О ЧЁМ ПРОСИЛИ СОЛНЦЕ

Третий текст в серии — традиционно, о функциях божества.

Солнце просили светить и греть.

«Болгарские девушки вызывают солнце, когда оно нужно бывает для сушки хлеба, сена и пр.:

«Печи, печи, слжнчице!»

(Пеки, пеки, солнышко!)

(…) В Моравии дети в пасмурную погоду, смотря на тучи, поют:

«Vyndi, vyndi, slunko.
Zа (jak) mákovo zhuko».

(Взойди, взойди, солнышко,
Как маковое зернышко)».

[Фаминцын А. С. Божества древних славян. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. Стр. 232.]

«Аналогичный образ отразился и в словацкой песне:

Гей, солнышко, гей,
Покрой (своим светом) горы и долы,
Поднимись повыше,
На этой нашей крыше,
Ступай колесом».

[Серяков М. Л. Культ солнца у древних славян. — М.: Вече, 2013. Стр. 32-33.]

«Во дубравушке во зелененькой
Ночевали тут добры молодцы,
Под березонькой они становились,
На восход богу молились,
Красну солнышку поклонились:
«Ты взойди, взойди, красно солнышко,
Над горой взойди над высокою,
Над дубравушкой над зеленою,
Над урочищем добра молодца,
Что Степана Тимофеича.
Ты взойди, взойди, красно солнышко,
Обогрей ты нас, людей бедныих,
Людей бедныих, солдат беглыих,
Добрых молодцев беспачпортныих.
Мы не воры и не разбойнички —
Добры молодцы все охотнички,
Атамановы мы работнички,
Есауловы мы помощнички»».

[Исторические песни. Баллады. Сост., подг. текстов, вступ. статья и примеч. С. Н. Азбелева. М.: Современник, 1986. Источник: http://a-pesni.org/istor/prazincev.htm]

«На поляночку они, эх-и, со…
Эх-и, собиралися,
На восход и солнышка
Эх-и, и возмолились,
На восход и солнышка, эх-и, во…
Эх-и, возмолились:
«Ты взойди-ка, ты взойди,
Эх-и, красно солнышко,
Взойди-ка, ты взойди, эх-и, кра…
Эх-и, красно солнышко,
Обогрей ты, обсуши,
Эх-и, нас, невольников (…)»»

[Записали: текст — А. К. Мореева, музыку — Н. Н. Чаплыгин в 1936 г. в Богатовском р-не (Куйбышевская обл.). Фонограммархив Сектора народного творчества Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, колл. рукописей № 4/37.

Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях. Сост. Б. М. Добровольский и А. Д. Соймонов, общ. ред. и вступит. статья А. Н. Лозановой, муз. редактор Ф. В. Соколов. М.-Л., Издательство Академии Наук СССР, 1956. Источник: http://a-pesni.org/istor/prazincev.htm]

«Бедная солдатка в причети жалобно и искренне просит солнце помочь ея горю:

«Умолено красно солнышко
Уж ты солнце мое праведное,
Уж ты светишь (красишь) на весь белой свет,
Так освети – окрась ладу милую
На чужой на дальной стороне,
В грозной службе государевой»».

[Шайжин Н. Олонецкий край (По данным местного фольклора) // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1909 год. Петрозаводск, 1909. Cтр. 202-203. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/lib/source_573.doc]

В том числе — светить умершим.

«(…) белорусы во время «дедов» просили С. заглянуть одним лучом в могилы мертвых (Mosz. KLS:439)». [Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5 тт. (Под ред. Н. И. Толстого). Т. 5. М.: 2012. Стр. 102.]

Приведу здесь текст этой молитвы (в моём переводе):

Полный текст записи доступен только для подписчиков. Введите, пожалуйста, Ваш пароль.

*****
Поддержите наш проект!
Ваша поддерржка поможет нам оплатить хостинг и уделять больше времени исследованиям. Даже небольшая сумма будет полезна.

Ваш Email не будет опубликован. Поля "Имя" и "Email" обязательны.