НОВОЯЗЫЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ КАК ОБРЯДОВАЯ ПРАКТИКА. на примере конца весны-начала лета

Вообще, конечно, начало лета с его обрядностью – это очень интересная тема. Причем именно в моем, “необщинном” формате. Все общинные язычники одну только Купалу сейчас и ждут, а ради промежуточных дат начала июня мало кто будет в “классическом”- общинном формате заморачиваться. В общем, давайте расскажу о том, к чему я пришел в 2021 году – в трех частях:

1. ЗАЧЕМ

Прежде чем говорить о том, КОГДА и ЧТО делать (также немного упомяну и о ГДЕ), стоит задуматься о ЗАЧЕМ. Это очень и очень достойный вопрос, правда.
Народный календарь – это ведь не просто крутая старинная обрядность. Это – сам образ жизни того времени. Не просто попытка скуки ради раскрасить свои серые будни хороводами, песнями, нарядными костюмами и венками из трав и цветов. Люди, полностью завися от натурального хозяйства, стремились выжить – и все их обряды так или иначе были подчинены этой цели. Мы с вами сейчас, читая этнографические труды, сталкиваемся с бесконечными “чтобы уродилось …”, “чтобы … выше росло”, которые тянет пролистывать, но у предков-то при этом в голове сидело: “…просто надо что-то делать, чтобы твои родные – ели”. И это очень сильно подкупает, кстати, – чувствуется за всей этой этнографической стариной такая, неподдельная искренность. Настоящее.
А сейчас – зачем это все?
На нас сейчас разгоняющаяся инфляция на мировых рынках сырья больше влияет, чем все эти сезоны года, периоды цветения и фазы луны. Зачем нам сейчас вообще нужен некий календарь, основанный на природных циклах? Это ведь даже не про богов, – просто про природу вокруг, больно нужна она нам, можно подумать…

Да, я понимаю, что наша цивилизация до сих пор держится на сельском хозяйстве и я понимаю, что еда не возникает в холодильнике сама собой, из ниоткуда. Но я понимаю это только умом, и это понимание не находит внутри меня живого отклика, потому что сельское хозяйство не является частью моей жизни. К тому же, глобализация привела к тому, что продукция местных производителей занимает только часть моего рациона, а все остальное – произведено в иных местностях, с совершенно иными природными ритмами. Да и чисто местное – все же понимают, что сельское хозяйство сейчас устроено совершенно не так, как двести или сто лет назад? Проблема ведь вовсе не в жизни в городе. Проблема в том, что сменился сам уклад, весь образ жизни. Даже если вы живете в деревне, у вас ровно та же самая ситуация: вам незачем, например, “провожать русалок в жито” – это никак не влияет на ваше существование. Лучше потратить это время на профилактический ремонт трактора. Традиционная календарная обрядность умерла вместе с тем образом жизни, с которым она была связана. Сейчас, конечно, ее можно воспроизвести, но, сами видите, это будет всего лишь форма, лишенная внутреннего содержания. Не берусь утверждать, что именно из-за этого редеют ряды язычников, но то, что все эти сборища в народных костюмах на поляне перед идолом выглядят как бегство от действительности – видно невооруженным взглядом.

Вот тут-то я и призадумался. “Бегство от действительности” (эскапизм) – это ведь эмоционально окрашенный, и следовательно – манипулятивный термин. А если “бегство” заменить на “отдых”? Опять же, ОТ ЧЕГО именно мы “бежим” и КУДА ИМЕННО? Я позавчера, например, настолько уработался, что стоял вечером на балконе и минут 10 на закат и летающих стрижей пялился, без особых мыслей в голове – и отдохнул ведь. Помогло.
Так что такое “действительность” – то? Повседневная рутина, зарабатывание денег и стресс – или, наоборот, стрижи и закат? Рост цен, закручивание гаек властями, перчаточно-масочный цирк, очередные кинофильмы и видеоигры, очередные интернет-мемы – такая “действительность” выпивает из нас всю энергию. Поэтому так тянет иногда выйти из этого проклятого беличьего колеса – сесть на траву под деревом, посмотреть на облака, послушать пение птиц, ощутить на языке вкус вина из одуванчиков… В телесное уйти то же самое, кстати, как и с природой: – секс, физкультура и спорт, медитативные телесные практики – все то, что внимание внутрь тела переносит, восстанавливает нашу энергию.

То же самое и с календарем, основанным на природных циклах – он разворачивает наше внимание к природе вокруг нас. И это то, что реально дает нам силы – в том числе и силы справляться с тем, что обычно  именуют “действительностью”.

Календарь, основанный на природных циклах привносит в нашу повседневность некое новое качество – мы начинаем осознавать окружающее существующим внутри текущих природных циклов. И это не просто хрестоматийные четыре времени года. Начало лета, например, в славянской традиции осознается как совершенно особый (можно даже сказать, уникальный) период времени, из-за чего я сейчас писать все это сел. Вот часто говорят, что “Купала – это не дата, а период”, подразумевая под этим то, что в древности не могли определить точную дату солнцестояния и т.п., но суть в том, что празднество Купалы – это кульминация того уникального периода времени, который начинается уже сейчас. На протяжении года есть множество различных периодов и множество маркеров, чтобы их опознать: появление или исчезновение определенных видов птиц, например, или цветение определенных растений, или веяние определенных ветров. Те для кого существуют лишь равноденствия и солнцестояния – теряют самое главное: ощущение сопричастности течению времени, ощущение сопричастности природе.
Блин, не знаю как еще объяснить – ну вот отдых в лесу или на море дает же вам силы?
То же самое и здесь, повторюсь. Это воздействие, конечно не такое мощное, как отпуск где-нибудь на природе, зато оно постоянное. Тем более, что мы не ведь не просто созерцаем, а еще и активно приобщаемся к природному посредством обряда.

В общем, вот в этом я вижу перспективы для (ново)языческого календаря в современности – связь с природой, дающая нам энергию для жизни. Понятно, что того, чтобы осуществить эту цель, в народном календаре нам стоит сосредоточиться прежде всего на его природной основе, а не на хозяйственно-бытовых реалиях давно минувших дней, ныне все равно не применимых.

продолжение скоро последует

Максим Сухарев
11.06.2021

 

*****
Платную подписку на часть материалов пока приостановили.
В 2021 году планируем опять возобновить, но уже в иных объемах материала (и за иные суммы).
*****
Поддержите наш проект!
Ваша поддерржка поможет нам оплатить хостинг и уделять больше времени исследованиям. Даже небольшая сумма будет полезна.

Ваш Email не будет опубликован. Поля "Имя" и "Email" обязательны.