ФОРМУЛЫ НЕВОЗМОЖНОГО И САКРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР

Продолжаем изучать формулы славянского сакрального текста.
Сегодня – совмещение двух мотивов: т.н. “формулы невозможного” (типа “когда песок взойдет”) и мотива “сакрального центра” (все эти заговорные “на море остров, на острове – камень, на камне – дерево/храм” и т.п.). Смысл данной формулы в принципиальной отделенности мира сакрального от мира повседневности, в невозможности какого-либо контакта с Иным миром (ну тут, правда, не понятно, чем мы вообще тогда занимаемся, поэтому будем говорить лишь о затрудненности такого контакта для человека) и/или невозможности причинения какого-либо вреда объектам, расположенным в сакральном центре мироздания.
Далее буду приводить все тексты уже в своей обработке. Как я уже начал ранее (https://novoyazychestvo.ru/tri-formuly-dlya-izbavleniya-ot.html), я буду использовать оборот [“причинить вред”] вместо аутентичных “испортить” и “изурочить”, в которые лично я, например, уже не верю. Соотвественно вместо этого моего [причинить вред], нужно подставлять по смыслу то, что мы хотим отогнать и от чего защиться (сама “формула невозможного” предполагает именно такую специфику использования):

✸ Есть во святом синем море бел Латырь камень, и как того Латыря каменя никто не видал, ни рожден, ни именем назван, так бы и меня, (имярек), никак никто названный и неназванный человек не мог ни [причинить вред], ни [причинить вред], ни [причинить вред] (в оригинале – “ни испортить, ни изурочить, ни позавидовать”)[здесь и далее, если не указано обратного, все взял из 1].

✸ На море, на лукоморье стоит дуб, под дубом лежит камень. Никто этого камня не может ни взять, ни поднять – так и мне никто не сможет [причинить вред][2].

✸ Как от папортника цвета нет, как от Латыря камня плода нет, так и от[вредящего][вреда] нет.

✸ Есть в мope окияне стоит бел камень, и стоит на том бел камне божница о тридевяти углах, о тридевяти дверях, о тридевяти порогах. Никто этой божницы не может ни перенести, ни переставить, так и мне никто не сможет [причинить вред] – ни стар, ни молод, ни муж, ни жена, ни дед, ни баба, ни колдун, ни ведун.

✸ На восточной стороне море, а в море дуб, а в дубе яйцо. Кто тот дуб срубит – тот мне [причинить вред] сможет.

В общем, смысл должен быть понятен. Но мотив сакрального центра можно еще и дополнительно усилить последовательным отрицанием реальности (применительно к теме сакрального центра можно сказать, что отрицается реальность в обыденном смысле слова, что не отменяет реальности, скажем так, более высокого порядка) находящихся там объектов и/или персонажей (характерный для языка загадок (см.https://novoyazychestvo.ru/ispolzovanie-yazyka-zagadok-pri-obrashhenii-k-silam.html) прием перечисления через частицу “без”):

✸ На синем море стоит дуб без веток, без листьев, без кореня и без коры. На том дубе орел свил гнездо и снес яйцо без желтка, и вывел орленка бескрылого. Как тому орленку не летать, так бы и у (…имярек) [вреда] не бывать.

✸ На море стоит дуб без листьев, без ветвей и без корней, под дубом стоит золотой гроб, в том гробе лежит мертвец без рук, без ног, без головы. Как тому мертвецу из гроба не вставать, так и у (…имярек) [вреда] не бывать.

✸ На синем море, на лукоморье, на острове, стоит дуб, без сучков, без рожков, без верхушки, без макушки. На том дубу сидит ястреб без когтей, без ногтей, без глаз и без крыл. И как у этого ястреба нет ни когтей, ни ногтей, ни глаз, ни крыл, – так и у (…имярек) [вреда] не было.

Что любопытно, я, чтобы понять общее, потихоньку касаюсь заговорных традиций иных народов, и там я неожиданно натолкнулся на вот такое вот (на армянском материале): “особый интерес представляет группа заговоров, связанных с мировым деревом. Она входит в общий ряд заговоров, посвященных антропоморфному персонажу Дурной глаз, и начинается с инвариантной формулы “Было дерево во Вселенной, не имевшее ни листьев, ни ветвей, ни корней. Сидел на нем орел, не имевший ни головы, ни ног, ни крыльев”. Далее следуют вопросы к дереву или к орлу об их сущности”[3].

Максим Сухарев

02.07.2021

ИСТОЧНИКИ:

[1]. Агапкина Т.А. “Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении: Сюжетика и образ мира.”;
[2]. Кляус В. Л. “Указатель сюжетов и сюжетных ситуаций заговорных текстов восточных и южных славян”;
[3]. Одабашян А.Л. “МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЦЕНТРА МИРА В АРМЯНСКИХ ЗАГОВОРАХ”

*****
Платную подписку на часть материалов пока приостановили.
В 2021 году планируем опять возобновить, но уже в иных объемах материала (и за иные суммы).
*****
Поддержите наш проект!
Ваша поддерржка поможет нам оплатить хостинг и уделять больше времени исследованиям. Даже небольшая сумма будет полезна.

Ваш Email не будет опубликован. Поля "Имя" и "Email" обязательны.