Несмотря на то, что мы, в свое время, приобрели некоторую первоначальную известность прежде всего благодаря своим практическим советам, в последнее время приходится заниматься в основном вопросами теории. Никого это, кстати, не напрягает?
Сегодня у нас – важнейший теоретический вопрос. Центральный (собственно, из данного прилагательного уже должно быть все понятно J) для славянской мифологии и, как следствие, для славянского (ново)язычества. Наивысшая ценность, максимальное Свято. Сами понимаете, это – такой вопрос, который нам никак не обойти.
Так вот, наивысшей сакральной ценностью в славянской мифологии обладает Центр Мира. И это – такой, бесспорный факт. Действительно, вряд ли кто-то будет спорить с утверждением выше. Это даже как-то банально звучит, что ли… Тем не менее отсюда можно сделать некоторые любопытные выводы. Например, в связи с символом современного славянского язычества в целом. Ни любимый родноверами «коловрат» (который, все же понимается ими, в основном как Солнце), ни шестилучевая розетка (с легкой руки Рыбакова известная как «громовое колесо»), которой в последнее время часто заменяют коловрат, не могут, на мой взгляд, претендовать на роль Главного Языческого Символа славян. Просто потому, что они отображают частности, а не Главное. Солнце или, например, то же Небо, разумеется, наполнены для язычника определенным сакральным смыслом, однако Главное в (славянской) мифологии – это все же Центр.
Про один из символов Центра Мироздания мы уже говорили в прошлых месяцах – это перекрещенные круг/квадрат, в разных вариантах (см., для подписчиков – http://novoyazychestvo.ru/krug-krest-i-kvadrat-kak-bazovye-simvoly-chast-2.html). Однако есть и еще один символ Центра, который представляет собою растение/дерево между двух птиц, – т.е. т.н. «трехчастную композицию». Любопытно, что С.В. Алексеев считает именно данное изображение первичным и общеславянским, в отличие от всех прочих вариантов, например, от известных нам сюжетов русской вышивки, где центральное положение занимает, например, женская фигура (богиня?), а двух птиц по ее бокам – заменяют всадники, хищные звери и проч. [1].
Птицы в славянской мифологии символизируют собою Предков (http://novoyazychestvo.ru/kormit-ptic.html), а конкретно в данной трехчастной композиции, если копнуть еще глубже, – мифических Первопредков-Творцов: «…если теперь обратиться к свидетельствам фольклора, то композиция с двумя птицами в значительной степени перекликается с имевшей почти мировое распространение легендой о сотворении мира птицами, сохранившейся частично как в украинских колядках, так и в русских духовных стихах 9.
Две птицы-творцы (в более поздних вариантах — Бог и Сатана) являются здесь предками-демиургами, создающими из первозданного океана все основные элементы Вселенной; после акта творения они удаляются в блаженную страну предков, куда затем уходят за ними и души умерших 80. Творцов не случайно двое. Восходя к тотемическим представлениям родового общества, этот миф в своей основе отражал дуальную организацию экзогамного коллектива, две половины которого тесно взаимосвязаны различными функциями и всегда как бы «стоят лицом друг к другу»81. Таким образом, здесь слиты воедино космогонический и генеалогический мифы. В вариантах легенды птицы прилетают на возвышающееся посреди первозданного океана дерево. Характерно, что дерево существует до акта творения — это, возможно, говорит о понятийном осмыслении его еще до появления более или менее четких представлений о небесных светилах и земле как основных элементах организованного пространства.
Таким образом, исконный смысл образов двух птиц в трехчастной композиции заключается, вероятнее всего, в олицетворении душ предков, в прототипе — мифических первопредков» [2].

польская “выцинанка”

Прялка. 1866 г., Архангельская обл.

древнерусский колт
С данной точки зрения, правильным новоязыческим символом является, например, придуманный Будаем для общины в Балашихе (http://vesemir.blogspot.com/2018/11/blog-post_16.html).
Вообще, разного рода трехчастные композиции были невероятно распространены в древности, разумеется, не только у одних лишь славян. Я думаю, что причина этого в том, что средний элемент композиции буквальным и естественным образом воплощает идею «середины». Центральный, срединный элемент из трех = Центр, здесь все просто и интуитивно понятно.