Живые деревья как альтернатива языческим идолам

В принципе, все содержание и вся суть поста должны быть понятны из заголовка.
В действительности, как ни странно, живое ДЕРЕВО практически всегда оказывается НАИЛУЧШИМ ВЫБОРОМ ИЗ ВСЕХ ВОЗМОЖНЫХ (хотя некоторые природные валуны — это тоже Тема, но об этом как-нибудь в другой раз).

Предыстория этого моего умозаключения такова — в начале осени рядом с моим домом один хронический заросший пустырь городские власти неожиданно решили переделать в мини-сквер. Угрюмые узбеки утрамбовали подлесок, проложили везде дорожки и свели их к одной центральной вымощенной плиткой площадке (очень грамотно подобрали место под нее, кстати. одобряю). И все время сохранялась интрига — пока работали над периферией, центр этой мини-площади пустовал. По приколу я представлял (а я художник же) — «как было бы круто, если бы на этом месте взять, да разместить какого-нибудь языческого идола» — пусть не настоящего, а из бетона, — пусть даже чисто как нечто эстетическое скульптурное…
— но реальность оказалась еще круче — в итоге у нас там по центру посадили голубую ель в человеческий рост (см. прикрепленные фото).
Вот тогда-то я и испытал Просветление — помню, я сразу вдруг и всерьез понял, что, каким бы крутым, с эстетической точки зрения, не был бы этот мой идол, — живое дерево, посаженое собственноручно на том же самом месте — все равно НА ПОРЯДОК круче.

Так что, допустим, — вы решили обустроить (ново) языческое капище. Как правило, славянские капища имеют форму круга, со столбом-идолом в центре.
Так вот, вместо того, чтобы устанавливать внутри вашего капища идола — подумайте над тем, чтобы посадить на его месте — в Центре Святилища — живое дерево. Дуб, березу, ель, клен — в принципе, с определенной степенью достоверности можно установить и соответствия определенных пород деревьев конкретным определенным божествам, но не суть..
Суть в том, что Дерево, — это во многом, действительно, наилучший выбор.

Можно с самого начала посадить немаленькое молодое дерево примерно уже с рост человека.
Вероятно, что дерево, как объект культа, будет несколько более вандалоустойчиво, чем вырезанный из него идол, и притом, — оно ничуть не менее сакрально, просто за счет того, что ЖИВОЕ оно.
Дерево — оно ведь живое, и оно будет расти — вверх и вширь, воплощая в своем росте и рост славянского языческого движения (представьте, как все это будет выглядеть лет через 30-40 — для ваших детей и внуков…)
Наконец, дерево, как объект языческого культа, стопроцентно освящено Традицией. Давайте хотя бы тот же СД.ЭС процитирую, чтоли (статья «Дерево» (=Д. в тексте)):

«Превращение дерева в культовый объект заметно и в западнославянских обычаях вешать на деревья, признаваемые местной традицией «святыми» (чаще всего на липу или дуб), образки, резные фигурки святых и молиться под ними.

О культовой роли деревьев свидетельствует и распространенная практика разводить церкви там, где стояли деревья, почитаемые местным населением, и наоборот — отмечать деревом место бывшего здесь прежде храма.

Дерево могло приобретать культовые функции и быть местом совершения разного рода обрядов и при отсутствии храма. Из разных областей слав. мира имеются свидетельства (исторические и фольклорные) о венчании, совершаемом под деревом. В рус. былине о Добрыне и Маринке ее персонажи венчаются «во чистом поле около кустика ракитова» (Гильф. 2:335 — 336); ср. рус. «Венчались вокруг ели, а черти пели» как пример антиповедения; аналогичные серб, рассказы см.: Чаjк.РВБ:82 и др. Вместе с тем, по болг. данным, в Габрово в XIX в., если в селе не было церкви, венчать могли под местным священным деревом или под чердак (т. е. под веткой букового дерева, на которой было сложено сено) (Пир.:404).

Под Д. к. могли также молиться в Сочельник (словен.), исповедоваться дереву (обычно плодовому) (серб.), зажигать свечи и просить об исцелении (серб., хорв., болг.. рус), об избавлении от ночных кошмаров и домогательств ходячего покойника (з.-укр.), об удачной поездке (заонеж., под «дорожным» деревом), высказывать любые просьбы (о здоровье, ниспослании богатства, решении семейных неурядиц) (с.-рус, под можжевельником) и др.
Старые большие деревья, растущие в селах или поблизости от них и почитаемые неприкосновенными, служили местом сбора во время больших празднеств (особенно широко у юж. славян). Здесь водили хороводы и устраивали игры, жгли обрядовые костры, отсюда начинались обрядовые процессии и ритуальные обходы дворов и т. д.
…»

#прикладная_мифология_НЯ

Я, как обычно, высказываюсь радикально, но такова уж моя роль здесь. 😊
В посте не рассмотрен вопрос использования уже выросшего величественного древа, в качестве культового объекта.
Также отмечу, что размещение изображений божеств на дереве — традиционный путь, так что живое дерево — не противоположность идолам; и они вполне себе совмещаются.

#родноверие #неоязычество #новоязычество #язычество

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.