Праздник Купалы = праздник летнего солнцестояния

#КОЛЛЕКТИВНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Начнем с этого простого утверждения.
“В народной традиции почитается как день летнего солнцеворота, симметричный в годовом круге Рождеству, с которым И. К. [Ивана Купалу] объединяют общие мотивы и обрядовые действия. ..Ночь накануне И. К. превосходит сам день И. К. по своему ритуальному «наполнению»
[1] Согласно науке астрономии, Солнце достигнет самой северной точки эклиптики в 2017 году – 21 июня в 07:24 по московскому времени. После этого оно неуклонно начнёт катиться обратно на юг.
Таким образом, мы призываем отмечать Купальскую ночь – в ночь с 20 на 21 июня, а саму Купалу – 21 июня. Разумеется, поскольку этот расчёт основан на астрономии, мы говорим о самой короткой ночи и самом длинном дне в году.
Исторически сложившаяся традиция празднования в широком временном промежутке с 23 по 29 июня [2] связана, конечно же, с приблизительным, “на глаз” определением данной даты в народе. Никаких иных особых оснований для соотнесения Праздника летнего СОЛНЦЕСТОЯНИЯ (подчеркнем это еще раз) с той же датой 24 июня нет. Аргументы типа “21-го числа, это-мол солнцеСТОЯНИЕ, а солнцеВОРОТ начинается на три дня позже” – не имеют под собой обоснований, ни в исторических, ни в этнографических источниках и представляют собой сугубо современный конструкт. Поэтому, предлагаем в определении даты Праздника опираться на современные астрономические данные. Это нечто твердое.

Тем не менее, в связи с тем, что отличия в длительности светлого времени суток в ближайшие дни набегут едва ли на одну минуту, Купала – это не только конкретная дата, но еще и “период” [2]. Поэтому выглядит оправданным и общественное празднование Купалы большинством языческих общин в ближайшие выходные – с 24 на 25 июня.

Паганка недавно проделал достойную работу, собрав в одном месте информацию о том, кто и где празднует в этом году: https://vk.com/wall-39773469_22346
Несмотря на то, что в своей статье он уделяет внимание исключительно родноверам, вы, несомненно, сможете найти там ответ на вопрос “куда можно сходить на праздник”.
Именно празднование Купалы давно стало визитной карточкой современного родноверия и различные родноверческие общины проводят весьма масштабные и зрелищные празднества.

Однако, мы, “Славянское Новоязычество” не зря с самого начала сделали упор не на массовке, а на личной и семейной практике.
Мы не гонимся за масштабом, не кичимся массовостью мероприятий и не стремимся к тусовке ради самой тусовки.
Поэтому данный пост посвящен тому, как встретить и провести Солнцеворот НЕ в тусовке
(впрочем, возможен компромисс для тех, кто желает совместить и тот и другой подходы: индивидуальная, “магическая” часть Праздника – с 20го на 21е, а “общественная” – с 24го на 25е).

Итак, что можно и нужно делать:

1. Не для черствых душой и не для слабых духом – поиск волшебного цветка папоротника. Завтра мы планируем на эту тему отдельный пост с подробной инструкцией 😊 не пропустите;

2. Сбор купальской росы и купание в купальской росе. На эту тему тоже будет отдельный пост – послезавтра, настолько это важная и значимая тема. Если вкратце, то роса, особенно купальская – это “святая вода” славянского язычества” (“Жители с. Замошье объясняли,что когда в селе не было церкви, на Пасху освящали обрядовую еду, выставляя ее на росу, «чтобы освятил сам Бог» (ПА, гомел.)”[1]);

3. Это, собственно, само купание как таковое. Во всех видах. Я бы даже тяжелобольным советовал обтирания. Ибо ВОДА – вся, даже из под крана, в этот день свята (по аналогии с крещенской водой у христиан):
“Обрядовое умывание, обливание, купание в Иванов день встречается у всех славян, но эти действия могли относиться к разным моментам купальской обрядности. У болгар было принято купаться на рассвете Иванова дня сразу после сбора растений. Считалось, что на восходе само солнце якобы «купается», Поэтому вода в источниках становится особенно целебной. Купание в открытых водоемах «для здоровья» в Еньов день было в болг. традиции массовым явлением (БМ:114), Поверье о том, что в ночь на св. Яна вода становится «благословенной», известно и в Словении; люди умывались ею, чтобы обеспечить себе здоровье и счастье. В Зильской Долине все участники купальских игрищ должны были сначала искупаться в местном озере, после чего допускались до ритуала разжигания костра (Kur.PLS 2: 108-109).

У вост. славян купание часто происходило в момент бросания в воду обрядового деревца, венков, зелени, чучела либо было приурочено к заключительному моменту празднества: парни и девушки бежали к воде купаться или обливаться водой на рассвете Иванова дня, когда купальский костер полностью догорал. У русских обычай купаться относился к кануну И. К. (ср. название этого дня Аграфена-купальница). В Новгородской губ. девушки купались с цветами и травами, гадая по ним на воде. В ю.-рус. областях обливали друг друга водой и окропляли домашний скот
.
Вообще во многих местах купание в реках разрешалось только с И. К. Поляки Нижней Силезии объясняли запрет купаться раньше этого срока опасностью утонуть или вредоносностью самой воды, только после св. Яна “woda jest ochrzczona” [вода окрещена] (Po£.ZO:243). Сходным образам мотивировался у зап. славян обычай чистить в день И. К. колодцы: «Св. Ян окрестил в этот день воду, значит, она и в колодце должна быть чистой» (Karw.KLZD:204), В селах ю.-вост, Польши считали, что если в этот день вычистить колодец, то вода в нем всегда будет « здоровой ».”[1]

4. Сбор трав. Для сбора трав в году нет момента значимее:
“Отправлялись за травами в Иванов день до восхода солнца, так как, по поверьям, целебные свойства сохраняют лишь те растения, которые не успеет осветить солнце (болг, бел., укр.)- Именно в это магическое время каждая травка просит сорвать ее и сама раскрывает свою целебную силу.”[1] Причем даже если вы ничего не смыслите в лечебных травах:
“Собирали не только лечебные травы, но и растения-обереги (крапиву, полынь, ветки колючих кустарников), а также травы и цветы, предназначенные для гаданий, для обрядовых венков и букетиков, растения для изготовления веников, метел, корзин.”[1] Вообще, в это время принято украшение зеленью домов и хозяйственных построек, людей, скота и всего и вся. В основном обережное конечно – крапива, полынь, но не только (“Накануне Купалы, чтобы не допустить проникновения ведьмы в пространство своего двора, затыкали в дверях хлева и дома не только крапиву [«коб видьма попекла пальцы»], но и ветки березы, клена, осину, колючие растения (полес.).”[4]). Помните, что по окончанию праздника от использованной таким образом зелени полагается избавиться – сжечь, бросить в воду, забросить на дерево, крышу ;

5. Купальский костер. Значим не только в “общественной” своей ипостаси. Вы можете использовать купальский костер для уничтожения всего, от чего вы хотите избавиться: “Все сжигаемые в костре заранее приготовленные предметы (преимущественно старые, вышедшие из употребления вещи, особенно веники и обувь) символизировали уничтожаемое зло.”[1];

6. Солнце по преданиям “играет”, качается в этот день на небе, и некоторые ждут, чтобы увидеть это: “солнце на восходе или (реже) на закате играет, переливается разными цветами. […] Кроме самого распространенного в Полесье (и на других восточнославянских территориях) выражения солнце играет, по отношению к этому явлению употребительны следующие обозначения: солнце купается, меняется, гуляет, дрожит, сдвигается, радуется, веселится, красуется (украшается), цветет, переливается, ходит, бегает, пляшет, танцует, скачет, прыгает, кружится, до венца идет”[3];

7. Конечно, это секс, причём для неженатых/незамужних – свободный и достаточно распущенный, вплоть до оргий. есть мнение, что этот день был продуман так в том числе для соединения племён брачными (со временем) связями.

В общем, я думаю достаточно, чтобы проникнуться Праздником и без “языческой тусовки”. Помните, ночь со вторника на среду на след. неделе сама по себе будет волшебной:
“Ночью накануне И. К., по народным представлениям, можно было наблюдать разные чудеса природы : точно в полночь «раскрываются» небеса и звезды начинают сиять, как свечи; в этот момент все растения склоняются к земле и лишь одна самая целебная травка стоит прямо, — если ее сорвать и дать бесплодной женщине, то она вскоре забеременеет (ю.-зап. Болгария); море перестает волноваться и замирает (Странджа); звезды спускаются на землю и украшают собою травы и цветы, которые становятся особенно целебными (р-н Плевена, Самокова); подземные клады начинают светиться или выходят на поверхность (о.-слав.); зацветают чудесные растения и т. п. (БЕ 1990/3:39).”[1]

#славянские_праздники_НЯ #славянский_календарь_НЯ

[1] Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н.И.Толстого. Т. 1-5.
[2] “Некоторые аспекты литовских народных наблюдений за солнцем в период летнего солнцестояния” http://zmicierbielapol.livejournal.com/156827.html
[3] С. М. Толстая. “Солнце играет”//”Славянский и балканский фольклор: Духовная культура Полесья на общеславянском фоне” / Отв. ред. Н. И. Толстой. М.: «Наука», 1986.
[4] В.В. Усачёва “Магия слова и действия в народной культуре славян”. — М.: Институт славяноведения РАН, 2008.

#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #РУСЬ #АдекватныеЯзычники

Максим Сухарев

*****
Поддержите наш проект!
Ваша поддерржка поможет нам оплатить хостинг и уделять больше времени исследованиям. Даже небольшая сумма будет полезна.

Комментарии закрыты.