Как известно, заложные, согласно народным представлениям, не могут попасть на тот свет и поэтому находятся в мире людей: ««Як вмре чоловик своею смертью, то иде або на небо — в рай, або в пекло, до черта. А хто повисытся, або втопытся, той на небо нейде, а ходыть соби по земли… Бо его Бог не клыче, то вин и ходыть, поки не прыйде ему час, значится» ([Кудринский 1894, с. 107] — Волынское Полесье)». [Там же. Стр. 43.] Д. К. Зеленин полагал, что они остаются между мирами до тех пор, пока не истечёт срок их жизни, хотя при этом указывал, что свидетельства источников по этому вопросу «недостаточно определённы». [Там же. Стр. 43.] И в самом деле, «поки не прыйде ему час» можно понимать по-разному. Но мне удалось найти прямое свидетельство, подтверждающее мнение Д. К. Зеленина: «[Если человек умер] не воўремя, надо жыть, а его пагубили — душа и ходит и пугае. А як уже приде его ўремя, шо яму надо памереть, ано и не будет хадить (Ручаевка, ЕВТ)». [Толстая С. М. Образ мира в тексте и ритуале. – Москва: Русский фонд содействия образованию и науке, 2015. Стр. 382.]
Однако, параллельно представлениям о русалках, «застрявших» между мирами, в народной традиции существовали и другие, согласно которым место обитания русалок — тот свет: «Появляясь из мира мертвых, Р. «из воды вылазили», «с деревьев спускались», «из-под земли или из могил выходили», «с неба слетали», а после отведенного им срока пребывания на земле вновь уходили на свое место: в воду, в море, в ирей, на кладбище, по деревьям на небо и т. п. Наиболее традиционные места их пребывания — вода и деревья — осмысляются в народной культуре как пути перехода из мира мертвых на землю и обратно». [Славянская мифология (энциклопедический словарь). — М.: Эллис Лак, 1995. Стр. 338.] Ирий и небо — это синонимы того света.
Ср. в работе Д. К. Зеленина: «Русалки появляются на земле в четверг Страстной недели, а исчезают в Петров пост, переселяясь в теплые места, в рай ([Кибальчич 1876, с. 77] — Борзнянский у. Черниговской губ.)». [Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. — М.: Индрик, 1995. Стр. 176.]
И в этом же исследовании — о категории умерших, которую нередко относят к русалкам: ««…На святые вечера (от 25 дек. — 6 янв.) некрещеные дети распускаются из ада на гулянье: они заходят к тому, кто оставил в сундуке свое платье не перекрещенным, отворяют сундук и забирают, что им нужно». «Как только мы придем туда, где оставлено что-нибудь не перекрещенным, оно само дается нам без всякого труда» [Крачковский 1874, с. 168, 169] — Новогрудский у. Минской губ.)». [Там же. Стр. 54.]
Собственно, вывод вполне очевиден. Согласно народным верованиям, те, кто после смерти становится русалками, не обязательно являются заложными — несмотря на обстоятельства их смерти. «Чистые покойники» тоже могут приходить на землю — вспомните, например, приглашение предков к столу во время празднования Дедов. Ср. также поверье, приводимое Д. К. Зелениным: ««Бог три раза выпускает мертвецов с того света: первый раз в пасхальный четверг, когда они ночью служат в церкви, во второй раз — когда цветет жито, и в третий — на Спаса» ([Чубинский 1872, т. 3, с. 14] — Ковельский у.)». [Там же. Стр. 238.]
Добавлю ещё, что в народной традиции известен миф о происхождении русалок, согласно которому они (как и другие природные духи) не имеют отношения к мертвецам: «Особняком стоит сказание, записанное свящ. Доброзраковым в селе Ульяновке Лукояновского у. Нижегородской губ.: при сотворении мира Богом диавол, подражая Богу, начал бить одним камнем о другой, и из осколков явились домовые, лешие, русалки и подобные им существа ([Зеленин, 2, с. 742]; ср.: [Снегирев 1839, с. 5])». [Там же. Стр. 149.] Также у В. С. Кузнецовой: «В результате сравнения известных вариантов легенд, содержащих сюжет о творении ангелов и демонов, было установлено, что в устном бытовании у восточных славян он известен в двух версиях — северной и южной. Северная версия сюжета зафиксирована, например, у В. И. Даля: «Бог ударил кремнем о кремень — посыпались ангелы, архангелы, херувимы, серафимы. Черт ударил кремень о кремень — посыпались лешие, домовые, русалки, яги-бабы»». [Кузнецова В. С. Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции. Источник: https://ruthenia.ru/folklore/kuznetsova3.htm] Причём, В. С. Кузнецова отмечает, что «мотив творения каждым из демиургов себе товарищей и мотив творения их из искр, высекаемых из камня (равно как и из водных брызг), в книжных источниках не обнаруживаются». [Там же.] Зато миф о происхождении духов от удара о камень есть у мордвы и марийцев:
«Анге Патяй (мать-богиня)… желала как можно скорее наполнить весь мир добрыми божествами, чтобы, не говоря уже о людях, при каждом деревце, при каждой травке присутствовал добрый дух, который бы охранял создания Чам Паса от козней Шайтана. Она обратилась с просьбой об этом к своему отцу. Чам Пас дал ей огниво, сын ее, Нишки Пас, (бог неба, солнца, огня и света), принес ей кремней. Анге Патяй стала ударять огниво о кремень, и сколько при этом вышло искр, столько явилось добрых духов — оазисов. Шайтан увидал, что делает Анге Патяй, взял из земли два кремня (огнива ему негде было взять) и также стал высекать огонь. Сколько вылетало искр, столько произошло и злых духов». [Там же.]
«Взял кусок скалы небесной
Вместо кремня Кугу-Юмо,
Попросив его у брата,
У румяного рассвета,
Что ворота отпирает
Солнцу – матери живого.
На скалу обрушил молот,
Искры выбил сталью звонкой.
Из огня родились луксы,
Покровители людские.
Подобрал осколок жаркий
Луодис тайком от брата,
Им ударил по огниву:
Породил коварных хиртов,
Курукенгов, Ура-белку,
Карне-аву – змей хозяйку».
[Юпу или дерево богов (марийский эпос). Источник: http://arcto.ru/FORUMS2/messages/45/1509.html?106271001.]
Следовательно, представление о том, что духи появились от удара о камень, является языческим по своей сути (каким бы ни было его происхождение, оно стало частью мифологий народов, сохранивших свои языческие религии).
В сущности, изложенный выше миф не противоречит распространённой вере в то, что русалками становятся умершие люди. Он относится ко временам творения мира и описывает появление первых духов, но вовсе не исключает возможность пополнения их сонма душами умерших.
19.08.2019
Мирослав (Курганский)
Максим Сухарев
18 августа, 2019 at 2:51пп“Также у В. С. Кузнецовой: «В результате сравнения известных вариантов легенд, содержащих сюжет о творении ангелов и демонов, было установлено, что в устном бытовании у восточных славян он известен в двух версиях — северной и южной.” – вот ты и продался. повелся на ученые конструкты. а скольуко пафоса было…
Мирослав Курганский
19 августа, 2019 at 6:31дпИ далее в той же цитате: “Северная версия сюжета зафиксирована, например, у В. И. Даля: «Бог ударил кремнем о кремень — посыпались ангелы, архангелы, херувимы, серафимы. Черт ударил кремень о кремень — посыпались лешие, домовые, русалки, яги-бабы»».”
Порой у меня возникает подозрение, что некоторые комментаторы не читают комментируемый ими текст.