О ЧЁМ ПРОСИТЬ МАТЬ-ЗЕМЛЮ

Этот текст — подборка славянских традиционных представлений о функциях Матери-Земли, взятых (как обычно) из этнографии. Мне кажется очевидным, что, исходя из приводимых свидетельств, Мать-Землю можно просить:

1. Об урожае.

Общеизвестно, что Мать-Землю в народе называли «кормилицей». Это верование отразилось и в обрядности:

«Лишь в отдельных отрывочных воспоминаниях стариков о прежней жизни, которая была еще до колхозов, при единоличном хозяйстве, содержатся упоминания о том, как собирались первый раз пахать или сеять, садились, сняв штаны, на землю, чтобы убедиться, что она уже готова, и, начиная распахивать, бросали в нее монеты или вареные яйца — чтобы урожай был богаче». [Мороз А. От земли уродиться да в землю ложиться. Источник: http://www.strana-oz.ru/2004/1/ot-zemli-uroditsya-da-v-zemlyu-lozhitsya]

«Жатву полагалось начинать всем в один день. Перед этим женщины выбирали из своей среды зажинальщицу, которая совершит символический зажин поля. Чаще всего это была женщина средних лет, хорошая жница, с «легкой рукой». Рано утром, тайком от всех, она бежала на поле, сжинала три небольших снопа, приговаривая, например, так: (…) После этого зажинальщица укладывала снопы крест-накрест на краю поля, а рядом оставляла кусочек хлеба с солью для Матери-Земли и иконку Спасителя для предохранения урожая от нечистой силы». [Шангина И. Русские девушки. Источник: https://www.booksite.ru/fulltext/girls/rus/san/2.htm]

«У поляков принято было в конце жатвы благодарить 3. за урожай и целовать ее». [Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5 тт. (Под ред. Н. И. Толстого). Т. 2. М.: 1999. Стр. 319.]

«Женскую сущность земли составляет ее способность родить. Крестьянин, зависящий от ее плодоносящей силы, стремился получить как можно больший урожай, но при этом опасался полностью исчерпать ее плодородие. Земледелец оставлял бороду — небольшое число колосьев несжатых, связывавшихся вместе наподобие шалашика, внутрь которого следовало положить хлеб, яйца, водку. Принесенные дары могли предназначаться собственно земле, Богу, Илье-пророку или существам, от которых зависит благополучие (полевику — духу — обитателю полей, предкам, мышам и другим животным — подземным обитателям, от которых зависит и целостность урожая)». [Мороз А. От земли уродиться да в землю ложиться. Источник: http://www.strana-oz.ru/2004/1/ot-zemli-uroditsya-da-v-zemlyu-lozhitsya]

 

2. О целебных травах.

В заговорах, произносившихся при сборе трав, обращались к Земле:

«Господи, благослови, и ты, Мать-сырая-земля, благослови сию траву сорвати. Ты ея уродила для человека ко всякому подобию и человеку на пользу, для того я тебя и беру». [Ипполитова А. Б. Русские рукописные травники XVII-XVIII вв.: исследование фольклора и этноботаники. М.: «Индрик», 2008. Стр. 144-145.]

«Благослови сию траву копати, земля мати, благослови меня, раба Божия имярек, твоего плоду взяти». [Русские заговоры из рукописных источников ХVII — первой половины ХIХ в. М.: «Индрик», 2010. Стр. 726.]

«А как станешь рвать, то надо прежде попросить матушку сырую землю, чтоб она благословила нарвать с себя трав для всякаго надобья; надо ничком упасть на матушку сырую землю и молвить такие речи:

Гой земля еси сырая,
Земля матерая.
Матерь нам еси родная,
Всех еси нас породила
И угодьем наделила;
Ради нас, своих детей,
Зелий еси народила
(…)
Повели с себя урвати
Разных надобьев, угодьев
Ради польги на живот!»

[Майков Л. Н. Великорусские заклинания. С.-Петербург, 1869. Стр. 103.]

3. Об исцелении.

Землю использовали в лечебной магии: «В народной медицине практиковались приемы протаскивания больного через специально сделанный земляной прокоп или закапывание его по шею в 3.; часто использовали при лечении горсть 3., взятой из «кротовины» (возле норы крота), с кладбища, из муравейника, с перекрестка дорог, из-под левой пятки и т. п. Ее прикладывали к больному месту, натирали грудь, размешивали в воде и поили больного. Такие действия могли сопровождаться заговорами, обращенными к 3.: «Мать земля-сыра, родимая, от тебя берем и тебе отдаем: отними болезнь от такого-то» (Поп.РНБМ:201)». [Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5 тт. (Под ред. Н. И. Толстого). Т. 2. М.: 1999. Стр. 320-321.]

Полный текст записи доступен только для подписчиков. Введите, пожалуйста, Ваш пароль.

*****
Поддержите наш проект!
Ваша поддерржка поможет нам оплатить хостинг и уделять больше времени исследованиям. Даже небольшая сумма будет полезна.

Ваш Email не будет опубликован. Поля "Имя" и "Email" обязательны.