#Славяне_РП #Язычество_РП #Боги_РП #Божества_РП #Иконография_РП#Культ_Рода_РП #Род_и_Рожаницы_РП
Продолжаю серию постов об иконографии славянских Божеств (vk.com/wall-119055965_4196) для всячески рекомендуемых групп РП и СНЯ. Ссылки на более ранние выпуски, которых было уже 7, даются в конце поста. Общие тезисы об идолах смотри здесь: vk.com/wall-119055965_1905. Недавнее голосование (vk.com/wall-119055965_7686) определило интерес подписчиков к Роду и Рожаницам. Это не удивительно – ведь по мнению, широко раскрученному Б.А. Рыбаковым (не является ли он самым ли популярным и великотиражным русскоязычным автором о славянском язычестве и по сей день?), Род был верховным Божеством славянского мира. Но это, конечно, не так – бесспорно не так. Писать этот пост мне будет просто по двум причинам. Во-первых, я давно выпустил статью, где досконально разобрал Рода и Рожаниц как они представлены 1) в источниках; 2) у Рыбакова; и 3) у других исследователей, большинство из которых, в отличие от Б.А., видели их
верно.
http://dajbojic.livejournal.com/909.html – вот эта моя статья, и желающие подробно ознакомиться с темой должны обратиться к ней. Здесь же я буду приводить самое основное из неё. Во-вторых, почитаемые в виде практически идолов предки (а Род и Рожаницы это обожествлённые предки и не более того) прекрасно известны этнографии – это панки́. Теперь – обо всём подробнее.
Мы знаем, что ключевые, по-настоящему верховные Боги славян встречаются обычно во множестве источников самого разного типа и у разных народов. Например, в переводе «Хронографии» Малалы́ с греческим богом-кузнецом Гефестом сравнивается ЮЖНОславянский Сварог. У ВОСТОЧНЫХ же славян огонь прямо называется Сварожцем. Наконец, тот же Сварожич является нам как верховный Бог племенного союза лютичей и у ЗАПАДНЫХ славян: Титмар Мерзебургский (и не только) описывает его (Zuarasici) как главнейшего Бога святого города полабов Редегоста-Ретры. Напоследок словечко «сварог» является нам в новгородском диалекте как название кузнечика (Славянский Дажьбог, 128–129). Или вот тот же Дажьбог, названный сыном Сварога в переводе Малалы у ЮЖНЫХ славян и появляющийся в южнославянском фольклоре как Дабог (Древнерусский Дажьбог, 101–108). У ВОСТОЧНЫХ славян он упомянут и в «Повести временных лет» – его идол стоял на киевском капище, и в «Слове о полку Игореве», где то ли князей, то ли весь народ именуют «дажьбожьими внуками». Встречается Дажьбог (как и Сварожич) в древнерусских поучениях против язычества. В ЗАПАДНОславянском мире – у поляков – в средневековье известны личные имена Dadzbog, Daczbog, которые невозможно объяснить иначе, как происхождением из теонима. Про Перуна и Велеса, мне кажется, много говорить будет и вовсе излишне. Итак, если мы предположим, что Род – верховный персонаж общеславянской мифологии, как это делает Рыбаков, то мы должны обнаружить и его культ повсюду и в самых разных формах. Так ли это?
Ни в коем разе! Нет НИ ОДНОГО источника ни у южных, ни у западных славян, которые бы знали Рода. Более того, даже среди восточнославянских источников Рода и Рожаниц знают ТОЛЬКО поучения против язычества – тексты, которые боролись не столько с язычеством, каким оно было в древности, а лишь с его пережитками, с тем, что правильнее называть двоеверием. Ни «Повесть временных лет», столько внимания уделявшая Перуну, Волосу, Дажьбогу; ни «Слово о полку Игореве», в поэтических образах которого видно Дажьбога, Стрибога, Хорса, Велеса – не знают никакого Бога Рода. Только поучения против язычества, ис-клю-чи-тель-но.
Здесь бы Рыбакову и его поклонникам уже пора задуматься – может, что-то не так? Но я продолжу. Итак, поучения против язычества. В «Слове христолюбца» (XI в.) осуждаемые автором двоеверцы молятся «под овином огню, и Вилам и Мокоши и Симу и Реглу и Перуну и Волосу, скотьему Богу и Роду и Рожаницам и всем тем, которые им подобны» (Гальковский, 307). В «Слове об идолах» (XI–XIII в.) похоже: «требу кладёт и творит и славянский народ – Вилам, и Мокоши, Диве, Перуну, Хорсу, Роду и Рожанице, Упырям, и Берегиням, и Переплуту, и вертясь, пьют [в честь его] из рогов, и огню-Сварожцу молятся, и умершим мовь творят» (Гальковский, 287). Что мы видим здесь? Род и Рожаницы (иногда Рожаница) стоят среди длинного списка, никогда не выделяясь в нём, и, напротив, частенько оказываясь где-то ближе к концу, на переходе от Богов к духам. Правда, в «Слове об идолах» есть ещё эпизоды, где упоминаются Род и Рожаницы, и отмечено, что им ставили трапезу «прежде Перуна, Бога их» – об этом смотри подробнее мою статью о Роде и Рожаницах. Вкратце – эта фраза ровным счётом ничего не значит, кроме собственно факта принесения требы в эпоху двоеверия Роду и Рожаницам перед требами Перуну.
Поучения против язычества, таким образом, тоже не дают нам ничего, говорящего о верховенстве Рода хотя бы у восточных славян. Впрочем, есть ещё один древнерусский источник, специально уделяющий этому персонажу внимание. Это комментарий к Евангелию XV в. под названием «О вдуновенiи духа в человѣка», сообщающий: «Вдуновение бессмертное нестареющее единый производит вседержитель, который один бессмертен и непогибающих творец <…>; это не Род, сидя на воздухе, мечет на землю груды, и в том рождаются дети <…>. Всем Творец Бог, а не Род» (Гальковский, 361). Таким образом, этот текст указывает на ошибочность (с точки зрения христианства) языческого представления о том, что Род порождает души, которые он посылает с «воздуха» вниз с «грудами», т.е., по мнению Рыбакова (многими исследователями разделённому), с каплями дождя. Другое мнение касательно груд (собственно, слово это значит «кучи») – это груды земли. С одной стороны, это больше соответствует значению слова, но с другой, не вполне ясно, почему тогда они падают с неба.
Б.А. Рыбаков бросается к этому источнику и говорит: Род проявляет себя как творец людей, сравнивается с христианским Богом – вот оно, дескать, доказательство верховенства Рода. Но постойте. Во-первых, кого ещё, кроме единого Бога, могло противопоставить любому языческому божеству христианство? Ничего это «сравнение» в пользу Рода не значит. Во-вторых, да, творец людей, похоже на то. Но вот, скажем, у греков людей сотворил Прометей, который не только не верховный бог, но и вовсе не бог. А у скандинавов людям – которые словно сами собой возникли в виде деревьев – дали душу несколько богов, один из которых Один, второй Локи, а третий Хёнир. Много ли вы знаете о Хёнире? В другой же версии двумя «коллегами» Одина выступили его два брата, Вили и Ве, божества также значения третьестепенного. В-третьих, данный источник довольно поздний, но что самое главное – скудный. Конечно, надо признать его мифологическое значение, но вывести из него верховенство Рода никак не получается. Особенно на общем фоне.
Что ещё? А всё, больше ничего нет. Правда, можно отметить появление слова, скажем «родопочитание» в значении «астрологии» (ср. «на роду написано»), но ведь это не теоним, а собственно корневая основа «род», в значении «родня», «родство». Ну и фольклорное появление «фей» судьбы у разных славянских народов, которые, ВЕРОЯТНО, могут восходить к Рожаницам: Суженицы, Наречницы, Орисницы, Доля, Среча, Деклицы (ср. имя балтской богини судьбы Деклы). Кем они предстают? Цитирую свою статью (ссылки на источники см. там, 172): «Согласно фольклорным источникам, известно, что это женщины, часто одетые в белое, иногда со свечами в руках и венками на головах, а “чехи верят, что после того, как нашлют глубокий сон на родившую женщину, Богини судьбы кладут ребёнка на стол и решают его судьбу. Обычно являются три Богини, и третья и самая старшая из них – самая могущественная; но упоминаются также одна, четыре, пять, семь или девять, с повелительницей во главе. Их решения часто противоречат друг другу, но что скажет последняя, то и сбудется. Основные вопросы, которые они решают, как долго ребёнок будет жить, будет ли он богатым или бедным и что будет причиной его смерти. Согласно широко распространённому поверью, первая прядёт, вторая отмеряет, а третья обрезает нить, чья длина означает длительность жизни новорождённого”. Подобное представление, известное славянскому народному творчеству (ср. у Пушкина “Три девицы под окном / Пряли поздно вечерком..”), имеет явную параллель в индоевропейской мифологии. Богинями судьбы у германцев, согласно “Эддам”, являются три “норны, те, что приходят ко всякому младенцу, родившемуся на свет, и наделяют его судьбою”. Тот же архетип обнаруживают римские парки и их аналоги – греческие мойры, о которых Гесиод пишет, что их три, что “людям определяют они при рожденье несчастье и счастье”, и о которых также есть представление как о пряхах. При этом роль Рожаниц связана не только с судьбой: они являются также и предками, олицетворяющими прародительниц и дающими особое покровительство женщинам. Это представление также имеет аналоги: “подобным образом римские юноны (защитницы женщин) были первоначально душами умерших, а идизы скандинавской мифологии – духами умерших матерей, которые стали распорядительницами судьбы” <…>, “род и рожденицы казались обличителю идентичными с умершими родственниками”. В этой связи стоит отметить немалое сходство в почитании таких персонажей как Род, Домовой и, например, болгарский Стопан – всем им приносились в жертву трапезы, все они считались распорядителями судеб своих потомков, и в почитании всех их можно без труда найти (а в случае Рода – справедливо предположить) образ умершего предка».
!!! Итак, Род и Рожаницы предстают, прежде всего, олицетворением судьбы, при этом Род, вероятно, в языческих представлениях давал людям душу, а Рожаницы – судьбу. Кроме того, им ставится трапеза и выказывается соответствующее уважение; таким образом, Род – это совокупность предков, обожествлённый род человека, и создатель души. В.Л. Комарович дал меткое определение Богу Роду: «Род – совокупность предков данной семьи» (Характеристика Рода и Рожаниц, 173) !!! Всё. Нет никаких оснований говорить об их верховенстве. Более того.
Род и Рожаницы в поучениях против язычества действительно стоят на особом положении. Приведённые мною цитаты о Богах, в списке которых появляются Род и Рожаницы, со временем в поздних поучениях менялись. Прочие Боги – с которыми христианская церковь боролась как с главными конкурентами на роль высшей силы – постепенно выпадали из новых списков и новых текстов, и примерно с XIV в. их появления стали единичными, причём непременно в виде цитат из более ранних памятников; этакое механическое воспроизведение. Так происходило, потому что исчезал и их культ. Но Род и особенно Рожаницы «пережили» всех этих Богов в текстах. Род появляется в поучениях и XV в., а Рожаницам клали кашу (на церковный алтарь в день Богородицы!) местами, возможно, аж до XVII в. (Гальковский, 349, 358). Но такая живучесть культа Рода и Рожаниц в народе, если рассуждать логически, лишь становится последним гвоздём в гроб теории о возможном их верховенстве в языческую пору.
Ведь если бы церковники видели в них верховных языческих Божеств, то именно на преодоление их культа они и направили бы все силы – как были они направлены на Перуна, Дажьбога и Мокошь. Но этого не случилось – а значит, верховными Богами их и не видели; не видели, возможно, даже и вовсе полноценными Богами. Культ предков – вот чем стало (а вероятно, и было изначально) почитание Рода и Рожаниц.
Между тем, в Библии, как известно, есть десять заповедей, данных Богом Моисею. Первые две призывают бороться с культом любых других богов: 1-я – «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» и 2-я – «не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель». Потому исчезли в средневековье культы действительно верховных Божеств славян. Но Род и Рожаницы сохранились – потому что вот как звучит заповедь 5-я – «почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» (Библия, Исход 20:2–12). Почитать предков – это не грех, и потому культ Рода и Рожаниц сохранялся так долго в языческой форме.
Рыбаков писал о том, что Род мог быть аналогом верховного Бога, стоящим на особом положении. Но где его идолы, почему всюду Перун, Велес, Дажьбог, а не он? Где его идолы, клятвы им в источниках, где Род и Рожаницы в древних источниках помимо русских поучений против язычества??? Нет, честный анализ источников не может привести к мнению о верховенстве Рода – а только к тому, который получился у нас… и у подавляющего большинства других учёных, исследовавших Рода и Рожаниц. Если мы посмотрим на теорию Рыбакова в русле науки, то увидим его – по делу – одиноко стоящим со своим верховным Родом, и только поздние дилетанты и мистификаторы, редко отличающиеся грамотностью и знанием источников, порхают рядом. Характерно, что даже в подделках славянских древностей до Рыбакова нет ни одной, где высказывалось бы мнение о статусе Рода или Рожаниц как верховных Божеств: на них почти и вовсе не обращали внимания.
Да, есть богатое употребление корня «род» в таких священных понятиях, как «родина», «родственник», «народ», «природа». Но это потому, что всё это родное, а не потому, что в этом предстаёт Бог Род. Сами эти термины – Род и Рожаницы – означают первым делом «родня, семья» и «родившие, родительницы» соответственно. Вот именно такие образы и чтили под этими именами. А попытки Рыбакова повсюду вставить так желанное им мнение привели его к тому, что Рожаницами он назвал Фишеринзельский двуглавый идол – с усами (прикрепляю)! Не хотите вешать Рожаницам усов, потому что их у них не было? Так не вешайте им и статус верховных. Его тем более не было.
И напоследок – об иконографии. Здесь всё действительно просто. Дело в том, что традиция изображения идольчиком обобщённых предков – а именно они и составляют основу культа Рода и Рожаниц – у славян, оказывается, не вымирала по сию пору, и известна по этнографии Русского севера (Криничная).
Это панки́ – слово родственно польскому «пан», то есть уважительному обращению, понятию «господин». Прикрепляю несколько изображений собранных этнографами панок. При этом, когда я вижу точки, особенно обведённые, на них, мне вспоминается толкование древних скандинавских рисунков кораблей – там такие же – считается, что КОЛИЧЕСТВО ИХ ОТМЕЧАЛО КОНКРЕТНЫХ ЛЮДЕЙ, находящихся на данных кораблях. Не было ли число этих точек равно числу предков, которые олицетворяла данная панка?
Итак, у Рода и Рожаниц действительно особое место в пантеоне. Но – не перед Богами. А где-то в сторонке.
Библия. Синодальный перевод. https://ru.wikisource.org/wiki/Библия
Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. – М., 2013.
Криничная Н.А. Красный угол: об истоках и семантике сакрального локуса (по севернорусским материалам) // Этнографическое обозрение. № 2. 2009. С 28–42. vk.com/doc-120497_447426864
Кутарев О.В. Древнерусский Дажьбог, сербский Дабог и греческий сын Гефеста Гелиос // Acta Eruditorum. 2015. Вып. 19. СПб., 2015. С. 101–109. http://dajbojic.livejournal.com/5180.html
Кутарев О.В. Славянский Дажьбог как развитие индоевропейского Бога Сияющего Неба (Дьеус-Патер) // Философия и культура. 2016. № 1 (97). С. 126–140. http://dajbojic.livejournal.com/2757.html
Кутарев О.В. Характеристика Рода и Рожаниц в славянской мифологии: интерпретации Б.А. Рыбакова и его предшественников // Религиоведение. 2013. №4 / Гл. ред. А.П. Забияко. Благовещенск: Издательство АмГУ, 2013. С. 170–177. http://dajbojic.livejournal.com/909.html
Предыдущие выпуски серии:
vk.com/wall-119055965_4223 – Велес
vk.com/wall-79792461_2541 – Перун
vk.com/wall-119055965_6169 – Марена
vk.com/wall-79792461_2577 – Сварог
vk.com/wall-119055965_7273 – Мокошь
vk.com/wall-79792461_2715 – Дажьбог
vk.com/wall-119055965_8750 – Симаргл, Коруна, Переплут, Кила, Троян, Карна и Жля (в одном выпуске)