По итогам прочтения вот этого отрывка:
«Ливы, потеряв пастыря, по совету клириков и братьев, посылают гонцов в Тевтонию за новым преемником ему. При таких обстоятельствах саксонский отряд, доверившись непрочному миру, возвращается во-свояси; остаются клирики, остается и один купеческий корабль. Только что суда отошли под ветром, и вот — вероломные ливы, выйдя из обыкновенных бань, стали обливаться водой в Двине, говоря: «Тут мы речной водой смываем воду крещения, а вместе и самое христианство; принятую нами веру мы бросаем и отсылаем вслед уходящим саксам». Эти ушедшие вырезали на ветви одного дерева подобие человеческой головы, а ливы сочли его за саксонского бога и, думая, что этим наводится на них наводнение и мор, наварили по обычаю меду, пили внесте и, посоветовавшись, сняли голову с дерева, связали плот из бревен, положили на него голову будто бы саксонского бога и вместе с верой христианской отправили за море, вслед уходящим в Готландию.»[1]
(Этот отрывок, кстати, вовсе не про “раскрещивание”, если у кого-то есть такие заморочки. Тем более что официальное родноверие раскрещивания не зря не признает. Есть обряд ОЧИЩЕНИЕ, но он не привязан к крещению, или мусульманству. Очищение осуществляется от всего, и в том числе от всяких порч и тому подобного. Поэтому избавление от последствий крещения здесь, в этом отрывке, – частный случай. Куда важнее сам метод – текущая вода).
В общем-то опять какие-то банальные вещи.
А именно, существует множество методов символической “очистки” – окуривание дымом, прыжки через костер либо ритуальное погребение под землей, но вода – все-таки самый распространенный способ.
Дело даже не в том, что, заодно с “духовным” очищением, происходит еще и очищение физическое, телесное, – наоборот, – заодно с физическим очищением происходит духовное.
Дело в том, что такое “вода” в человеческом восприятии.
Понятие “воды” можно грубо, но вполне исчерпывающе описать с помощью двух основных характеристик:
“Вода” – это,
во первых, ВЛАЖНОСТЬ,
во вторых – ТЕКУЧЕСТЬ.
Так вот, нас будет интересовать прежде всего второе.
ТЕЧЕНИЕ воды крайне важно:
“…
в места быстрого течения рек и ручьев бросали вещи, от которых хотели избавиться: «на быструю воду» относили одежду больного, домашний мусор, накопившийся за святочный период; насекомых-вредителей; первые остриженные волосы годовалого ребенка; вырванный в поле «залом». Исключительно в проточной воде принято было стирать одежду умершего и «по быстрой воде» сплавлять его личные вещи [Петровиђ 1992, 309]. Найденные во дворе или на дороге вблизи дома предметы, считавшиеся вредоносными (клочки шерсти, соломенные узлы, кости), бросали в такие ручьи, которые текут «налево» от села [Шишков 1909, 162], ср. болг. проклятье «Вода да гу уднесе» [Чтоб его водой унесло]. Быстрая, глубокая, темная вода считалась тем местом, куда следовало отсылать болезни в лечебных заговорах [Раденковиђ 1996а, 56-57]. При падеже скота стадо перегоняли через проточную воду (либо через костер), чтобы очистить животных от заразы [Журавлев 1994, 123].”[1]
Таким образом напрашиваются два основных способа избавления от чего-либо с помощью текущей воды:
1. Сплавить по текущей воде предмет, символизирующий то, от чего мы стремимся избавиться. Желая разорвать какие-либо личные связи, избавиться от вредных привычек и проч. – нужно не просто выбросить нечто, как мы это обычно делаем, а именно сплавить это нечто по текущей воде (например, если вы избавляетесь от курения, то недокуренные сигареты, спички и проч. стоит не просто выбросить в мусорку, а конкретно пустить по воде). Здесь лучше будет выбирать водные потоки, текущие “налево”, на запад, на север – т.е. в сторону смерти. Так мы дополнительно задействуем семантику похорон – “отправления в страну мертвых”;
2. Омыться в текущей воде самому. Замечу, что нужна именно текущая, ДВИЖУЩАЯСЯ вода. Если не река, то море или большое озеро. Пруд или бассейн не вполне подойдут.
Понятно, что данный способ хорошо работает летом. Однако на худой конец сойдет и обычный домашний душ.
Я далек от мысли призывать вас заменить реку – душем, грозу – бытовым ионизатором, а полового партнера – резиновой имитацией
Однако нужно понимать, что у душа – та же самая суть, что и у реки. И эта суть – ТЕЧЕНИЕ, “текучесть” воды.
И именно поэтому природная река сильнее культурной душевой – как раз потому, что в природном – больше этой самой сути. Если в душевую мы привносим идею течения (вообще задумайтесь, ЧТО привело нашу цивилизацию к стремлению омываться струями ТЕКУЩЕЙ воды, вместо той же ванной. Душ – это ведь квинтессенция архетипического “смывать с себя”. Непрерывный поток, как водопад, а не просто – помылился-облился), то река – это САМО ТЕЧЕНИЕ, как оно есть, материальным воплощением которого становится ее русло.
Также вода превосходит все прочие средства самоочищения, например ритуальный огонь, просто на уровне ощущений.
Нам не нужно внушать себе “очищение”, – мы его действительно чувствуем телом. Воду чувствуешь всей кожей. Вода омывает, движется по нашему телу. Огонь, да – это тоже ДВИЖЕНИЕ, но движение это – чисто для глаз. Наше тело не выдерживает течения огня и наши ощущения ограничиваются жаром.
Если сосредоточиться на СУТИ – на ощущении ТЕЧЕНИЯ, как предлагаю я, мы не будем нуждаться в какой-либо визуализации и/или особых словах. Однако если вам это психологически трудно, то вы можете воспользоваться одним из многочисленных обращений к воде, описанных в нашей группе ранее: https://vk.com/wall-119055965_1491
#личные_обряды_НЯ,
#прикладная_мифология_НЯ
_____________________________
[1] Хроника Генриха Латвийского http://livonia.narod.ru/chronicles/henricus/
[2] Л. Н. Виноградова “Та вода, которая…(Признаки, определяющие магические свойства воды)”//Признаковое пространство культуры / Отв. ред. С.М. Толстая. – М.: Индрик, 2002, с. 32-60