для начинающего славянского язычника.
ч.1 из 2х.
1. Место и значимость культа предков в славянском язычестве.
Значимость культа предков практически невозможно переоценить. Наряду с культом богов, почитанием природы, культ предков – это один из тех столпов, на которых держится все здание славянского язычества. Более того, по моему глубокому убеждению, именно культ предков служит своеобразной «лакмусовой бумажкой», которая позволяет судить о глубине и серьезности различных современных языческих течений.
Чем меньше места в них уделяется культу предков, тем меньше в них «язычества» и тем больше – ролевой игры и некоей протестной субкультуры – всего лишь под маской язычества.
Увы, но богов в наш век торжества научного знания многие ни во что не ставят, однако Предки – это та тема, которая до сих пор заставляет (на инстинктивном уровне) отнестись к себе серьезно даже самого закоренелого атеиста. Это – те вещи, с которыми не шутят.
Кроме того, если культ богов в славянском язычестве требует глубокой реконструкции на основании косвенных данных, то культ предков сохраняется вплоть до позднейшего времени как живое явление народной культуры. Данный слой верований настолько пронизывает собою все сферы жизни, все грани традиционной культуры, настолько самодостаточен, что в религиоведении обозначается даже отдельным термином «манизм». Это – та традиция, которая, несмотря на все ее трансформации под влиянием как христианства, так и различных изменений жизненного уклада, – никогда по большому счету так и не прерывалась.
В славянской традиции связь между живыми и умершими членами рода никогда не прекращается. И благополучие живых зависит именно от Предков.
Если живые помнят о своих Предках и почитают их, Предки покровительствуют им, обеспечивают здоровье, плодородие и достаток; в противном случае умершие насылают на живых несчастья, болезни, голод, разлад в семье, убытки и пр. Отсюда следует то, что наши жизненные неурядицы прямо проистекают из ошибок, допущенных нами в отношениях с Предками.
Предков чтят как старших представителей рода и обращаются к ним за покровительством, но одновременно их боятся и стараются не нарушать опасной грани, отделяющей живых от мертвых.
Это – реальную ОПАСНОСТЬ, сопровождающую любые отношения с мертвыми, пусть и нашими Предками – то, о чем нам никогда не стоит забывать.
2. Природа и сущность Предков
Общим местом в литературе, посвященной славянской мифологии и язычеству, стало противопоставление «благожелательных», «правильных» умерших – Предков и в отличие от так называемых «заложных» (термин, введенный Зелениным) вредоносных мертвецов (в терминологии Рыбакова, «упыри и навьи»), опасных для живых. На наиболее простом уровне это – разделение на «умерших своей смертью» и «умерших не-своей смертью».
Для перехода в категорию «Предков» необходимо умереть «своей смертью» (слово * sъ-mьrtь (ср. * sъ-čęst-je, * sъ-bož-je) связано со *svo- «свой», первонач. «своя, естественная смерть». Ср. русск.: умере́ть свое́й сме́ртью; лит. sãvо smerčiù mir̃ti). «Своя смерть» предполагает выполнение двух условий: во-первых, совпадение кончины с концом “века” (не раньше (ср. «умереть молодым»), но и не позже (ср. «пережить свой век») и, во-вторых, наделенность умершего его “долей” (о чем см. далее), которую обеспечивает правильно проведенный погребальный обряд. Правильным обрядом погребения будет любой обряд, который наделяет умершего его долей, но это уже несколько иная тема, о которой стоит говорить отдельно.
Однако это разделение умерших на «предков» и «заложных», «чистых» и «нечистых» на самом деле далеко не так категорично, как может показаться. По крайней мере оно не совпадает в точности с противопоставлением на своих/чужих, благих/злых. Так, «заложные» покойники могли стать, по народным воззрениям, “стихийными” духами, которые распоряжаются природными стихиями (ветрами, дождями, градовыми тучами), и в этом качестве они становились объектами почитания (ср. упоминания про жертвы «упырям и берегиням» в древнерусских источниках). Однако, самое главное (см. про «опасность» выше)– Предки не являются для нас безусловно «добрыми» просто в силу своей природы, противопоставленной миру живых («Ужас, который испытывали домашние в «дедовую ночь», можно сравнить только с первой ночью при покойном, когда «сторожат тело» (Седакова, 1979)). Они для живых, если и не окончательно «чужие», то и не до конца «свои».
У славян наименования предков, и, шире, умерших, связаны с 4-мя основными корнями:
+ с корнем duš- (души, душки, душечки, тул. душонка);
++ с корнем rod-(арханг., твер., орл., костр., ворон, родители, блр. радзицели, брест. родина, чернит, родичи, орл. родители);
+++ с корнем nav- (см. др.-рус. нави — 1) умершие, 2) загробный мир: въ нави зрēти, изъ навей дēти, также и стл-блг.: былъ в навēх на Верзиоуловē колоу). Изначально (вопреки Рыбакову) нейтральное “навь” лишь потом, со временем переходит к негативному полюсу;
++++ с корнем did- (рус. деды, блр. дзяды, укр. дiди, пол. dziady).
Последнее перешло впоследствии на духов-хозяев (“Водяной Дед”, “Лесовой Дед” и т.д.)
Приход смерти и кончина человека (свершившаяся на биологическом уровне) отнюдь не означали еще перехода умершего в разряд Предков. Окончательный переход совершается через год после кончины ( в то же самое время общеславянскими считаются и более протяженные сроки, например, 7 или 9 лет). Умершие в течение последнего года — до тех пор, пока по ним не справили индивидуальные поминки годового цикла (третий, девятый, сороковой день, год), – еще не воспринимаются как Предки. Только после завершения годового поминального круга их причисляют к общей группе «родителей» и поминают наряду со всеми.
Для того чтобы стать одним из Предков, умерший должен не приобрести новые качества и признаки, а утратить прежние. Включаясь в число Предков, умершие теряют имя, возраст, ПОЛ, индивидуальность и почитаются как «множество». Обратите внимание, ПредкИ – всегда употребляется во множественном числе (ср. орл. «родители» – ‘покойник’ (в смысле, один покойник (Даль)), или римское manes – «маны», – во множественном числе). Культ ПредкОВ, а не культ ПредкА.
Таким образом, внутри культа предков можно выделить тех Предков, которых мы еще помним, и всех тех Предков – которые почитаются нами как «множество».
3. Местонахождение Предков.
Вопрос о местонахождении загробного мира в рамках славянской традиции не имеет смысла. «Тот Свет» находится одновременно:
+ Под землей (а также конкретно на кладбище). С этим связан обряд «кормления могил», зарывание вещей в землю и т.д.;
++ На небе (на вершине дерева, на вершине горы). Ср. выпекание обрядового печенья – «лесенок» или осуждаемые церковью «ременья древолазные», которые вкладывали в могилы – как средства облегчить душе путь на небо. Сюда же можно отнести представление Предков в виде птиц, также как и для следующего: –
+++ За морем, на острове («Буян» этимологизируется как ‘Возвышенное место, бугор’. Ср. «буевище» – ‘кладбище’), в далекой стране «Блаженных»;
++++ В пространстве избы: в углах избы, в печи, в печной трубе и пр.
И это, что интересно, – НЕ РАЗНЫЕ версии. В рамках Традиции они не противоречивы (например, мы можем передать «нечто» на небеса, закапывая это вместе с покойным в могилу и пр.).
Думаю, это проще всего объяснить через современную метафору «параллельного мира». Тот Свет – он везде, также как и Этот. Просто за Гранью.
Тот Свет – это Мир Сновидения (ср. «сон смерти брат»), что безусловно подтверждается на материале славянских колыбельных (хотя это, в принципе, нечто общечеловеческое).
*** *** ***
В связи с большим объемом текста, – разбиваю его на две части.
Часть №2 вскоре будет опубликована здесь же, в “Славянском новоязычестве” .
Так как писал все это в формате “для начинающих”, то для удобства усвоения я попробовал очистить текст от разного рода цитат и ссылок в подтверждение сказанного. Конечно, это не значит, что я не могу их предоставить.
Поэтому – если У ВАС ЕСТЬ вопросы, возражения, пожелания, уточнения – я рад буду ответить вам здесь же – в комментариях к посту.
P.S.: По прочтении текста прошу иметь в виду, что:
“во всем, что касается области невидимого, славянский материал сообщает только обширный ряд «мнений», «гипотез»: «официальной», «канонической» картины невидимого традиция не установила.”
Седакова О.А. “Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян”
Поэтому все изложенное мною выше – не какая-то “догма”, но лишь то, к чему я сам лично (см. тэг в самом начале) пришел к настоящему времени. Возможно, в будущем – да, что-то придется пересмотреть, пока не знаю.
По сути, пишу это все для того, чтобы самому разобраться в Вопросе.
#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #РУСЬ #АдекватныеЯзычники