Заря как божество

Заря — свечение неба перед восходом и после заката солнца, вызываемое отражением солнечных лучей от верхних слоёв атмосферы. Время, во время которого на небе появляется заря, в славянской традиции считается одним из самых благоприятных моментов времени для совершения магических действий («Заговоры произносили, как правило, на утренней или вечерней заре, обращаясь утром — к востоку, а вечером — к западу. При этом в заговоре описывался момент, когда уже показалось солнце, но месяц и звезды еще не исчезли и лишь постепенно тускнеют на небе: “Восстану я, (имярек), на заре, на утренней, на восходе солнышка, на закате месяца и на покрытие звезд…”»https://vk.com/wall-67741956_14061).

Если нам нужно провести какой-либо обряд, ритуал, сделать нечто условно «магическое» — то едва ли мы можем найти для этого лучший момент времени, нежели чем на (утренней) заре. Однако в данной статье речь пойдет об ином — о персонифицированной Заре, об образе Зари как божества.

Причем персонифицированная Заря (здесь и далее под Зарей будет пониматься прежде всего утренняя заря, если не оговорено обратное), Заря как божество — это не изобретение новоязычников. В народной культуре Заря явным и бескомпромиссным образом персонифицируется и традиционное обращение «Заря-заряница, красная девица» знакомо даже тем, кто далек от языческой культуры. Поклонение Заре известно нам прежде всего из фольклора (заговоры, песни и сказки). Древние источники о Ней умалчивают (есть, кстати, интересное предположение о том, что «богиня с кольцом/гривной» на одной из граней Збручского идола изображает именно Зарю https://vk.com/wall-67741956_17689), однако весь массив фольклорных данных вместе с данными сравнительной мифологии о божествах зари у различных индоевропейских народов (Эос, Аврора, Аушрине, Ушас и др.) убеждает нас в том, что данный культ существовал и в древнем славянском язычестве.

Этимологически славянское слово «Заря» связывают с др.-рус. зьрѣти «смотреть, видеть» ( «Общеслав. Суф. образование (суф. -j-) от зара, в др.-рус. яз. и др. слав. яз. еще известного. Зара — производное (с перегласовкой ь/а) от zьrěti «видеть». Заря буквально — «то, что позволяет видеть, свет». отсюда). Однако зрение, в свою очередь, само связывается с представлениями об исходящем из глаз свете. Согласно Фасмеру, родственно лит. žarijà, мн. žarýjos «раскаленные уголья», др.-прусск. sari ж. «жар», лит. žarà «заря», žėrė́ti, žėriù «сверкать, блестеть», žėrúoti «тлеть, светиться». В общем я вряд ли ошибусь, если переведу Ее имя как «сияющая, блестящая, сверкающая». что, в общем-то и естественно.

Облик Зари. Заря естественным образом (так как слово женского рода) персонифицируется в виде женщины (хотя, справедливости ради, замечу, что здесь, как и вообще с персонификациями, варианты все же возможны; так в мифологии известны и мужские персонажи, связанные с зарей — ср. балтский Усиньш или (по В.Н. Топорову) русский Усень/Авсень, но это все уже выходит за рамки данной статьи). По крайней мере если для Солнца и Месяца в славянской мифологии возможен как мужской, так и женский род, то Заря — Она всегда женского рода. Устойчивый эпитет Зари — Красная Девица, однако данный статус для Зари — не аксиома. Она может пониматься и как супруга (Солнца в мужском роде) и как Мать (ср. сближение в заговорах Зари с Богородицей): «Для нас интересно такое замечание А.Н.Афанасьева: «В гимнах «Вед» и в мифических сказаниях греков Заря изображается то матерью, то сестрою, то супругою или возлюбленною Солнца. Матерью она представляется потому, что всегда предшествует восходу Солнца, выводит его вслед за собою и таким образом как бы рождает его каждое утро» https://vk.com/wall-67741956_19835. Хотя в пользу молодости Зари говорит восприятие времени ее появления как чего-то ‘раннего’ (ср. «на заре жизни» — о детстве). Думаю, корни восприятия Зари как молодой девушки лежат именно в этом (ср. также непосредственно связанные с Зарей (морав. Krasopani) Венера и Афродита как вечно юные богини любви (то есть, Заря вполне может занимать ту же самую нишу, которую у многих родноверов до сих пор занимала вымышленная Лада).

Кстати, образ Девицы на Острове, который многие связывают с Зарей (из-за влияния заговорной традиции, где на острове Буяне (на камне Алатыре) сидит Красная Девица, отождествляемая с Зарей), на самом деле с Ней не связан. Как убедительно показывают Л.И. Горницкая и М.Ч. Ларионова, в славянской мифологии Девица на Острове — это не правительница, а, в первую очередь, пленница https://vk.com/wall-67741956_8552.

По моему мнению, эпитет Зари «красная» (см. про «красный» как цвет невестыhttps://vk.com/wall-67741956_6627) — это не обязательно указание на красный цвет неба во время зари, хотя данное обстоятельство не могло не учитываться, а, как и в случае с «красным солнышком», — скорее в значении ‘прекрасная, красивая’: «В фольклоре утренняя Заря обычно называется “ясной”, а вечерняя — “темной”. Согласно поверью, солнце к вечеру темнеет от созерцания греховных человеческих деяний, а ночью умывается в море и утром поднимается чистым и ясным. На древнерусских миниатюрах утренняя и вечерняя зори изображались в образах двух женщин — соответственно огненно-красного и зеленого цветов (ср. Вечорку. Зорьку и Полуночку в русской сказке).» https://vk.com/wall-67741956_14061.

Можно выделить три основных модели, связанных с образом Зари:

  1. Заря — единственная богиня (например, в русских сказках — «Солнцева сестрица»);

2. Две сестры-Зари — Утренняя и Вечерняя;

3. Три Зари («В русских и польских заговорах упоминаются три зори: утренняя, полуденная и вечерняя» https://vk.com/wall-67741956_16750). Причем количество «Зорь» может увеличиваться и быть больше трех, что, на мой взгляд, происходит от отождествления зорь со звездами, но об этом ниже).

Причем третья модель, скорее всего, произошла из второй. В.Н. Топоров приводит в этой связи следующие «…данные типологического характера [ср. хотя бы ведийскую пару утренней зари и ночи в их персонифицированном виде как две девицы-сестры usasa-nakta, dual. ‘Ушас и Накта’ или naktosas, dual. ‘Накта и Ушас’, ср.: samano adhva svasror anantas tam anyanya carato devasiste \ na methete na tasthatuh sumeke ndktosasa samanasa virupe. RV I, 113, 3 «Общий путь у двух сестер, бесконечный. По нему странствуют они одна за другой, наученные богом. | Они не ссорятся, не останавливаются, (эти) две хорошо соразмеренные, Ночь и Ушас одного духа, (но) разного вида»; — nana cakrate yamya vapunsi tayor anyad rocate krsnam anyat \ syavi ca yad arusi ca svasaran. RV III, 55, 11 «Сестры-близнецы имеют разные краски: у одной из двух она сверкает, у другой — черная. | Черная и та, что алая, — две сестры». По существу, и прототип известной русской сказки «Зорька, Вечорка и Полуночка» (Афанасьев, № 140) в реконструкции предполагает, видимо, нечто близкое к ведийской ситуации, а именно соотнесение двух сестер (а не братьев!, как в сказке) Зорьки (: Ушас) и Полуночки (: Накта), ср. женск. род этих мужских имен], как и русские народные представления о связи утренней зари с вечерней, более того, об их сродстве, дают основания полагать, что и заговоры в чем-то существенном отражают сходные представления о заре/зоре, ср.: Говорить по три раза на три зори: утреннюю, вечернюю и утреннюю /?/ [№ 27], где повторение представляется логически неправомерным, если только вторую утреннюю зарю не понимать как ночь-полуночь или не видеть в приведенной формуле нечто аналогичное двум ведийским парам Ушас (утренняя заря) & Накта (ночь или вечерняя заря) и Накта (ночь) & Ушас (утренняя заря).»https://vk.com/wall-67741956_3553

В мифологии Заря непосредственно связана с Солнцем. «А.Н.Афанасьев отмечал: две зари есть и среди персонажей сербской мифологии. «По их сказаниям, царь-Солнце живет в солнечном царстве, восседает на златотканом пурпуровом престоле, а подле него стоят две девы — Заря Утренняя и Заря Вечерняя». Подобные представления, по Афанасьеву, свойственны и украинцам, и эстонцам, и другим европейским и азиатским народам. «Заря олицетворялась у славян в образе богини и называлась сестрою Солнца, как это видно из песенного к ней обращения: Заря ль, моя Зоринька, Заря, солнцева сестрица!.. Согласно с наглядным, ежедневно повторяющимся указанием природы, миф знает двух божественных сестер — Зарю Утреннюю и Зарю Вечернюю; одна предшествует восходу солнца, другая провожает его вечером на покой, и обе таким образом постоянно находятся при светлом божестве дня и прислуживают ему. Утренняя Заря выводит на небесный свод его белых коней, а вечерняя принимает их, когда оно, совершив свой дневной поезд, скрывается на западе». https://vk.com/wall-67741956_19835

Заря — и в сказках, и в песнях, и в заговорах — шьет и прядет, но я бы пока не стал делать из этого далеко идущих выводов. По моему, это может быть и простым указанием на типичные женские занятия женского же мифологического персонажа. Однако у Зари есть и иной (притом устойчивый) атрибут — это ключи. «Ключами Зари» в загадках называется роса. «Заря заряница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла, месяц видел, а солнце скрало (роса).» — Словарь В. Даля https://vk.com/wall-67741956_16750. Это связывает Зарю с Водой и требует дальнейшего и самого тщательного осмысления. В то же самое время, Заря, как явление, предшествующее восходу Солнца и началу его пути по небу, связана с мотивом ‘Открывания Врат’ и вообще, мотивом ‘Дороги’: «Вечером солнце играло, добрую дорогу предвещало. Сегодня заря занялась, ключи берет, дверь отмыкает, полог подымает, солнце выпускает, добрую дорогу предвещает» (Минская губ., заговор «На хорошую дорогу». — Кляус, с.194)….»https://vk.com/wall-67741956_13849

Функции Зари. Так как заря считается благоприятным временем для любых магических действий, то в традиции к Ней обращаются, пожалуй, вообще с любыми просьбами. Защита (в том числе и от начальства), расположение людей, помощь, исцеление от самых разнообразных недугов (из-за цветовой гаммы Зари здесь выделяется все, что связано с кровотечением или даже покраснением при воспалительных процессах (например, от глазных болезней (см. про связь заря=зрение выше) — “Заря-зореница, красная девица, возьми глаза красны, а дай мне глаза ясны”. https://vk.com/wall-67741956_16884). К Ней обращаются за красотой, а также (причем очень часто https://vk.com/wall-67741956_17789) за помощью в том, чтобы вызвать чью-нибудь любовь (см. выше про связь Зари с Богиней Любви).

Помимо всего этого, с Зарей связана одна специфическая, присущая Ей, тема. Это — (детская) бессонница. Причем в данном случае это не банальное «доброе начало — Заря побеждает злое — бессонницу». Есть определенные указания на то, что сама Заря — это и есть бессонница: «Иногда в заговорах от детской бессоницы появляется образ ребенка зари, который сближается с образом ребенка, для которого просят у нее сна или которого просят не трогать: «Заря-зареница, красная девица, твоему дитяти гулять хочется, моему дитяти спать хочется»[3], «Заря-зарница, красная девица, у тебя жених (имя), а у меня невеста (имя). Давай их положим спать до белой зари, до красного солнца»[4]… Часто в заговорах образ болезни сближается с образом зари, которую просят избавить от недуга или обменять бессоницу на сон. Отсюда возникают названия бессоницы идентичные названиям зари: заря-заряница, заря красная девица, заря Марья, заря Дарья, заря Катерина и т.п. Недуг награждается отрицательными эпитетами: распроклятая, поганая, вредная,— и эпитетами, связанными со временем,— денная, полуденная, ночная, полуночная т.п…. Бессонница представляется в заговорах в образе девушки или женщины, которая приходит к младенцу и стоит либо у изголовья его кроватки, либо в ногах. Иногда в текстах появляются указания на то, что это молодая красивая женщина… В заговорах чаще всего данный персонаж фигурирует как одиночный. В основном бессонница контактирует с зарей, а иногда даже отождествляется с ней. Человек просит зарю взять бессонницу, унести ее в чистое поле, за синее море, снять, вынуть, отозвать. Иногда из текста можно понять, что болезнь подчиняется заре, может быть ею наслана и, соответственно, отозвана. Также может предлагаться обмен, когда у зари просят сна, покоя, угомона, а заре за это отдают бессонницу….Происхождение болезни из заговоров не совсем ясно: она может быть послана зарей…»https://vk.com/wall-67741956_4506

!!!DYBVFYBT!!! ВНИМАНИЕ.

Если вы — практикуете славянское (ново)язычество, то сказанного — достаточно. А дальше — начинаются уже какие-то заморочки, интересные только тому, кто хочет доковыряться до дна. Зачем? Все равно ведь не доковыряться… В общем, смотрите сами —

Так как Заря — находится в промежуточном положении между днем и ночью, — какие-то ее функции проистекают из связи с первым, какие-то — из связи с вторым. Так, можно заметить, что многие традиционные просьбы к Заре схожи с теми же самыми просьбами, с какими обращаются к Солнцу. Бессонница же — это проявление иной, «ночной» стороны Зари, и это подводит нас к следующему вопросу:

Зори и звезды

Исследуя образ Зари в славянской мифологии, мы неизбежно сталкиваемся с одной проблемой — образ Зари как свечения неба до восхода/после заката солнцапрактически невозможно отделить от образа Утренней/Вечерней звезды — планеты Венера.

В современном сознании эти понятия четко разделены, но разделяет ли их славянская традиция?

Фольклорные материалы как будто бы не позволяют нам ответить на данный вопрос утвердительно. Чего стоит хотя бы наименование звезд — «зори» (ср. укр. зоря́ «звезда, заря», болг. зора́ «утренняя звезда, утренняя заря»). Данная проблема усугубляется при использовании модели множества (три и более) Зорь. Так А. В. Юдин, в своем фундаментальном «Ономастиконе русских заговоров» прямо называет всех заговорных персонажей типа «…Заря Огрофена: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 482; первая Мария, вторая Прасковья, третья Ериса: б. м., Щапов, 58; заря-зарница, красная девица, Крикса, Фокса: б. м., Дерунов, 326; четыре звезды-сестры: Марья, Марфа, Марина, Макрида: Арх. г., Забыл., 311; …; утренняя заря Мария, вечерняя Маремьяния: там же, 388; заря Марья, заря Меремьяния: там же, 313; утренния заря Мария, вячерния Мармеания: Смол. г., Добр., 202; Марья утрена, Настасья вецерня: Олон. г., Мансикка, 194; утренняя заря Марья, вечерняя Анастасия, полуночная Варвария: Волог. о., Черепан., 77; три зори: ..» —ЗВЕЗДАМИ. https://vk.com/wall-67741956_17789. В самом деле, заговоры было принято произносить на границе дня и ночи, а это, в том числе и время исчезновения/появления на небе звезд. В общем, то, что в славянской традиции невероятно трудно, а порою и невозможно разделить звезды и зори — это факт. Остается один вопрос:

Такая слитность и нерасчлененность образов Зари и Звезды в славянской мифологии — это позднейшее смешение двух образов, или, наоборот, архаика?

Признаюсь, в настоящее время у меня нет какого-либо четкого ответа на данный вопрос. Например, А.Л. Топорков придерживается той точки зрения, что в заговорах таки смешиваются «два значения сущ. «заря/зоря»: «заря, световое явление» и «зоря, зорька, утренняя звезда, Венера» https://vk.com/wall-67741956_16674.

Я обратился с просьбой помочь мне разобраться в данном вопросе к известному исследователю традиционной белорусской культуры Дмитрию Скворчевскому, автору исследования «Планета Венера в традиционных белорусских представлениях». Он отделяет «Зарницу»( «Вечерницу») — планету Венера от непосредственно (утренней/вечерней) Зари. Его аргументы (на белорусском материале) таковы:

«Световое явление на небе» и планета Венера имеют свои собственные имена. Заря — Зара, утренняя и вечерняя звезды — Заранка, Зарница, Вечарница и т.п. То есть фольклорные тексты их уже разделяют;
2.Звезды в рядах текстов называются детьми Месяца и Зари;
3. В текстах Зарница и Вечарница часто прямо называются «зорачками», «зораньками» — то есть именно звёздами, а вот восприятие Зари нельзя назвать «звездным» на основании текстов (в белорусских текстах Заря звездой не называется, в отличие от Зарницы, которую напрямую называют звездой, Зарницу уверенно называли звездой. Зарю нет. Такого отождествления не было. Но Зарю сближали с Солнцем. А это значит, что их природу различали.
);
4. Заря в текстах иногда выступает взаимозаменяемой с Зарницей (например в качестве пары Месяца) . Что говорит не только о близости образов, но и о том, что все же это разные образы.

На мой взгляд, все вышеперечисленное несомненно заслуживает самого пристального внимания. Действительно, в образе «Зари» нет ничего «звездного». Как я писал выше, Она связана с Солнцем (например, открывает небесные ворота, выпускает Солнце на небо и т.п.). У «Зарницы» такой связи с Солнцем нет.

«, Зарницу уверенно называли звездой. Зарю нет. Такого отождествления не было. Но Зарю сближали с Солнцем. А это значит, что их природу различали»

Однако, я бы не стал бы, вслед за Дмитрием, утверждать, что Заря (световое явление) «иерархически выше» чем Зарница/Вечерница (планета Венера). Именно планета Венера является участником одного из основных славянских мифов — т.н. «небесной свадьбы»: Солнце хотело выйти замуж за Месяца, но он изменил Ей с Утренней Звездой, из-за чего брак не состоялся. И именно планета Венера, как третье по яркости небесное тело участвует в этом мифе, а не «световое явление на небе», что было бы ни к селу, ни к городу… То есть, смысл в том, что планета Венера — персонаж одного из славянских мифов, равносущий Солнцу и Месяцу, наоборот, должен быть, по иерархии, выше, чем некое «световое явление на небе», чья функция в славянской мифологии, по сути, сводится лишь к прислуживанию Солнцу :-) .

Тем не менее, на стороне Дмитрия вроде бы как и сравнительная мифология и, что более важно, сама природа. Тут наверное, следуя нашей новоязыческойлогике, прежде всего на саму природу стоит смотреть: на время восхода и захода Венеры. И с этих позиций получается, что Венера все-таки предшествует Заре, то есть не равна Ей. Например, у греков, Эосфор (Венера)- это, все-таки, предвестник Зари (Эос). То есть, сначала Венера, потом — Заря. Сначала Заря, потом — Солнце. Наверняка и у славян была здесь какая-то иерархия типа «мать-дочь-…»… Однако это уже начинаются спекуляции. Призову вас все же вернуться в наши рамки. Легко рассуждать о том, что было. Но что касается нашего собственного культа, который не был — когда-то там, но, наоборот, есть — здесь-и-сейчас, — то готов ли я громоздить в моем собственном культе все эти сложные конструкции? Чтобы реально поклоняться, а не просто порассуждать о былом… В общем, вопрос риторический.

На русском материале мы вряд ли сможем отделить Зарю от Зар(е)ницы. В русских заговорах «Заря Зареница» —судя по всему, просто типичный заговорный эпитет, образованный путем редупликации имени, — как «Месяц Месяцович» или «Вихорь Вихоревич». Кроме того, в русской традиции в качестве планеты Венеры фигурирует еще такой персонаж как Денница(использованное затем в русском переводе Библии для имени Люцифер). Вопреки позднему отождествлению с «полуденной» (по аналогии с «полуночной») Зарей, данное Имя отражает глубокую архаику (ср. слав. * dьnь, как архаичное обозначение «рассеянного света», якобы независимого от света солнца (в природе ведь сначала становится светло, и лишь потом, намного позже, восходит солнце) — https://vk.com/wall-67741956_16776). См. также более позднее, по сравнению с этим, имя Утренница (польск. jutrzenka), — как противоположность «Вечернице».

P.S.: Раз уж пошли все эти заморочки (извините, кстати, мне этот мой простонародный слог — это я нарочно же, чтобы за что-то «научное» не принимали мною написанное) с Именами, то давайте вспомним фрагмент из статьи «Вода как божество»: «корень для данного мифологического персонажа — * mor— , связанный со смертью и водой-морем (« корень *mог-, с одной стороны, соотносился с общим именованием водоемов, а с другой — актуализировал мифологему смерти как перехода через водную преграду.»

Так вот, у Зорь тоже есть такое (Ср. «в заговорах к зорям обращались по имени, называя вечернюю Маремьяной, а утреннюю Марией». https://vk.com/wall-67741956_14061 или «земля мать, небо отец, заря Мария, заря Маремьяния (чрезвычайно архаичная формула): Арх. г., Забыл., 378» https://vk.com/wall-67741956_17789), в общем см. у Юдина про Имена Звезд: «Исходя из удельного веса в парадигме различных согласных фонем и учитывая их относительное расположение, можно гипотетически реконструировать архетипическую последовательность согласных: * м … (к/т)р … н/к/с/j, которой соответствует последовательность гласных: * … а/о (…) р и/е … а. Интересна близость воссозданного архетипа к имени женского мифологического персонажа, известного славянским народам под именами, группирующимися «вокруг сходных сочетаний фонем * m…r…(k) и * m…k…r, ср. Маrа, Mo/arena, Markita, Makrina…» (Иванов, Топоров 1983, 156).» https://vk.com/wall-67741956_17789

Есть просто логика у некоторых родноверов типа «Есть некоторые основания предполагать, что Марене посвящали одну из самых ярких звезд небосвода… В русских заговорах часто упоминаются две или три зари (звезды!), утренняя, вечерняя и ночная, имена которых могут быть связаны с Мареной – «Утрена заря Морея, Вечерна Моревяна» (Москвина, № 79, 127), «при утренней звезде Марье, при вечерней – Марианне» (РЗЗ, № 1403), блр. «Ранiшняя зара Марыянна, вэчэрняя зара Марыя» (Замовы 2009, № 472); при том, что обычным для восточных славян названием Венеры являются: Вечерница, Вечерняя зарница/зарничка/заря/звезда, Зареница, Зарица, Зарница, Зарничка, Зарянка, Зорька, Зоря, Утренница, Утренняя заря/звезда (Рут, С. 24). Т.о. заговоры явно говорят о том, что Венера (Заря) сочетается с именем от корня *mar- / *mor-. Поскольку эта звезда имела некоторое воплощение в культе (как светило Иштар, Астарты, Венеры), то уместно данную информация привести в соответствующей главе. ..» — не надо так. Не в упрек лично автору текста, бог его В. с ним, — но, главное, вы сами — не думайте так. Пожалуйста. Это было типичное рассуждение «от имен» — логика типа «Венера называется похоже на имя Марена значит Венера имеет отношение к Марене». А я бы сказал, что раз у «Марены» и у Венеры есть одно из имен, сходное с * mar- — то, возможно, и у той и у этой в основе лежит один общий Образ. В общем, есть смысл именно Образами, а не Именами мыслить.

 Автор — © 2018, Максим Сухарев.

 Иллюстрации — © Максим Сухарев.

Специально для «Славянского новоязычества».

Facebook Comments
Закладка Постоянная ссылка.