Железный Бык

(предыдущие исследования традиционных описаний образов богов см. по тэгу #Мир_Богов_НЯ)

1. От призору на мл(а)д(ен)ца в очи и от усовной болезни на яйцо говори 3 ж на желток, и тем ч(е)ловека мазат(ь).
Есть гумно железное, есть на том гумне железном стоит бык железной, и роги, и ребра железныи, и копыта железные. Бодет усовы и призоры и лихие глаза на буйные ветры, на холодную северну. Пусть он и щемит, и болит, и кричит, и вопит от сего раба Б(о)жия имярек.
Говор(и) 3 ж.
Русские заговоры из рукописных источников ХVII — первой половины ХIХ в. / Составление, подготовка текстов, статьи и комментарии А. Л. Топоркова. — М.: Издательство «Индрик», 2010. Стр. 111.
Есть гумно железное, на том гумне железном стоит Бык Железный, и рога, и рёбра железные, и копыта железные. Бодает усовы и призоры и лихие глаза на буйные ветры, на холодный север.
2. Есть Океан-море, на пуповине морской лежит Латырь камень, на том Латыре камени стоит булатный дуб, и ветвие и корень булатный, коль тот булатный дуб стоит крепко и плотно, столь бы крепко и плотно стоял белой… ярой… п… жила на женскую похоть, на полое место. Из-под того камени выходит бык пороз, булатны рога и копыта булатные и ходит около дуба булатного, и тот дуб бодет и толкает и не может того дуба сломить и повалить. Сколь тот крепко булатный дуб стоит, и сколько крепко рога у пороза, столь бы крепко стояла ярая п… жила на женскую похоть, на полое место. Из-под того Латыря камени вылетает петух, с ним вылетает тридевять куриц, и он петух на тридевять куриц топчет и скачет пылко и ярко, столь бы (имярек) был пылок и ярок на женскую похоть, на полое место, во веки веков, аминь.
Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4 ч. // Сост. и отв. редактор О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014. Стр. 415.
Есть Океан-море, на пуповине морской лежит Алатырь камень, на том Алатыре камне стоит булатный дуб, и ветви и корень булатные. Из-под того камня выходит Бык пороз, булатные рога и копыта булатные и ходит около дуба булатного, и тот дуб бодает и толкает и не может того дуба сломить и повалить.
3. [От всякой болезни]. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй, нас. Стану я р. б. им. благословясь, пойду перекрестясь из избы в двери, из двери в ворота, в восточную сторону; есть в востоке, в восточной стороне стоит буевой остров; на том буевом острове стоит святое дерево, из толстого святого дерева выходит булатный бык, булатными рогами гору бодет, ногами скребет; и как у этого булатного быка булатные рога крепки не гнутся, и неломятся, и не плющатся, также бы у меня р. Б. и становая жила не гнулась бы и не ломалась, крепко бы стояла, как кол, рог рогом стояла бы, столб столбом, стрела стрелой, копие копьем, ни зад бы, ни перед не ломило, ни щипоты и не ломоты, не в денных часах, и ни в нощных часах, ни в полуденных и полунощных, ни на молоду, ни на исходе месяца, по моему животу до моей смерти, веки по веки и во веки веков аминь. Во имя О. и С. и св. Д. Как гром грянет и молния палит, так бы в руках моих огненное оружие палило и гремело; как не может никто тварь Божию, солнце и луну, гром и молнию постановить, так бы не могли в руках моих огненное оружие постановить.
Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименко. М., 1878. Ч. 2. Народная словесность (Изв. Имп. О-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии; Т. XXX, вып. 2). Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml
П. С. Ефименко ссылается на статью А. П. Щапова (См. загов. извл. из рук. старообр. Ж. М. Н. Пр. 1865 г. № 1, статья Щапова стр. 60. Известен и в Архангельской губернии.). На работу А. П. Щапова (Щапов А. П. Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия (православного и старообрядческого). Приложение I. Заговоры, извлеченные из рукописей старообрядческих// Журнал Министерства народного просвящения. 1863. Ч.117. №1. Отд. IV) ссылаются также Л. Р. Прозоров и Е. А. Калинкина, приводя отрывок из заговора: «Из-под того святаго дерева выходит булатный бык, булатными рогами гору бодает, ногами скребет». (Прозоров Л. Р., Калинкина Е. А. Вещая Русь. Языческие заговоры и арийский обряд. М.: Эксмо, 2012) Похоже, что речь в обоих случаях идёт об одной и той же статье, но в какой-то из ссылок допущена опечатка.
Есть в восточной стороне буевой остров; на том буевом острове стоит святое дерево, из-под того святого дерева выходит Булатный Бык, булатными рогами гору бодает, ногами скребёт.
Озар Ворон и Рысь Беда пишут: «И бык, и дуб – символы Громовержца. Известна старинная загадка, описывающая грозу – «Тур ходит по горам, а турица по долам, тур-то свистнет, а турица-то мигнет». Очевидно, именно Перун, как муж Матери-Земли, считался подателем мужской силы. Является ли здесь бык Его символом, или воплощением – в Ведах Громовержца часто прославляют, как Быка – однозначно сказать трудно. На мысль о Громовержце наводит и заговор от порчи, где железный бык рогами должен прогнать злых духов и колдунов, как это делает в выше упоминавшихся свадебных оберегах «царь вогнян», в котором мы уже опознали Перуна. Православные авторы осуждают погрязших в двоеверии соотечественников, которые «на тых же своих законопротивных соборищах и некоего Тура-сатану… воспоминают». В Киеве до XII века действовала некая Турова божница – в летописи божницей православные храмы не называют, да и название говорит скорее о языческом культе, в ней отправлявшейся. Туром, быком собственно, в тайных языках старой Руси называли сам мужской орган (в частности, когда не желали выразиться совсем уж откровенно-грубо, говорили «ни тура»). Отражалось это и в заговорах: «быть его уду туру, как жилезо, как кость, как бычей рог», «а тур буть прям, как палка, стань, как рог, крепок будь, как жилезо» и пр. Связь быка и мужской силы выражалась даже в святочных игрищах, как описывал их в своей книге «Нечистая, неведомая и крестная сила» С. В. Максимов: «Игра в быка. Парень, наряженный быком, держит в руках под покрывалом большой глиняный горшок с приделанными к нему настоящими рогами быка. Интерес игры состоит в том, чтобы бодать девок, причем бодать так, чтобы было не только больно, но и стыдно. Как водится, девки подымают крик и визг»». (Прозоров Л. Р., Калинкина Е. А. Вещая Русь. Языческие заговоры и арийский обряд. М.: Эксмо, 2012)
Полагаю, стоит также обратить внимание на упоминание грома, молнии и огненного оружия в третьем из приводимых выше текстов — возможно, оно не случайно.
Среди заговоров из сборника Г. Д. Книголюбова есть один, в котором, возможно, тоже говорится о Перуне в его животной ипостаси:
«О т н е с т а н и х и . На море на кияне, на острови на Буяне лежит бел камень, горюч алатырь, на етим камне алатыри стоит дуб, на етим дубу 33 сука, на каждом суку 33 птици с жилезными носами3, с вострыми, прямыми, крепкими ногтями, посреди всех сидит бык, всем быкам бык, у него рок крепок и прям, всем рогам рок. Вы, птици, отдайти свои носы, жилезны ногти, прямыя и вострыя, рабу (имя). Ты, бык, отдай свой рог, всем рогам рог, рабу (имя) на ярость, на похоть, на плоть, на истицания, на востания, на силу, на действие рабу Божию (имя), на всех рабов Божиих, на женской пол, на всю потсиленною и на вись свет, быть его уду туру, как жилезо, как кость, как бычей рог, порчи исчезноти, природы отпасти, болезни уйтити, притки погибнути, нестанихи не бывати, а ему всегда воставати и действовати силнея и пуще стократ прежняго и во веки веков нерушимо». (Рукописи, которых не было: подделки в области славянского фольклора. М.: Ладомир, 2002. Стр. 379-380.)
Здесь важно обозначить два момента:
1. Источник, из которого взят этот заговор — ненадёжен: «(…) текстологический анализ сборника показывает, что при его составлении были использованы не только источники устные и рукописные, но и уже опубликованные к тому времени. В частности, отдельные заговоры были скопированы Г. Д. Книголюбовым с известной книги И. П. Сахарова «Сказания русского народа» (1-е изд. — 1836—1837). Можно также предположить, что некоторые тексты были частично или полностью составлены самим Книголюбовым с использованием реальных формул народных заговоров и церковных молитв, а в другие он вносил дополнения или изменял их по своему усмотрению. Все это побуждает относиться к заговорам Книголюбова с большой осторожностью и уж во всяком случае не видеть в них простую запись фольклора». (Рукописи, которых не было: подделки в области славянского фольклора. М.: Ладомир, 2002. Стр. 353-354.)
2. Бык в заговоре не назван железным (с другой стороны, железо, тем не менее, упоминается в тексте неоднократно). Образ быка в мифологии славян связан не только с Громовержцем, но и с Велесом: «В первую очередь необходимо отметить связь Николы со скотом, что соответствует обычной в древнерусских текстах характеристике Волоса как «скотьего бога» (…) в случае падежа скота давался обет «повеличать Великому Миколе», которому обещали новорожденного бычка, называвшегося миколец; его растили три года, причем для откармливания микольца перед закланием собирали зерно со всей округи. Лучший кусок мяса от этого бычка жертвовали Николе в церковь, остальное съедали всем миром, справляя так называемую микольщину; празднование микольщины было сопряжено с молебном и окроплением скота святой водой (К. Завойко, 1917, с. 9—11; Зеленин, 1914—1916, с. 762; Зеленин, 1928, с. 133; Романов, VIII, с. 189; Чичеров, 1957, с. 77—78)». (Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., Изд-во Моск. ун-та, 1982. Стр. 44-45.) Одним из христианских «заместителей» Велеса, как известно, стал св. Власий, при этом: «Связь Власия со скотом соответствует пониманию Волоса как «скотьего бога» (см. § II 1.2.1 наст, работы). День св. Власия может называться «коровьим праздником» (Даль, I, с. 167), сам святой именуется «коровьим богом» (Е. Марков, 1887, с. 6 ), а коровы или вообще скотина — «Власьевым родом», «Власьевнами» и т. п. (Иванов и Топоров, 1974, с. 58; Сабурова, 1967, с. 41; Громыко, 1975, с. 84; Д. Успенский, 1906, с. 79; Куликовский, 1898, с. 10; Майков, 1869, с- 535—536, No 285; Ефименко, II, с. 168)». (Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., Изд-во Моск. ун-та, 1982. Стр. 128.) «Всем быкам Бык», о котором говорится в этом тексте, может быть также не ипостасью одного из Богов славянского пантеона, а родоначальником, прародителем всех быков: «Среди обитателей мифологического центра (в большинстве случаев это остров Буян) выделяется ряд особых персонажей, представленных в единственном числе, — «прародителей» и глав своих родов, структурно противопоставленных множеству их земных потомков». (Станислав Каменев. Остров Буян: опыт идеалистического толкования. Источник: http://kolohod.narod.ru/rechi/rechi_ostrov_bujan.html)
#Мир_Богов_НЯ #слова_НЯ

Автор — Мирослав Курганский (https://www.facebook.com/uralianheathen)
Оригинал публикации на Фб (https://www.facebook.com/slavonic.neopaganism/posts/6..)

#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #родноверы #РУСЬ #АдекватныеЯзычники

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.