О САКРАЛЬНОМ

По следам недавнего обсуждения в телеграм-чатах на тему того, что же такое, все-таки, есть “сакральное”? Пришлось самому разбираться. А, так как я не очень силен в философствовании, то придется хотя бы в Википедию залезть, для начала, чтобы посмотреть, что такое “сакральное”: “… — в широком смысле — всё, имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений”… сакральное появилось не в религиозном, а в научном лексиконе и используется при описании всех религий, включая язычество, первоначальные верования и мифологию. Существует несколько позиций, с которыми связано понятие сакрального. Среди них — нуминозность[1],.. представление о сакральном как о Другом[6]. Сакральное — все, что создает, восстанавливает или подчеркивает связь человека с потусторонним”.
Ну и нуминозность: “понятие, характеризующее важнейшую сторону религиозного опыта, связанного с интенсивным переживанием таинственного и устрашающего божественного присутствия…типичным нуминозным эмоциональным откликом на «встречу со Священным» оказывается сочетание «страха и трепета» с «восхищением и восторгом». В общем, я там еще по смежным всяким определениям пошарил, но прямых цитат, думаю, уже хватит.

Я мог бы сейчас порассуждать о том, что сакральное – относится не к сфере онтологии, а к сфере гносеологии, но не хочу умничать (тем более, что я не очень-то и силен во всяческих “-логиях” и “-измах”). То, что я хочу еще раз проиллюстрировать, на этом примере – это свой метод, поэтому постараюсь объяснять максимально просто, как я сам это понимаю.
Суть в том, что “сакральное” так или иначе определяется через некое ПЕРЕЖИВАНИЕ, то есть это нечто из области субъективного опыта, а не что-то, что объективно существуют в нашей повседневной реальности. Есть мир повседневности, который по определению НЕсакрален, а есть некая иная, внечеловеческая реальность, переживание которой и дает нам искомое. Некое особое ощущение “потустороннего” – в сложной смеси страха и восхищения.

Чтобы понять, ЧТО ТАКОЕ сакральное, попробую найти это в окружающем меня мире (а я сейчас дома, на удаленке). Без оглядок на ученые статьи, без заранее выстроенных теорий, без предубеждения. Ориентируясь лишь на это самое переживание. Итак, начну осознавать свои ощущения:

Наверное, в первую очеред это небо. Закаты, световые явления, облака – вот это вот всё. Звезды.
Далекие детали пейзажа, кстати. Домики и деревья на горизонте – как будто там какая-то далекая страна и иная жизнь… Верхушки деревьев. Река. Пока как будто бы все такое – “небесное”: далекое, высокое и/или светлое.
Вообще все растения.
Хотя не все, это я уже вру, а либо слишком большие (деревья) либо слишком маленькие (ростки). Хотя в Кусте тоже что-то такое есть. Из-за его пышности?
А вот внутри дома даже не знаю что…
Зеркала?
Хотя огонь, разумеется, – если свечу зажечь.
И камень-валун у меня лежит в прихожей эпичный.
И насчет текущей воды какое-то такое у меня уже есть ощущение. Особенно когда моешься.
Далее –
Ночь вообще – целиком, как время.
Дети и детские рисунки – не игрушки, не детские предметы, а их голоса и рисунки, которые они сами делают. За счет силы роста? не знаю, в общем, пока не могу понять…
Птицы, если вернуться к миру за окном. Но не привычные голуби/воробьи, а либо те, что далеко и высоко – стрижи или чайки, либо невидимые – т.е. птичье пение.
А вот и дождь пошел – тоже в этом что-то такое есть, непростое…

Так-то действительно интересный оказался опыт.
В общем, если обобщить мои субъективные переживания, то сакральное = “иное”: далекое, например. Или “природное” – по отношению к человеческому и культурному это ведь тоже “иное”. В общем, получается, что я – за один из подходов из описанных в википедии: “…представление о сакральном как о Другом”.

Далее свои собственные субъективные примеры сакрального (по ощущениям) мне привела Велеслава Крама (https://vk.com/club178870383): “Меня от арок, ведущих во дворы, где я не была торкает. Или если идти вдоль забора за которым детский сад, или санаторий. Берег ручья в низине, который по камням можно перейти. Пустырь. С полюнью, кучами строительного мусора и кустами. Окна заброшенных домов”. Как видно, тут то же самое “за пределами известного” и “нечеловеческое/природное”. Очевидно, что зря я ранее выступал за понятие “Центра”, потому что сакральное, наоборот – это нечто явно на периферии. В самом деле, когда я пытаюсь осознать в данном ключе пейзаж за окном, то я замечаю, что, например, дом напротив моего – не вызывает у меня никаких особых ощущений, а вот далекие дома на горизонте – уже да (если пейзаж позволяет, то можно заморочиться и понять, что “сакральность” нарастает с расстоянием; можно даже попытаться определить, на каком именно расстоянии от вас начинает возникать это ощущение “потустороннего”). Каждый из нас существует в некоем собственном “мирке”, и если, подобно хакерам сновидений, признать свой дом центром своего личного мирка, центром своей карты, то сакральное – это то, что находится за границами нашего мира, за его пределами. Согласно метафоре Ясенпня (https://vk.com/yasenpegne): Палеолит, ночь, пещера. В пещере вокруг костра приютилась группа людей, кутающихся в шкуры, – а снаружи, во тьме рыщут боги.
Кто знает метафору “острова тональ” у Кастанеды, тот может также вспомнить:
“– Если нагваль не является ни одной из тех вещей, которые я перечислил, то, может быть, ты сможешь сказать мне о его местоположении. Где он?
Дон Хуан сделал широкий жест и показал на пространство вокруг стола. Он провёл рукой, как если бы её тыльной стороной очистил воображаемую поверхность за краями стола.
– Нагваль – там, – сказал он. – Там, вокруг острова. Нагваль там, где обитает сила”.

Или вот еще интересный пример от той же Велеславы (https://vk.com/club178870383): места, где природное вламывается в культурное, – например, трава, растущая сквозь асфальт. У меня как раз дождь в это время шел и меня осенило: да это же всё силы, которые вторгаются в наш мир извне. И дождь и “трава сквозь асфальт” – это нечто, что приходит из-за пределов нашего мира, неожиданно и независимо от нашей воли, т.е. из-за пределов нашего мира и из-за пределов нашего “Я”. Возможно, упомянутые выше “дети”, кстати, это нечто как раз из того же ряда.

Ну и напоследок, немного о связи современного “психологизма” (а многим мои опыты кажутся именно таковым) с архаичным, мифологическим восприятием мира – немного о самом предлагаемом мною методе. Да, сейчас мы уже не можем мыслить так, как мыслили люди древности. Но, посредством практики, мы можем научиться воспринимать мир так, как они. И ключевой момент здесь – это перенесение внимания изнутри вовне, в окружающий нас мир. Да, современная картина мира говорит нам, что все описанное в данной заметке, находится внутри нас – восприятие, внимание, психические процессы. Собственно я же и сам начал с того, что сакральное – это субъективные переживания, но продолжать углубляться в себя – это тоска и тупик. Нам надо перенести внимание на внешний мир и искать там, а не у себя внутри. Есть все же что-то глубокое в мифе об оплеванном “плохим демиургом” теле первого человека, которое затем было вывернуто вовнутрь (см.https://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin18.htm). Наше современное “внутреннее” = “внешнее” архаики, и нам нужно вернуть это внутреннее – вовне.

Хоть источник восприятия и находится внутри нас, и от этого знания нашему разуму не уйти, на практике мы просто переносим фокус своего внимания на внешнее. Это не так уж и сложно, потому что все мы были детьми и внутри каждого из нас до сих сидит наш внутренний ребенок. Вот, как пример, переживание далекого района на горизонте как “далекой волшебной страны” выше. Что, разве я не знаю, что это на самом деле за район? Да я сто раз там был. Но зачем мне сейчас вспоминать георгафию, когда я могу просто воспринимать это как “таинственное и далекое”? Это все равно, что общаясь с красивой девушкой, не наслаждаться ее красотой, а думать о том, из каких именно тканей состоит ее организм.
Мы уже не сможем поверить в то, что мир вокруг устроен так, как верили люди в древности, но мы можем воспринимать его таковым. Это нам по силам.

Максим Сухарев

10.08.2020

*****
На "серьезные" объемные статьи у нас на сайте открыта подписка.
Условия подписки: 333 р. в месяц. За эти деньги Вы можете выбрать 4 любых статьи из раздела для подписчиков.

Для оплаты доступны:

Сбербанк — 63900218 9004762500;
Яндекс деньги — 410014746801268;
PayPal.
Процедура пока самая простая.
Пишете запрос на подписку на почту (у всех же есть почта?) на miraplastilin@gmail.com,
— вносите оплату, — получаете коды доступа к выбранным Вами статьям.
*****
Напоминаем, что вы также можете подписаться на почтовую рассылку наших новых текстов на любой странице нашего сайта. Просто введите ваш e-mail в форму и нажмите кнопку "Подписаться".

Ваш Email не будет опубликован. Поля "Имя" и "Email" обязательны.