О культе и мифологии Отца-Неба нам известно не то чтобы очень много (хотя в разы больше, чем о, например, Хорсе или, тем более, Семаргле). Мы, строго говоря, не можем даже сказать, является ли этот образ (о котором мы знаем, как обычно, благодаря этнографии) славянским по происхождению. В самом деле, не исключено, что это — преломление христианского «Отче наш, иже еси на небеси» на народной почве. Но в том и преимущество предлагаемого мной и Максимом подхода, что на происхождение нам, по большому счёту, наплевать. Мы не занимаемся реконструкцией язычества древних славян (это занятие совершенно бесперспективное). Мы выстраиваем славянское новоязычество на основе достоверных сведений из славянской этнографии. И поэтому нам важно не происхождение, а суть. В языческой же сути образа Отца-Неба сомневаться не приходится. Примеров множество — начиная от индоариев и заканчивая народами Сибири. Кому нужны подробности — отсылаю к великолепной работе Мирчи Элиаде «Очерки сравнительного религиоведения». Там целая глава («Небо и боги неба») посвящена культу Неба у различных народов.
Итак. Что у нас есть:
Во-первых, собственно, культ. В текстах заговоров есть молитвенные обращения к Небу:
«Небо ты, небо, ты, небо, видишь, ты, небо, слышишь, праведное солнце. Благослови корни копати, цветы урвати, травы сбирати, а на что сбираю, было бы на то пригодно». [Былички и бывальщины Воронежского края. Заговоры от ведьм и колдунов. Источник: http://www.vantit.ru/bylichki-and-byvalschiny/281-zagovory-ot-vedm-i-koldunov.html]
«Небо ты, небо, праведно солнце, ты, небо, видишь, ты, небо, слышишь, благослови меня, раба Божьего, исцелить и поправить раба Божьего во веки веков». [Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. — М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=432]
То есть, Небо — не только часть мироздания, но и божество. Ср. СДЭС: «НЕБО — часть мироздания, «верхний» мир, сотворенный Богом и часто отождествляемый с ним как высшая религиозная ценность. (…) Антропоморфизм представлений о Н. проявляется также в приписываемых ему способностях радоваться, сердиться, плакать, помогать людям, вознаграждать их, карать и т. п.» [Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5 тт. (Под ред. Н. И. Толстого). Т. 3. М.: 2004. Стр. 376-377.]
Во-вторых — несколько мифов.
- Небо — божественный супруг Матери-Земли, отец Месяца:
Небо и Земля часто упоминаются в паре и именуются, соответственно, отцом и матерью, что наводит на мысль об их супружеских отношениях: «В славянской мифологии так же известен мотив священного брака неба и земли. Супружество рождающих ипостасей природы упоминается в загадках о земле и небе типа: «Мать – низко, отец – высоко» (русс.), «Высокий тятька, плоская мамка» (польск., серб.). В восточнославянском фольклоре чрезвычайно распространено архаическое обращение к земле и небу, как к отцу и матери, в том числе, в поговорках, заговорах и клятвах. Представление о великих родителях сохранились в следующей заклинательной формуле: «Ты, Небо – отец, ты Земля – мать!». Так, при сборе трав на Ивана Купалу говорили: «Земля мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!»
Мирослав (Курганский)