МОРОЗ

 

«Стоит дуб без корня, без ветвей; сидит на нём птица вран;
пришёл к нему старик без ног, снял его без рук,
заколол без ножа, сварил без огня, съел без зубов».

(Народная загадка из толкового словаря В. И. Даля)

Немного отвлекусь от культа Матери-Земли — как-никак, Солнцеворот на носу. Этот текст — о славянском языческом божестве Морозе. К привычному нам новогоднему деду Морозу, если что, этот образ имеет очень косвенное отношение.

Скорее всего, некоторые люди будут утверждать, что Мороз — вовсе не языческий бог, а «персонификация природной стихии», так о нём и в научных работах пишут. Но где проходит грань между богом и «персонификацией»? Заря и Огонь, например, тоже явные «персонификации», но при этом никто не сомневается в том, что греческая Эос (Заря) или индоарийский Агни (Огонь) — боги. Я думаю, причина такого рода заявлений — в том, что культ Мороза не зафиксирован в древних письменных источниках. Что поделать, в этих источниках о славянском язычестве вообще почти ничего нет. Потому — обратимся к фольклору и этнографии. Как обычно.

1. Облик и мифы.
Согласно народным представлениям, Мороз выглядит так:

«[Ушицкий уезд]. Мороз олицетворяется в образе седого, лысого старика, одетого в снежную одежду и в ледяные сапоги. (… ) [Новоград-Волынский уезд]. Мороз — сердитый мужчина; у него большие красные губы и такой же нос. Он — родственник солнца и ветра, но последний могущественнее первых. (…) [Подольская губерния]. Мороз олицетворяется в виде старика, совершенно обмерзшего «сосулями»». [Труды этнографическо-статистической экспедиции в западно-русский край, снаряж. ИРГО. Юго-запад. отдел. Материалы и исследов., собранные д. чл. П. П. Чубинским. Т. 1: [Верования и суеверия. Загадки и пословицы. Колдовство]. СПб: 1872. Стр. 31-32.]

«Определенная степень персонификации М. отмечена также в з.-слав. фразеологии и верованиях. (…) Олицетворением М. у поляков Поморья выступает Pan Мгоzewski или Mrôzk, которого представляли в виде косматого, усатого старика, покрытого инеем (Sychla SGK 3:128-130)». [Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5 тт. (Под ред. Н. И. Толстого). Т. 3. М.: 2004. Стр. 303.]

«Морозко — это низенький старичок, с предлинною седою бородою. По зимам, он бегает по улицам и постукивает в углы домов. Где стукнет (треснет) старина, — там щель; а на дворе тогда мороз трескучий». [Этнографический сборник, издаваемый императорским русским географическим обществом. Выпуск 6. С.-Пб.: 1864. Библиографический указатель русской этнографической литературы. Стр. 59-60.] Впрочем, составители СДЭС отмечают, что в поздних материалах этого образа нет: «Образ М. как высокого (или очень маленького ростом) старика с длинной белой бородой, приходящего с северной стороны, который бегает по полям и стуком своей палки вызывает трескучие морозы (упомянутый первоначально в трудах А. Н. Афанасьева, а затем и в других исследованиях по слав. мифологии), не подтверждается позднейшими этнографическими и фольклорными свидетельствами». [Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5 тт. (Под ред. Н. И. Толстого). Т. 3. М.: 2004. Стр. 303.]

Мифы, известные из этнографии:

1. У Мороза есть семья.

Полный текст записи доступен только для подписчиков. Введите, пожалуйста, Ваш пароль.

*****
Поддержите наш проект!
Ваша поддерржка поможет нам оплатить хостинг и уделять больше времени исследованиям. Даже небольшая сумма будет полезна.

Ваш Email не будет опубликован. Поля "Имя" и "Email" обязательны.