КАРТОФЕЛЬ В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ

Вчера закупились картофелем на зиму, и это послужило мне поводом к тому, чтобы вспомнить одну из самых своих любимых тем. Что считать “славянской мифологией” – только то, что было строго ДО христианства или то, во что это “дохристианское” развивалось в дальнейшем? Ведь можно привести много примеров того, что родноверам кажется дохристианским, но что на самом деле возникло гораздо позже – тот же камень Алатырь на острове Буян в заговорах или такие мифологические персонажи как русалки. Но все же именно КАРТОФЕЛЬ будет гораздо круче в качестве примера такой вот “постхристианской” славянской мифологии, потому что позднее время его появления на наших землях не вызывает ни у кого сомнений.

Картофель в Европе появился только в XVIII в., и сыграл огромную роль в судьбе континента. Ведь он практически победил голод (с ирландцами, конечно, однажды очень жестоко вышло, но все же), ну и очень вовремя он появился – как раз начался демографический взрыв, совпавший по времени с индустриальной революцией, массовое переселение сельского населения в города и все такое прочее… В России, к слову о “победе над голодом”, настоящая “картофельная революция” произошла в годы Великой Отечественной войны и сразу после нее. Вот тогда, в 40—50-х годах, картошка действительно стала для России вторым хлебом[1]. Картофель прост в выращивании, картофель в разы калорийнее зерновых, картофель позволяет собирать урожай в четыре раза превышаещий урожай зерновых на такой же площади. “Пища богов”, короче. Вернее, одного из богов, – а какого именно, вы сейчас поймете.
Всем нам известно, насколько трудно картофель пробивал себе дорогу в народ: “Быстрому распространению картофеля среди широких масс населения мешали и те небылицы, которые сочиняли о “земляной груше” ревнители “старой веры” – ярые противники всего нового. В одной из таких небылиц утверждалось, что первый куст картофеля вырос на могиле дочери мифического царя Мамерса, которая при жизни но «наущению дьявола» была распутницей. Поэтому тот, кто съест сей «дьявольский фрукт», будет подвержен греховным искушениям и попадет за это в ад.
Предубеждение против картофеля усиливалось и звучанием самого названия, так как многим слышалось “крафт тойфельс”, что в переводе с немецкого чертова сила”[2]. Мне кажется, что тут первоочередную роль играл такой признак картофеля как “подземное”.

Смотрите, в чем суть. Реально ведь картофель – это некий дар (“изобилие, спасающее от голода”) от Нижнего Мира. А то, что из-за моря к нам пришел – сами понимаете, лишь добавляет данного смысла. Он еще и ядовит, кстати, как змея. В общем, кто еще не понял, с каким именно божеством связан данный овощ – то читайте Успенского (https://novoyazychestvo.ru/istinnaya-velesova-kniga.html). К слову, картофель радикально изменил и процессы изготовления традиционного поминального киселя… Но это все пока наша, новоязыческая мифология, а я хочу про традиционную славянскую – про народные представления, этнографию и фольклор.

Возьму тот же СДЭС: “Мотив появления «богомерзких» растений на могилах злых, грешных, порочных людей перешел и в легенды о К.[артофеле] Согласно рус. легенде (Владимир.), К. вырос на могиле волхва-колдуна «из тайных уд костей» его. Люди стали сажать и есть его, но Бог послал ангела сказать людям: не сажайте это зелье и не ешьте его, а кто ел, тот пусть покается, иначе «не внидет в царствие Божие». Иногда происхождение К. связывается с борьбой между Богом и дьяволом. Последний, в подражание Господу, создал яблоки, похожие на райские, но отягощенные проклятием Бога плоды ушли под землю и почернели, как самый лик сатаны[3]. Действительно, как “подземное” – “земному” картофель противопоставляется не злаковым, а яблокам. До того, как к концу XIX в. преобладающим стало московское “картошка”, одним из распространенных незаимствованных названий было “Чертово яблоко” (правда, был еще вариант “земляная груша”), или просто “яблоко” (сибирское) [1]. То есть это “яблоко” (у которого есть своя иннтересная семантика: “По поверьям, Я.[блоко] — это пища мертвых (пол.; ср. серебряные и золотые Я. в сказках — атрибут «того света»; мифическое золотое Я. лижут змеи зимой в своих норах — хорв.); св. Петр угощает души красными яблоками (болг…); самодивы питаются Я. (болг.). С этим связан обычай есть ранние Я. на Петров день, поминая умерших детей, раздавать первые Я. в память об умерших (болг.); носить Я. на могилы и раздавать возле церкви (серб.)[3]), только здесь оно “земляное”. В общем, Яблоко Нижнего Мира :-)
Также показательно отождествление картофеля с яйцом:
“В поверьях и быличках К.[артофель] называется собачьими яйцами, из которых выводятся щенки; из сваренного в молоке К. выйдут мыши или кутята (казан.); баба высиживает мышей, сидя на картофеле, как на яйцах (Пошехонье), .. а также рус. загадку: «Между гор, между ям сидит птица холуян, несет яйца — божий дар»[3].

Принято считать, что картофель занял место, которое в древности занимала репа (ср. “укр. диал. piпa ‘картофель’, пол. диал. rzepa ‘картофель’… О.-слав. * гёра – древний странствующий культурный термин, который, по версии В. Н. Топорова, отражает и-е. * гёр-/* гар- ‘хватать, рвать’ (т.е. «та, которую вырывают (из земли)»[3]), однако в символическом плане полной замены не произошло. Репа, за счет своей формы и сладкого вкуса, наделяется любовно-брачной семантикой, чего нет у картофеля. Также по признаку “подземное” картофель сближается с луком (слово “бульба” происходит от немецкого со значением “луковица” и/или “клубень”), однако тот, за счет своего вкуса и запаха, наделяется обережной силой, чего, разумеется у картофеля тоже нет. Тем не менее, картофель, репа и лук в славянской мифологии все же сходятся как нечто “подземное”, связанное с мертвыми и Нижним миром (“Если снится уборка К.[артофеля], кто-нибудь умрет (кашуб)”[3]). Например, все эти овощи принято сажать на убывающей луне. Возникновение лука, также как и картофеля, связывали с произрастанием из тела грешников типа Иуды. Луком поминали умерших (при этом считалось, что “заложные покойники едят венки из Л.[ука] и луковую шелуху”[3]). Из репы делали ритуальные предметы типа гробиков для насекомых или зубов для маски Смерти и проч. В общем, в славянской мифологии есть некие общие понятия для всех корнеплодов, которые отчасти повлияли и на символическое восприятие картофеля.

И вообще, после периода неприятия, картофель очень органично вошел в народную традицию. Славянская традиция приняла картофель, да так, что, не зная его истории, и не поймешь, что все это – изобретение новейшего времени. Чтобы проиллюстрировать данное утверждение, процитирую некоторые характерные моменты из того же СДЭС:
“во время святочных обходов польские колядннки желали хозяевам, чтобы у них уродились картофелины, как пни”… Весной, когда слышали первый раз гром, катались по земле, чтобы уродился К. (Малопольша). Ср. пол. поверье:…Когда гром гремит, говорят, что на небе пересыпают картошку… Чтобы повысить урожай К., у юж. славян на Пасху, Георгиев или Петров дни состязались в бросании камней в цель… В Воронежской обл. в лунку сначала клали «жаворонка» [маленький хлебец] с приговором: «Чтобы картошки крутые были»… Чтобы К. вырос крупным, вдень посадки парни совершали обряд «сажания» девушки: ее слегка присыпали землей, имитируя закапывание К. (в.-пол.)… После посадки К. садились рядком на землю, прижавшись друг к другу, чтобы осенью также плотно стояли мешки с К. (закарпат. — КА); бабы переворачивали корзины и садились на них голым задом (брест. ПА)… В Словакии окучивали К. в день св. Анны (26.VII) — к этому дню он «пробуждался от сна»… На Украине в первый день уборки К. (обычно после дня св. Симеона 1.IX) в поле или на огороде разводили костер и пекли в золе новый К., ели его и грели об него руки, чтобы они не мерзли зимой… В Калужской губ. на поле оставляли немного К. — для полевого «анчутки-картофельника»[3]

Сами видите, – ничем не отличается от пришедшего из древности, хотя все это, по факту, XIX век. Более того, я уверен, что если не ограничиваться одним СДЭС и заняться сравнительной мифологией – поискать обычаи и обряды, связанные с картофелем у балтов, иранцев, у разных народов Европы – мы получим очень богатый и цельный образ картофеля в символическом и мифологическом плане.

P.S.: Если вы хотите впечатлиться значением (реальным, а не символическим) и, не побоюсь этого слова, Мощью картофеля в современном мире, могу порекомендовать Обзор ООН от 2008 (Международный год картофеля) – http://www.fao.org/potato-2008/pdf/IYPbook-ru.pdf

Максим Сухарев
05.10.2020

ИСТОЧНИКИ:

[1]. https://history.wikireading.ru/35866;
[2]. http://vorcrb.by/zdorovoe-pitanie/171-istoriya-kartofelya-v-rossii;
[3]. «Славянские древности: Этнолингвистический словарь», в 5 т.

*****
На "серьезные" объемные статьи у нас на сайте открыта подписка.
Условия подписки: 333 р. в месяц. За эти деньги Вы можете выбрать 4 любых статьи из раздела для подписчиков.

Для оплаты доступны:

Сбербанк — 63900218 9004762500;
Яндекс деньги — 410014746801268;
PayPal.
Процедура пока самая простая.
Пишете запрос на подписку на почту (у всех же есть почта?) на miraplastilin@gmail.com,
— вносите оплату, — получаете коды доступа к выбранным Вами статьям.
*****
Напоминаем, что вы также можете подписаться на почтовую рассылку наших новых текстов на любой странице нашего сайта. Просто введите ваш e-mail в форму и нажмите кнопку "Подписаться".

Ваш Email не будет опубликован. Поля "Имя" и "Email" обязательны.