КОГДА МАТЬ-ЗЕМЛЯ БЕРЕМЕННА И КОГДА ОНА РОЖАЕТ?

Эта заметка появилась в ходе работы над очередным текстом о Матери-Земле. Я решил выложить эти мысли в отдельном посте, так как они не соответствуют моему основному методу (сбор фактов, стремление избежать интерпретаций). Всё, что здесь — построено на косвенных (допускающих альтернативную трактовку) свидетельствах, не является чем-то твёрдым, бесспорным и практически полезным, и предлагается просто в качестве информации к размышлению.

Максим Сухарев в своём тексте «Славянские боги и славянские мифы» жёстко связывает сон Земли с её беременностью, а пробуждение — с родами: «(…) зимой Земля спит. Но сон этот — не столько смерть (сравните с Мореной — богиней зимы и смерти у родноверов), сколько беременность. А начало Весны (весеннее равноденствие) — рождение».

Похоже, что в действительности картина несколько сложнее. Дело в том, что, есть косвенные свидетельства, указывающие на то, что оплодотворение Земли происходит в тёплое время года (беременность же, как известно, следует сразу за оплодотворением):

            «Мелкий и частый дождь поселяне называют севень; народная песня выражается о дожде, что он или ситечком сеет, или ведром поливает; следов., дождевые капли уподобляются хлебным зернам, бросаемым в мать сыру землю на будущий урожай. (…) По народной примете, если дождь смочит молодую чету в самый день брака или случится гроза во время венчального обряда, то это предвещает новобрачным чадородие и богатство». [Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Том 1. Источник: http://slavya.ru/trad/afan/III.htm]

            «В русском фольклоре идея оплодотворения посредством дождя зафиксирована в загадках и пословицах: (…) «Даст небо дождь, а земля – рожь» (…), «Не земля родит, а небо»». [Радченко О. Г. Дуалистичность рождающих образов в славянской мифологии (в аспекте гендера как культурного символа). Источник: http://dogmon.org/komitet-po-obrazovaniyu-administracii-volgogradskoj-oblasti-re.html?page=3]

            Есть также аналогичные свидетельства, касающиеся первой грозы:

            «Представление о том, что божественный оплодотворяющий акт брачного союза неба и земли повторяется ежегодно во время первой грозы, сохранился в народных поверьях. Так, болгары считают, что только первый гром имеет плодотворную силу, другие же приносят мор и неурожай [75]. Поляки верят, что сразу после первой весенней грозы вода в источниках на миг становится кровавой [76] , что, вероятно, связано с представлениями о дефлорации–оплодотворении земли». [Жульникова С. Н. Гендер в предметном коде культуры: символ и архетип (на материале славянских обрядов первого года жизни). Источник: http://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-12/1062.html]

            «(…) болгары считали, что первый гром в марте имеет плодотворную силу, в отличие от зимнего грома или вообще грома, услышанного после дня св. Георгия (23. IV), который приносит мор и неурожай [Лулева 1998, 84]. Мартовский гром как первый прозвучавший в начале года «пробуждает», вызывает выход из-под земли растений и животных, в том числе змей, а в другое время — убивает то, что уже появилось». [Валенцова М. М. Первый в славянской традиционной культуре. Источник: http://ec-dejavu.ru/f-2/First.html]

            Прямо не говорится, что Небо оплодотворяет Землю именно дождём / во время первой грозы, но приведённые выше факты вполне могут быть так истолкованы.

Кроме того, так же косвенно на то, что оплодотворение Земли происходит весной, указывают обряды, совершавшиеся при севе:

«В восточнославянской сельскохозяйственной магии с глубокой древности сохранялись обряды, имитирующие соитие с землей, для того чтобы побудить ее к рождению богатого урожая. Для этого из сельской общины выбирали многодетную пару (иногда — несколько), которая должна была на весенней ниве вступить в супружеские отношения. Позднее супруги только перекатывались по полю. Символической заменой соития с землей была нагота: начиная засевать поле, хозяин раздевался донага или хотя бы снимал штаны, чтобы обеспечить себе хороший урожай. С этой же целью еще относительно недавно в России зарывали в землю изображение мужского полового органа». [Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. Источник: https://www.booksite.ru/fulltext/myt/hsr/uss/kih/2.htm]

            Здесь то же самое — ни про какое соитие с Землёй в самих обрядах речи нет, но такое их истолкование — возможно.

Если Небо оплодотворяет Землю весной / когда идут дожди, то беременность Земли приходится не только на период её зимнего сна, но и на тёплое время года тоже.

Некоторые исследователи полагают, что сбор урожая также осмыслялся как роды Земли-Матери — если они правы, то, согласно народным верованиям, Земля рожает не только весной, но и осенью. Вот, например:

«Закончив жатву, женщины втыкали серпы в последний снопик или протаскивали их под «бородкой» (арочкой из колосьев). Последнее действие называлось «женитьбой серпа». В этом ритуале серп символизирует мужское, а «бородка» женское репродуктивное начало («бородкой» иносказательно называли лобковые волосы у женщин). Затем женщины со стонами и оханьями катались по полю, чтобы «силушку» вернуть себе и полю. Исследователи видят в этих действиях имитацию родов: жатва воспринималась как роды матери-земли, оплодотворенной во время сева и выносившей плоды в течение лета. С другой стороны, на период жатвы часто приходились реальные роды у женщин, особенно первые роды у молодух (после зимних свадеб). Тяжелая работа ускоряла разрешение от бремени». [Мужики и бабы: Мужское и женское в русской традиционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия. С-Пб.: 2005. Стр. 40.]

            От себя добавлю — мне кажется логичным мнение, что Земля рожает непрерывно, производя на свет растения в течение всего тёплого времени года. Однако, повторюсь — всё, сказанное выше — не есть нечто твёрдое. Просто информация к размышлению.

Если у кого-либо из наших читателей есть данные источников, которые прямо подтвердят (или опровергнут) приведённые в этой заметке гипотезы — прошу писать в комментариях, буду за это благодарен.

Автор – Мирослав (Курганский)

*****
Поддержите наш проект!
Ваша поддерржка поможет нам оплатить хостинг и уделять больше времени исследованиям. Даже небольшая сумма будет полезна.

Комментариев к записи “КОГДА МАТЬ-ЗЕМЛЯ БЕРЕМЕННА И КОГДА ОНА РОЖАЕТ?”- 1.

  1. Materinstvo.Info

    19 января, 2019 at 1:01дп

    А ведь это так неизмеримо важно – что? она ест! Беременную женщину образно можно сравнить с Матерью-Землей. На какой земле растет цветок, таким он и вырастет. Что оно из почвы возьмет, то возьмет. Соответственно, чтобы Мать-Земля плодоносила, за ней надо ухаживать, ее надо беречь, удобрять. Но с беременными о питании не говорят нигде. Говорят лишь, что нельзя есть вредного, ну, и то, что рацион должен быть сбалансированным.

Ваш Email не будет опубликован. Поля "Имя" и "Email" обязательны.