НАЧАЛО СВЕТЛОЙ ПОЛОВИНЫ ГОДА

Очень может быть, что сегодня – Праздник, причем не из рядовых (если такое определение вообще уместно по отношению к праздникам), а чуть ли не Самый Главный. Я просто в процессе своих исследований только в этом году на него вышел, поэтому у меня сейчас все через “может быть” и “чуть ли не”, но интуитивно чувствую, что я на правильном пути. Этот Праздник мы не замечаем, кстати – не потому, что он какой-то тайный или скрытый, а наоборот – потому что он “лежит на самом видном месте”. Это – Пасха (разумеется, я имею в виду не само Воскресение Христово, а комплекс поверий и обрядов, связанных с этим церковным праздником – в народе). Получается любопытно: тезис о том, что “Пасха = христианский праздник” настолько вроде бы самоочевидный, что тут, казалось бы, даже думать не о чем, а зря…

Вообще, поразмыслить о том, какой праздник в году нам считать “главным” – это, хоть и в практическом плане и бесполезное, но очень любопытное упражнение. В современном неоязычестве, это, разумеется, летний солнцеворот, Купала. К слову, я думаю, что так и будет, потому что это вызвано естественными причинами. Сами климатические условия северного полушария тому виною – когда еще соберешься с людьми так, чтоб всю ночь у костра, да потом искупаться на рассвете, эх.. В общем, сама природа диктует нам сделать Купалу – главным. Далее за “почетное второе место” борятся зимний солнцеворот и весеннее равноденствие – причем оба, если разобраться, с одной и той же семантикой: это начало светлой половины года и, как сейчас принято говорить, “восходящего тренда”.
Однако, если мы обратимся к Традиции, то там все иначе. Вот хотя бы Википедия: “Па́сха, Вели́к день[1] — самый значительный и важный праздник в календаре восточных и западных славян, тогда как у южных славян таковым является весенний Юрьев день”. Хотя в СДЭС, на который ссылается Википедия, акценты расставлены все же несколько иначе (“П.[асха] — самый значительный и важный весенний праздник в календаре вост. и зап. славян, тогда как у юж. славян таковым является Юрьев день”), я не думаю, что беззвестный автор википедического текста, внесший искажения в цитату, так уж и не прав.

В модели “деления года на две половины” (см.https://novoyazychestvo.ru/kalendar-i-kalendarnye-prazdniki-sut.html) скорее всего действительно где-то сейчас, в конце апреля/начале мая заканчивается Темная половина года (“Зима”) и начинается Светлая (“Лето”). А так как конкретные даты у нас могут появиться только от привязки к луне (больше просто не от чего), то это либо сегодня (полнолуние), либо 12-13 мая, когда начнется новый лунный месяц. “Начало Светлой Половины Года” – чем не Главный праздник? В Википедии, кстати, есть любопытная фраза: “По мнению преподавателей филологического факультета Белорусского университета, в этот день, когда он становился «великим» (длиннее ночи), раньше начинался новый календарный год”, но там битая ссылка на первоисточник, поэтому разберемся позже.

В пользу древности Праздника, скрытого за Пасхой говорит (помимо сравнительной мифологии с ее Белтейнами и прочим) значение Юрьего дня (23.04/06.05) у южных славян (см. хотя бы в цитате выше). У них-то реально с этого дня начинается “Лето” (как Светлая половина). И Праздник сей очень и очень ритуально значим. Современные родноверы и “родноверствующие” тоже хороши: – назвали его “Ярилиным днем” и потихоньку в честь Ярилы и празднуют, особо не рефлексируя по поводу соотношения его со всем годом в целом. Повторюсь – по всей видимости тут суть в начале Светлой половины года, а образ Ярилы/Юрия – лишь сопутствует этому (хотя у Топорова, например, были любопытные озарения о связи Ярилы/Юрия с богом врат двуликим Янусом). В любом случае, стои обратить внимание именно на пасхальную обрядность – она менее известна неоязычникам, чем юрьевская (чего стоят одни пасхальные костры, не уступающие купальским; более того, древнее “кресъ” тоже, скорее всего, относится не к солнцестоянию, хотя так и написано во многих словарях, а к сегодняшему празднику).

Второй момент – это необычайно богатая обрядность, связанная с культом мертвых (из той же Вики: “рус. Навьи проводы[3], Навий день[4]; укр. Мертвецький Великдень, Навський Великдень[5]; белор. Жыльнік, Наўскi вялікдзень, Нябожчыцкі вялікдзень, Пасха памерлых[6][7]; полес. Намска Паска, Мерцов Пасха, Наўски Великдэнь, Ўмэрших Великдэнь[8]”). Тем более, что эта тема, как ни странно, полностью нецерковная. Наоборот, церковь нещадно боролась с отправлением культа мертвых во время пасхального периода с древности, но тщетно. А культ мертвых в это время такой мощный, что, пожалуй, ни на Масленицу, ни на Святки не было ничего подобного. Вспомним про “Радуницу” (см. https://novoyazychestvo.ru/prazdnik-nachala-maya-t-n-radunica-ili-krasnaya-gorka.html). Мне кажется, что на пустом месте такое вряд ли бы возникло. А вот во время начала Светлой половины – вполне.

В общем, я сейчас вышел на это – на важность Праздника в конце апреля/начале мая как праздника начала светлой половины года. Что думаете?

Максим Сухарев

27.04.2021

*****
Платную подписку на часть материалов пока приостановили.
В 2021 году планируем опять возобновить, но уже в иных объемах материала (и за иные суммы).
*****
Поддержите наш проект!
Ваша поддерржка поможет нам оплатить хостинг и уделять больше времени исследованиям. Даже небольшая сумма будет полезна.

Ваш Email не будет опубликован. Поля "Имя" и "Email" обязательны.