Заговор чтобы не заблудиться в лесу

(предыдущие исследования традиционных описаний образов богов см. по тэгу #Мир_Богов_НЯ)

В собрании Л.Н. Майкова есть один весьма интересный заговор, который произносили чтобы не заблудиться в лесу.
Приведу его здесь целиком:
«Встану я (имя рекъ), благословясь, пойду перекрестясь, изъ избы въ двери, изъ воротъ въ вороты, а изъ воротъ въ чистое поле;
поклонюсь на всѣ на четыре стороны и пойду въ густой, темный лѣсъ. Прійду въ середину густаго лѣса, и найду тутъ старца стараго,
какъ лунь сѣдаго; поклонюсь ему низехонько и скажу: «Гой еси, старецъ, какъ лунь сѣдой! Скажи ты мнѣ всю правду-истину, гдѣ
живетъ царь Зміуланъ?» «Поди ты въ правую сторону къ царю Зміулану: что, не дубъ стоитъ, Зміуланъ сидитъ; что не вѣтеръ шумитъ, Зміуланъ говоритъ.» «Гой еси, царь Зміуланъ! Прикажи ты своимъ вѣрнымъ слугамъ меня (имя рекъ) изъ сего лѣса темнаго вывести и направить на путь на дорогу.» Будьте, мои слова, крѣпки и лѣпки, отнынѣ до вѣку. Замокъ въ ротѣ, а ключь въ воду».
Майков Л.Н. Великорусские заклинания. — С.-Петербург, 1869. Стр. 105.
Слова эти (после небольшой обработки) вполне могут пригодиться и современному (ново)язычнику, если только он, конечно, не сидит совсем безвылазно за компом в мегаполисе. Это что касается практики. А теперь несколько слов относительно теории:
1. Обращает на себя внимание почти полное отсутствие в тексте заговора христианских элементов (кроме «перекрестясь» нет вообще ничего, имеющего отношение к христианству). А также — присутствие архаического оборота «гой еси».
2. По своей сути этот заговор — языческая молитва, обращённая к некоему Божеству, скрытому под именем «царя Змиулана». «Старец старый, как лунь седой», находящийся в середине густого леса — это, вероятно, леший. Что же касается царя Змиулана — я полагаю, что речь идёт о Перуне. На это указывает связь Змиулана с дубом и правой стороной; оборот «Что не дуб стоит, Змиулан сидит; что не ветер шумит, Змиулан говорит» заставляет вспомнить о знаменитом оракуле Зевса в Додоне: «Культ дуба (или бога дуба) существовал, по‑видимому, у всех европейских народов арийского происхождения. У греков и италийцев это дерево ассоциировалось с величайшим из богов, Зевсом или Юпитером, божеством неба, дождя и грома. Святилище в Додоне, где поклонялись Зевсу в виде дуба‑оракула, было, возможно, самым древним и наверняка самым знаменитым в Греции. Достойным жилищем для бога, чей голос слышится и в шелесте дубовых листьев, и в грохоте грома, сделали это место грозы, которые, как известно, в Додоне разражаются чаще, чем где‑либо в Европе. Бронзовые гонги вокруг святилища, которые при ветре издавали гудящий звук, были предназначены для подражания грому, чьи раскаты и громыханья часто слышались в ущельях суровых и бесплодных гор, замыкающих мрачную долину». (Дж. Дж. Фрэзер. Золотая ветвь. Источник: http://lib.aldebaran.ru)
Имя Змиулан, по-видимому, указывает на змеевидный облик Божества; в известной сказке «Козьма Скоробогатый» царь Змиулан владеет многочисленными стадами, боится царя Огня и царицы Маланьицы (Молнии) и прячется от них в дупле старого дуба (что соответствует образу Противника Громовержца — Велеса — в «основном мифе», реконструированном В.В. Ивановым и В.Н. Топоровым). Однако в нашем распоряжении есть и сведения, указывающие на то, что Громовержец в мифологии славян также мог принимать облик Змея — эта тема довольно подробно раскрыта в статье Озара Ворона «Перун — Змееборец или?», интересующихся отсылаю к ней: https://history.wikireading.ru/414711
В завершение привожу текст в обработке:
«Встану я, пойду я из избы в двери, из ворот в ворота, а из ворот в чистое поле; поклонюсь на все на четыре стороны и пойду в густой, тёмный лес. Приду в середину густого леса, и найду тут старца старого, как лунь седого; поклонюсь ему низёхонько и скажу: «Здравствуй, старец, как лунь седой! Скажи ты мне всю правду-истину, где живёт Перун Бог?» «Поди ты в правую сторону к Перуну Богу: то не дуб стоит — то Перун сидит; то не ветер шумит — то Перун говорит». «Здравствуй, Перун Бог! Прикажи ты своим верным слугам меня из леса тёмного вывести и направить на путь на дорогу».

#Мир_Богов_НЯ #слова_НЯ

Автор — Мирослав Курганский (https://www.facebook.com/uralianheathen)
Оригинал публикации на Фб (https://www.facebook.com/slavonic.neopaganism/posts/6..)

P.S. На фотографии — марийский священный Дуб, растущий в окрестностях Йошкар-Олы.

#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #родноверы #РУСЬ #АдекватныеЯзычники

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.