ЗОРИ. О ЗОРЯХ И ЗВЁЗДАХ

«(…) в конце XIX в. 73-летняя жительница г. Касимова Ксения Илларионовна Сурина перед смертью отказалась от причастия, заявив, что «таинства — вздор», «Христос — не бог, его вовсе не было, он не страдал и не спасался», а бог «есть зарница, утренняя звезда» и «молиться нужно в лесу, в кустарниках, на источниках»».

(Серяков М. Л. Богини славянского мира.)

В нашем сообществе уже был очень неплохой текст от Максима Сухарева о Заре как божестве. Однако я, тем не менее, взялся за написание своего варианта, чтобы получить искомое — максимум фактов, минимум предположений. И начну я с того, что обозначу (вслед за Максимом) главные трудности.

Во-первых, народные верования знают не одну Зарю. В некоторых текстах их две (утренняя и вечерняя):

«Гой еси ты, заря утренняя, и ты, заря вечерняя, пади ты на мою рожь и проч., дабы она росла как лес высока, как дуб толста». [Майков Л. Н. Великорусские заклинания. — С.-Петербург, 1869. Стр. 111.]

Причём обращение в единственном числе («пади ты») вовсе не означает, что произносящий заговор отождествляет утреннюю и вечернюю Зори. Это довольно часто встречающаяся в заговорах особенность. Для сравнения:

«От сглаза. (…) «Благослови, сыра земля (при этих словах нужно прикоснуться ладонью к земле), огонь (зажигается свеча), вода (нужно разбрызгать святую воду) и небо (возжигается ладан), отец и мать на весь благодатный»». [Усольские древности. 2004. Сборник трудов и материалов по традиционной культуре русских Усольского района конца XIX – XX вв. Источник: https://scibook.net/russkiy-folklor/molitvyi-zagovoryi-40954.html]

Хотя в таких случаях возможно и употребление множественного числа:

«Заря-заряница, красная девица, утренняя заря Марья, вечорна заря Дарья, придите и принесите рабу Божьему (имя) сну и спокою». [Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. — М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=432]

В некоторых текстах Зорь больше. Три:

«Утрення заря Марья, вечерня заря Дарья, ночная Мария, придите, возьмите у раба Божия младенца (имя) бессонницу-полуночницу, беспокоицу, дайте рабу Божию (имя) сну и покою, большого угомону с вечерней зари до утренней, с утренней зари до восходу красна солнышка». [Там же.]

Четыре:

«Утренняя заря Дарья, вечорняя заря Марья, дённа заря Мария, ночна — Пелагея! Придите, пожалуйста, принесите, пожалуйста, рабу Божью Ивану сну и спокою с вечера до утра, до красного солнца, до белого дня». [Там же.]

Или даже неопределённое количество:

«Зоры зоряныці! возмить раба Божого N жовтяныці: ранні, и повранні, денны и повденны, вечірні и повечірні, ночныі и повночныі!» [Труды этнографическо-статистической экспедиции в западно-русский край, снаряж. ИРГО. Юго-запад. Отдел. Материалы и исследов., собранные д. чл. П. П. Чубинским. Т. 1: [Верования и суеверия. Загадки и пословицы. Колдовство]. СПб: 1872. Стр. 113.]

Во-вторых, в славянской традиции (как минимум, в восточнославянской) невозможно различить Зори и звёзды.

Полный текст записи доступен только для подписчиков. Введите, пожалуйста, Ваш пароль.

*****
На "серьезные" объемные статьи у нас на сайте открыта ежемесячная подписка.
Условия подписки: 200 р. в месяц. За эти деньги Вы можете выбрать 4 любых статьи из раздела для подписчиков.

Для оплаты доступны:

Сбербанк — 63900218 9004762500;
Яндекс деньги — 410014746801268;
PayPal.
Процедура пока самая простая.
Пишете запрос на подписку на почту (у всех же есть почта?) на miraplastilin@gmail.com,
— вносите оплату, — получаете коды доступа к выбранным Вами статьям.
*****
Напоминаем, что вы также можете подписаться на почтовую рассылку наших новых текстов на любой странице нашего сайта. Просто введите ваш e-mail в форму и нажмите кнопку "Подписаться".

Ваш Email не будет опубликован. Поля "Имя" и "Email" обязательны.