Кондрашовъ М.П.
“Изслѣдованiя въ области индоевропѣйскаго синкрѣтизма”.
Полный текст – см. в прикрепленном файле.
Фрагмент текста:
“…как показывают документальные свидетельства, такое понятие как «ритуальная чистота» не чуждо было и славянскому миру. В древнерусских письменных источниках несколько раз встречается существительное «мовь» (мовъ, мывь, мъвь), восходящее к праславянскому лексическому фонду movь, которое согласно «Этимологическому словарю русского языка» (Т.2 (стр.634) Фасмера М.: мовь—др. русск., баня. От мыть, т.е. совершать ритуальное омовение. Так, в «Повести временных лет» упоминается победоносный поход князя Олега в 6415/907 г. на Царьград, где фигурирует одно из условий: «Да приходячи Русь слюбное емлют, елико хотячи, а иже приходячи гости, егда емлют мѣсячину на 6 мѣсяць, хлѣбъ, вино, и мясо, и рыбы, и овощем. И да творят им мовь елико хотят» (Повести Древней Руси под ред. Лихачёва Д.С. (стр.40) Еще один случай употребления существительного «мовь» в «Повести временных лет» относится к рассказу о знаменитой «второй» мести княгини Ольги древлянам под 945.: «Повелѣ Ольга мовь створити, рькуще сице: «Измывшеся, придите ко мнѣ». Они же пережьгоша истопку, и влѣзоша Деревляне, начаша ся мыти, и запроша о нихъ истобъку, и повелѣ зажечи я от дверии, ту изгорѣша вси» (Указ. соч.(стр.42). Однако на неоднозначность лексемы «мовь» в своё время указал Бобров А.Г. Этим учёным был проведён тщательный анализ летописных и других свидетельств лексемы «мовь». Согласно его точки зрения под мовью следует понимать не просто баню, хотя она и происходит в бане, но ею не является; напротив, это название языческого обряда, в ходе которого происходило общение «мира живых», с «миром духов» (Бобров А.Г. Древнерусская «мовь» (стр.120). Однако эта точка зрения не противоречит тому, что «мовь» могла служить и для «ритуального очищения». Для подтверждения этой точки зрения можно привести свидетельства Геродота IV.75, который описал обряд очищения скифов после похорон: «Взяв конопляное семя, скифы подлезают под войлочную юрту и затем бросают его на раскалённые камни. От этого поднимается такой сильный дым и пар, что никакая эллинская паровая баня не сравнится с такой баней. Наслаждаясь ею, скифы громко вопят от удовольствия». Из данного свидетельства видно, что ритуальное очищение сопровождалось экстатическим состоянием, которые можно отнести к шаманским практикам.
Ценные сведения содержит канонический источник XII в., — «Вопрошание Кириково», который часто входил в состав «требников» и использовался во время исповеди для определения наказания за те или иные прегрешения. Так, в одном вопросе спрашивается: «А мощи целовать тому, кто был со своей женой, и ел, и пил 44, но при этом помылся или ополоснулся до пояса?». И ответ: «Попу бельцу, бывшему со своей женой за день до службы, можно служить, ополоснувшись до пояса, а не кланявшесь и не мывшись» (Указ. соч. (стр.13) п.26,28). И несколько далее: «В тот храм, в котором мать родит дитя, не следует входить 3 дня, а потом пусть вымоют всюду и сотворят молитву, которую читают над сосудом осквернившимся. Сотворив молитву очистительную, пусть в храм ходят» (Указ. соч. (стр.16) п.46). И наконец: «А если помыться, вставши пораньше, и служить поспавши или не поспавши? Очень воспрещал он это, говоря: с вечера нужно вымыться, а с утра служить» (Указ. соч. (стр. 28) п.11). «Спросил я о об этом: если женщина родит дитя, и когда она еще в нечистоте – можно ли ей быть со своим мужем? Хорошо бы – сказал он – подождать, пока будет чистой, тогда и быть с ней. А если были до восьми дней – то дать за это епитимью» (Указ. соч.(стр.31 п.24). Кроме того, Адам Олеарий в своих «Путешествиях в Московию» (стр. 344) заметил, что: «омовению русские придают очень большое значение, и поэтому у них и в городах и в деревнях много открытых и тайных бань».
Говоря несколько слов о славянском комплексе представлений, которые сложились о русской бане, следует заметить, что как известно, на Руси бани считали местом «нечистым», «поганым», опасным, о чём свидетельствуют выразительные слова народной песни: «На болоте баня срублена, / По сырому бору катана, / На лютых зверях вожена, / На проклятом месте ставлена» (Путилов Б. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди (стр. 32). В XIX столетии в Архангельской области бани считались «нечистыми зданиями»: «В бане не бывает икон и не делается крестов. С крестом и поясом не ходят в баню…». Даже банище — место, где раньше стояла баня, «почитается нечистым, и строить на нем жилое, избу не годится» (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. (стр. 45). Как видно из народной традиции, в бани происходили самые важные этапы в жизни человека—рождение, брак, обретение нового облика, статуса и знаний. Например, у русских и белорусов повсеместно было принято рожать в бане, что объяснялось, в частности, необходимостью вынести «нечистый» акт родов из «чистого» жилого помещения (Чистов К. Семейные обряды и обрядовый фольклор. Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры (стр. 397-398). На эту же традицию указывает Байбурин А.К.: «Во многих областях России, особенно на Севере, рожали в бане» (Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре (стр. 91). Примечательно, что в одном из текстов «Авесты» — «Видевдат» Фрагард 16. (стр. 228) содержит интересный фрагмент, который очень интересен для нашего исследования! В нём рассказывается о женщине, у которой начались кровотечения или другие выделения, и что б она не оскверняла своим прикосновением или даже взглядом благие стихии (вода, огонь), для них выстраивали специальное временное помещение — даштанистан, где им и было положено находиться до завершения кровотечений. Путь в даштанистан следовало очистить от травы и деревьев и посыпать песком, дабы эта женщина не могла осквернить собой растения и землю, считавшиеся благими стихиями. Думается, что в этом сооружении мы можем увидеть аналог русской бани. Любопытно, что по верованиям поляков несоблюдения ритуальной чистоты могло наказываться природными бедствиями. Так, поляки на юге Польше считали, что если женщина, родившая ребенка и ещё не прошедшая обряда очищения в церкви, вступит на чужое поле, то это поле станет бесплодным, а в Моравии верили, что в этом случае посевы были бы уничтожены бурей или градом; так же думали и словенцы (Толстая С.М. Пространсво слова. Лексическая семантика…(стр. 436). В этом отношении, в сущности, вполне справедливы слова Байбурина А.К.: «Понятие ритуальной чистоты/нечистоты симметрично (а иногда и тождественно) противопоставлению своего чужому. Другими словами, то, что принадлежит сфере чужого (иного, нечеловеческого) осмысляется чаще всего как нечистое. И наоборот: свое считается чистым. Причем чужое вовсе не обязательно должно принимать пространственный облик. Чужим и нечистым представляется все, что имеет отношение к области природы, естественных, биологических процессов». И несколько ниже: «С этой точки зрения очищение — это всегда и движение от чужого к своему, от периферии к центру» (Байбурин А.К. Указ. соч. (стр. 98). Далее, в бане происходило и ритуальное обмывание, «первое купание» младенца, имевшее очистительное значение как в прямом, так и в магическом смысле (Листова Т. Обряды и обычаи, связанные с рождением и воспитанием детей. Русский Север (стр. 625). Важнейшую роль в свадебной обрядности играла ритуальная добрачная (подвенечная) баня невесты, а иногда и жениха, сопровождавшаяся причетами, в которых «отчетливо проявилась магическая роль бани как места, где, возможно, совершался главный ритуал брачного дохристианского обряда, при котором невеста теряла свое целомудрие» (Макашина Т. Свадебный обряд. Русский Север: Этническая история и народная культура XII–XX века (стр. 508). Важную роль в свадебной обрядности играла, как отметил Адам Олеарий, и баня «после первой ночи» — мытье молодоженов утром на второй день свадьбы (Указ. соч. (стр. 344). Также в бане обычно происходил ещё один «обряд перехода» —посвящение в колдуны. Чтобы стать колдуном, следовало пойти в полночь в баню и там отречься от Бога (снимали крест, клали его под пятку, произносили приговоры; в момент наделения колдовскими способностями в бане могла появиться огромная собака или разрастающаяся во всю баню лягушка) (Будовская Е., Морозов И. Баня. Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Т. 1.(стр.140). В бане также производилось колдовское лечение — «изгнание духов болезни», для чего использовались различные «магические растения», в частности чертополох («чертогон»), дымом которым окуривали больного — клали эту траву на каменку. Здесь же происходили святочные, купальские и свадебные гадания, обучение колдовству, различные контакты с нечистой силой (банниками, обдерихами, анчутиками, мурмулями, курдутиками, шишигами и т.п.). И наконец, мытьё в бане играла существенную роль в похоронно-поминальной обрядности. Для умерших предков и сородичей («дедов») было принято оставлять в бане воду, веники, полотенца, пищу и питьё. «Баню для мертвых» устраивали на Страстной неделе — в Великий четверг («Чистый четверг») и в субботу, а также в Радуницу (понедельник или вторник Фоминой недели), в субботу перед Троицей, перед девятым, двадцатым и сороковым днем после смерти и в сам день похорон: «Мнози-же отъ человѣкъ се творятъ по злоумію своему. Въ святой великій четвертокъ повѣдаютъ мертвымъ мясо и млека и яйца и мыльница (баня) топятъ и на печь льютъ (для пара), и пепелъ посреде сыплютъ следаради и глаголютъ: «мыйтеся!» и чехлы вѣшаютъ и убрусы и велятъ ся терти (утираться). Бѣси-же смѣются злоумію ихъ, и влезши мыются и порплются въ попеле томъ, яко и куры слѣдъ свой показаютъ на пепеле на прельщеніе имъ и трутся чехлы и убрусы теми; и егда видятъ на попеле слѣдъ и глаголютъ: «приходили къ намъ навъя (покойники) мыться». Егда то слышатъ бѣсы и смѣются имъ… » (Соболевский А.И. Живая старина, 1891, IV). Н. М. Гальковский, между прочим, приурочивал эту традицию не только к Великому четвергу, но также и к другим дням: «Мы лично наблюдали слѣдующее: когда всѣ окончатъ мыться въ банѣ (а это обычно бываетъ поздно вечеромъ), послѣдній выходящій, оставивъ сколько-нибудь горячѣй воды въ котлѣ, приноситъ ведро холодной воды, поддаетъ пару, т. е. льетъ ковшъ воды на горячую каменку, и, сказавъ: «мойтесь», поспѣшно уходитъ изъ бани. Такъ дѣлаютъ въ селѣ Лучесахъ Смоленской губъ. каждый разъ, какъ топятъ баню» (Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества Т. 2. (стр. 5—6). Кроме того, известен обычай, когда рядом с покойником ставили чашку с водой: «ставятъ чашку съ водой, чтобы душа омылась при выходѣ изъ тѣла; если вода начнетъ колыхаться, это значитъ—душа моется» (Куликовский Г.И. Похоронные обряды Обонежского края (стр. 49). Любопытен ещё один эпизод из «Повести временных лет» под 1071 г., где говорится о сотворении человека: «Богъ мывъся въ мовници и вьспотивъся, отерься ветъхомъ, и верже с небесе на землю, после чего дьявол сотворил из этой ветоши человека, а Бог вложил в неё душу» (Указ. соч.(стр.88).
…”
Полный текст – см. в прикрепленном файле.
🔆 Товарищи, в ближайшее время планируется выход в свет моей монографии “Исследования в области индоевропейского синкретизма”. В данной монографии автор на обширном фактическом материале, с привлечением данных археологии, сравнительной мифологии, языкознания, лингвистики, этнографии выявляет архаичные и довольно синкретичные индоевропейские корни славянского язычества.
Помимо этого, в монографии дана попытка выявить генезис и изначальный смысл ряда фундаментальных мифологем. Монография предназначена для историков, философов, филологов, а также этнографам, лингвистам, мифологам и всем кому интересно славянское язычество.
Предыдущие фрагменты – основа для будущей монографии:
* О необычном выносе покойника из жилища. Смерть—рождение.
https://vk.com/wall-119055965_4100
* ХОРС—«СОЛНЦЕ МЕРТВЫХ».
https://vk.com/wall-119055965_5381
* О воплощении души.
https://vk.com/wall-119055965_6403
* «Ангел смерти». Прошлое и настоящее.
https://vk.com/wall-119055965_7805
Если вы заинтересованы в таком труде и хотите помочь скорейшему выходу монографии в свет, пишите – https://vk.com/id211343226
#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #РУСЬ #АдекватныеЯзычники