткой воссоздать семью?). Если вы являетесь младшим членом семьи и не имеете должного авторитета – зарабатывайте авторитет. Возможно вам мой опыт как раз и поможет. Так как основой семейного культа фактически являюся праздничные трапезы, то вы, например, можете извернуться, тем или иным способом заработать и устроить для своей семьи праздничный ужин. Даже если вы не глава семьи, предложение праздничной трапезы за ваш счет должно быть принято благосклонно, и неизбежно поднимет ваш авторитет и авторитет вашей веры, если вы будете вести себя адекватно и без фанатизма. Я вот тоже, повторюсь, ни жене ни детям своей веры не навязываю,- но участвуют уже охотно, а мне только этого и надо. Отдельная и больная тема – наличие в вашей семье фанатиков из противоположного лагеря, от мировых монотеистических конфессий, но местами (кроме совсем уж запущенных случаев) и это тоже преодолимо. В моем варианте язычества, конечно – без всего того, что отталкивает посторонних: без вычурных рубах, специфического языка и серьезного выражения лица. И, еще раз повторюсь, – в полной мере мои советы применимы только к такой семье как у меня – с маленькими детьми. Праздники, которые мы устраиваем не себе самому, а детям – это точно не натужные попытки заставить себя верить в то, во что на самом деле не веришь, а Нечто Искреннее.

НА ДАННЫЙ МОМЕНТ в МОЕЙ ЛИЧНО практике прижились следующие праздники (см. диаграмму).

То, что зима здесь сверху – ничего не значит, просто откуда-то такую болванку для “года” скачал. Красным – Праздники, которые лично я праздную (бледно-розовые – не в счет). И блин, сами видите, тоже получается восемь, как на всем известном викканском “колесе года”. Только вот распределение явно не то. Ну 1, 2, 3, 4 – солнцестояния и равноденствия, куда ж от них денешься… между ними: 5 – “День Мертвых” (“Приход Зимы”) в начале ноября, 6 – начало таяния снегов в начале марта (“Приход Весны”), 7 – появление зеленой травы (весенний “День Мертвых” (“Радуница”), 8 – Пора Цветения (“Русалии”). Эти уже приблизительно, потому что в период наступления определенных природных событий в своей местности мы ищем ближайшие лунные дни (в основном, конечно, новолуния, но иногда и полнолуниями не брезгуем).
Хочу особо акцентировать внимание на том, что данный список праздников – не какая-то догма или готовый календарь, а только то, что само собой как-то сложилось. У нас на местности, например, отчетливо наблюдаемы глобальные природные перемены как в феврале, так и в августе, – прямо “переломы” природных подсезонов (бледно-розовые точки 9 и 10). По идее, им тоже стоит найти этнографические соответствия, и как-то их отмечать, но что-то всё не срастается. В то же самое время, мой фактический календарь выглядит определенно схожим с тем, что я вывел из исследования о календарных поминках славян (https://novoyazychestvo.ru/pominalnye-dni-i-kalendar.html), – так что, по всей видимости, некая правда жизни в таком неравномерном распределении праздников внутри года все же присутствует.

А, и с зимою интересно. Фактически зимний солнцеворот у меня объединен с современным “светским” Новым Годом на 1 января (этнографический “Васильев вечер”), таким образом (с “от” и до “до”) получается целый праздничный период. Обычно перед солнцеворотом (очень уж не люблю термин солнцеСТОЯНИЕ за те совершенно лишние ассоциации, что он вызывает), который происходит чуть больше чем за неделю до Нового Года, мы как раз ставим ёлку. Праздничное настроение детям (да и взрослым) это само по себе обеспечивает. Вообще, принятый сейчас обычай сохранять дом украшенным в течении не одного дня, а всех зимних каникул, очень сильно облегчает перенос в современность многих обычаев старинных Святок, хоть сроки и не совсем совпадают.

Главное – у вас должно быть простое и природное обоснование, для каждого праздника. То, во что вы сами верите, а не стараетесь поверить. Не какой-нибудь “бог Коляда”, например, а “сегодня самая длинная ночь в году – до неё дни становились всё короче, но, начиная с завтрашнего дня день начнет прибывать и весной будет уже светло и утром, когда встаешь, и вечером будет светло, и можно гулять, – помнишь, как весной летой? Раньше люди верили, что старое солнце сегодня умирает, а завтра – рождается новое. а затем оно растет” или “мы сегодня празднуем появление зеленой травы; раньше верили, что духи, которые зимой уходят в другой мир, возвращаются на землю и заставляют траву расти”. То есть суть понятна – максимально просто, максимально с опорой на реально происходящие в природе процессы (https://novoyazychestvo.ru/yazychestvo-dlya-takix-kak-ya.html), а все непроверяемые сущности подаем через “раньше верили, что…” (в принципе, в календарях родноверов та же самая подача: через “предки верили”). Против подобных формулировок обычно нечего возразить и материалистически настроенным взрослым.

Основой праздника, как я уже говорил, является совместная праздничная трапеза, – в принципе, как и в древности. Традиционно это ужин. Для весенне-летнего периода, конечно, идеален пикник на природе (см. пример https://vk.com/wall-119055965_18685), особенно там, где можно развести открытый огонь. Ну дома, понятно, обходимся свечами. Праздники конца осени-начала зимы вообще в принципе принято праздновать дома – там это прямо традиционно в сопутствующую обрядность встроено. В любом случае, тут много простора и для комбинированных вариантов – сначала выезд на природу, а затем ужин дома.
Разумеется, при выездном праздновании место нужно подбирать тематически соответствующее, в зависимости от обстоятельств. Например, вот у вас, в день летнего солнцестояния ну никак не получается выехать на природу (чего только не бывает в жизни), но это не повод запираться в четырех стенах дома, – найдите хотя бы какой-нибудь ресторан с открытой верандой на берегу и устройте там праздник семье, потому что лучше провести праздник хоть как-то, чем вообще никак. Язычество – это же практика. Я вот в студенчестве, когда денег не было, помню просто с пацанами на берегу реки разведенный спирт бухал,.. и в костер плескал со славлениями всякими пьяными: меня даже тогда за такие дела “Язычником”, помню, одно время звали ;-)..
Само обрядовое действо, понятно, состоит, в основном в короткой (помните про “простое и природное” выше) лекции на тему – зачем, чего, и для чего, и в последующих тематических тостах с пафосным подыманием кубков/пластиковых стаканчиков ввысь, да в жертвах еды и питья Им (тут по ситуации: летом – Воде в воду и Огню в огонь, на “Дне Мертвых” – Мертвым на подоконник балкона да под раскрытое окно, а так – в Красный угол на алтарь, как водится).
Очень важно, как выяснилось на практике, для создания особого настроения у домашних – переодеться на время трапезы (не в какую-то славянскую одежду – её у меня тупо нет, а просто в любую другую, не ту, что в повседневности), а потом, после завершения – обязательно переодеться опять обратно в обыденное – это неожиданно сильно настраивает и вообще много даёт.
И очень много даёт также тематическое украшение квартиры. Хотя бы самого праздничного стола и зоны вокруг праздничного стола. Например, новодельное осеннее равноденствие у нас фактически превратилось в “День Осени” (оказалось, кстати, непросто донести до ребенка, что особенного в том, что “ночь равна дню”, да я сам, если честно, не улавливаю должным образом всей торжественности этого момента (то ли дело “самая короткая/самая длинная ночь в году”), поэтому равноденствия для нас – это фактически “Праздник Весны” и “праздник Осени”), – ну и вот, в “День Осени” сам бог велит украсить все желтыми листьями, для создания соответствующего духа и т.д.
Также как и с одеждой, – в еде “особые славянские блюда” мы не практикуем (разве что, как дань традиции – блины и кисель для Мертвых, где это уместно). Мы просто стремимся к неким “особенным” (в идеале – к никогда не пробованным ранее) блюдам. Осенью вот по грузинской кухне зарубились, например… На грядущие Святки даже не знаю, что и придумать уже. Особая (НЕ обыденная кухня) – тоже очень важна для атмосферы Праздника, как чего-то выдающегося из череды обычных дней. Но это и естественно – помню, даже когда был молод, одинок и беден, и то по таким дням старался не обычное пиво покупать, а крафтовое. Естественное побуждение выделить праздничную трапезу среди всех прочих.

Ну и как вишенка на торте, – то, что очень сильно переводит все эти милые семейные посиделки в категорию “все же вполне себе язычества”: все праздники надо провожать, а то и вовсе – прогонять. Поутру, когда уже никому ничего особо не хочется, не просто убрать все это, а с толикой отгонной обрядности (например, в открытое окно “Праздник, прочь уходи, а через год – опять приходи”). Пусть у меня с этим все еще не очень гладко в плане совместного с семьей (обычно сам на перекрестки затем отношу остатки), но это очень и очень важный для восприятия идеи “Праздника” момент.

Ну вот так и живем, в общем. Вроде всё. Кто что думает? Есть, что добавить?
Не забывая о том, что здесь написал не про “воспитание подрастающего поколения в языческом духе в общем и целом”, а про одну конкретную тему – “празднование праздников не внутри общины, а внутри семьи”.

Правда, если все вышеописанное для вас так и остается “виртуальным язычеством” или даже “НЕязычеством”, – я даже не знаю, что и возразить.
Просто соглашусь, скорее всего.

Максим Сухарев

07.12.2020

*****
Платную подписку на часть материалов пока приостановили.
В 2021 году планируем опять возобновить, но уже в иных объемах материала (и за иные суммы).
*****
Поддержите наш проект!
Ваша поддерржка поможет нам оплатить хостинг и уделять больше времени исследованиям. Даже небольшая сумма будет полезна.

Ваш Email не будет опубликован. Поля "Имя" и "Email" обязательны.