У нас уже был такой пост про еду – “процесс перевода обычной пищи в разряд обрядовой” (https://vk.com/wall-119055965_1714).
Теперь нечто подобное и про ПИТЬЕ.
Воспользуемся статьей “Пить” (П.) в СД.ЭС – все дальнейшие цитаты – оттуда.
Не так уж и важно, ЧТО именно вы пьете. Хотя понятно, что в контексте языческой обрядности – это, как правило, нечто алкогольное (не будем ханжами).
Важно КАК вы это делаете.
Ниже – перечислены некоторые способы как превратить обыденное “питье” в обрядовое:
1. Пить “в честь кого-то/чего-то”, произнося слова, в честь кого/чего-то. Ну, Тот же ТОСТ, короче :
“В древнерусских поучениях против язычества говорится о наполнении черпал и питии чаш в честь бесов, под которыми подразумеваются, очевидно, языческие боги.”;
2. Пить “вкруговую” из одного сосуда.
“Наиболее ритуализованной формой является П. из одной чаши, символизирующее общность семьи, рода, коллектива. Оно практиковалось на поминальных трапезах, в обрядовых ситуациях, относящихся к началу нового года или периода, на свадебных пирах. Сидящие на поминках за столом пили из одной круговой чаши, причем сначала каждый выплескивал немного на стол. Так же, из одной чаши, пили вино на поминках после погребения болгары в р-не Дедеагача (Греция).
У словаков во время поминок «заливали печаль вином» (т. е. водкой, вином, пивом), причем пили прямо из бутылки или все из одного стакана (окр. Левице). “;
3. Пить до дна сосуда “одним духом” – одним непрерывным глотком.
В начале XVI в. при дворе московского государя пили за здоровье иностранных послов, стоя с непокрытой головой и говоря, за кого пьют. Выпив, опрокидывали чашу, касаясь ею макушки, чтобы все видели, что она пуста. У русских того, кто оставлял в рюмке вино недопитым, упрекали, что он зло оставил. В народе говорили: «Кто не выпил до дна, не пожелал добра», «Не допиваешь, так недолюбливаешь».
…
Древним обычаем является П. одним духом, не прерываясь. В былинах святорусские богатыри выпивают без остановки огромные чаши, которые им подносит князь Владимир, и тем доказывают свою силу и готовность к ратным подвигам. ”
…
” описание Саксоном Грамматиком (XII в.) жертвенного ритуала около идола Святовита в Арконе. В правой руке идол держал рог, который ежегодно наполнялся вином из рук жреца, для гадания о плодородии следующего года. При этом, окончив мольбу, обращенную к идолу, жрец осушал рог одним разом.”
4. По праздникам пить обильно, как можно больше, до невменяемости.
“Обильная выпивка, сопряженная с буйным весельем, активизацией жизненных сил всего коллектива, была одной из форм магического воздействия на плодородие и урожай. Особенно характерна она была для начала нового вегетационного года, приходившегося на период масленицы, когда предписывалось обжорство, пьянство, когдацеленаправленно пили «на лен, коноплю» и другие хозяйственные культуры (в.- и з.-слав.).”;
5. Приглашать к питью души предков, духов, божеств.
“На календарные поминки приглашали души умерших родственников, также считавшихся членами рода и влияющих на его судьбу и удачу: налитая для них чарка водки стояла нетронутой несколько дней или недель. “;
6. “Поить” неодушевленные предметы.
“Приобщали к сакральной трапезе рождественское полено бадняк: посыпали его зерном и поливали вином и маслом — кормили, поили, разговляли (серб., хорв., словен.).”
К слову, это – тот способ, после которого однокурсники истфака, в свое время, начали называть меня “язычник” – когда мы проходили археологическую практику на первом курсе, я дюже любил плескать водку в огонь костра.)
Блин, она так зрелищно вспыхивает же.
В общем. не только пейте сами, но и поите. Их.
Буквально физически выливая питье в …
#родноверие #неоязычество #новоязычество #язычество