Хорс — Громовержец. О сущностном единстве бога Огня и Громовержца. 

Кондрашовъ М.П. Изслѣдованiя въ области индоевропѣйскаго синкрѣтизма.

«Нет разных богов у различных народов. Нет богов чужеземных и греческих, нет богов севера и юга. 

Как солнце, луна, небо, земля и море равно принадлежат всем людям, только называются у разных народов различно, точно так же и единый, всем руководящий разум, единое, руководящее всем провидение имеет у разных народов различное наименование и различно почитается».

 

 

 

Плутарх.

Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет…

Ломоносов М.В.

Фрагмент из статьи:

В главе «Хорс—Солнце мёртвых» сего исследования мной была принята попытка внести ясность в столь существенном и важном вопросе —как славянский бог Хорс, ибо вот уже на протяжении нескольких веков нет удовлетворяющего объяснения природы и сущности данного божества. Единственно в чём согласны между собой большинство исследователи, то —это в иранском происхождении данного теонима, а в остальном данный теоним представляет кантовскую «Ding an sich». Я высоко оценил работу Василева М.А. «Язычество восточных славян накануне крещения Руси», так как содержит исчерпывающий историографический обзор и то, что автор был довольно близок к истине, но не уделил должного внимания Хорсу как громовержцу у тюрко-монгольских народов, которые испытали на себе в I тыс. до н.э. сильное иранское влияние и где Хормуста, Хурмаста—верховное божество (Более подробно на данную тему см. работу Топорова В.Н. «Об иранском влиянии в мифологии народов Сибири и Центральной Азии» (стр.148), а также Абаев В. И. «К вопросу о прародине и древнейших миграциях индоиранских народов» (стр.27) и Дашковский П.К., Культякова Д.В. Влияние иранского религиозного комплекса на мировоззрение Южной Сибири и Центральной Азии в скифскую эпоху (стр.24-37). Поэтому остановимся на этом более детально и тем самым устраним тот пробел, который не устранил Васильев М.А. и его предшественники.
Итак, первые упоминания о Хормусте содержится в бурятском архаичном эпосе «Гэсэр», где он фигурирует в качестве небесного отца эпического героя, а также является главой западных пятидесяти пяти светлых небесных божеств тэнгри, покровительствующих людям:

Был на Западе Хан-Хурмас,
В богатырской красе боевой,
Над властителями главой:
Над пятьюдесятью пятью
Небожителями главой.

А вот момент, когда Хан-Хурмас посещает Срединное царство Сэгэн-Сэбдэга:

Вот, внимая напутствиям дружным,
Хан-Хурмас повернул коня,
И, отраду в душе храня,
Он отправился к подданным южным.
Долгим был его путь иль коротким,
А Хурмасу был он знаком.
(Бурятский эпос-Гэсэр (стр.1-4).

Любопытны материалы, которые приводит Потанин Г.Н. в своём исследовании «Громовник по поверьям южной Сибири и северной Монголии (стр.117): «Монголы къ имени Тэнгри прибавляютъ иногда Хурмусту; они говорятъ, что во время грозы на Лу ѣздит Тэнгри-Хурмусту-ханъ. Что Хурмусту былъ именемъ Громовника, показываютъ нѣкоторые мѣста сказкахъ и былинахъ». В «Аносском сборнике» (Т.37) Никофоров Н.Я. приводит ряд интересных сказок и былин, где фигурирует эпический герой Хормуста. Приведу для большей ясности некоторые примеры. Так, в сказке «Алтын Мизе» (стр.67) читаем: «Пища кандык и сарыгай стала достигать до находящегося на небе кудая. Учь-Курбустан-кудай говорит: «Мною созданный народ (албаты), мною созданный красный червь (кызыл гурт)». В сказке «Мадай Кара» (стр.115): «Девятиглазый золотой чогур был слышен вверху, стоящему Уч-Курбустану, Уч-Курбустан- кудай смотрел в золотой книге (алтын судур)». В сказке «Кан-Таджи, сын Ак-Бока» (стр.138): «Стоящий вверху Уч-Курбустан! Чем нас творить, лучше бы ты не творил! Чем нас родить отцу и матери, лучше бы нам от них не родиться». И, наконец, в сказке «Кан-Тади, сын Ан-Боко (стр.257). Следует уточнить, что часто в тексе, как видно из вышеизложенных фактов, используется теоним Курбустан вместо Хурмуста, однако данное обстоятельство не должно нас смущать и вводить в заблуждение, ибо по законам фонетики иранское х закономерно переходит в тюрко-монголское к. В примечании к «Аносскому сборнику» (стр.218) Потанин Г.Н. даёт ценные наблюдения для понимания архаичного фольклора: «В головах алтайцев хранятся две традиции рядом: одна — шаманская, другая — сказочников или рапсодов, по-алтайски «кайчи». Первая состоит из культовых песен, которые поются шаманами по адресу богов под аккомпанемент бубна и из легенд о шаманских божествах. В состав другой традиции входят сказки о богатырях, распеваемые речитативом под аккомпанемент балалайки». И несколько далее, он продолжает: «Высшее божество, обитающее на небе в двух традициях носит разные имена: в шаманской у алтайцев оно называется Ульгень, в светской традиции певцов — Уч-Курби-Стан/Курбустан. Две традиции различаются и у бурят: в шаманской традиции у них высшее божество, обитающее на небе, называется Эсеге-Малан-тэнгри. В сказках же на его месте стоит Гучин-гурбу — Хормустен-хан; Гучин-гурбу по-монгольски — тридцать три: в алтайском имени высшего небесного божества первый член — уч, тоже в переводе значит три». Точно такое же количество богов упоминается в одном монгольском заклинании, цель которого вернуть блуждающую душу в тело больного: «Зачем ты ушел в область Эрлик-хана? Его отец жестокий, его мать страшная. Не ходи туда, возвращайся назад. Твое тело здесь, твоя родина здесь, твои отец, мать, братья, сестры, жена здесь. Не уходи! Возвращайся! Почему ты ушел? Или ты испугался 33 богов с Хормустой из области Агиниста — тогда возвращайся без промедления» ( Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии (стр.139). В эпосе «Гэсэр» (стр.2):
А среди тридцати и трех
Небожителей-богатырей
Всех важнее и всех смелей
Был могучий Буйдан-Улан.
Весьма показательно то, что аналогичное число божеств во главе с Индрой содержится в «Ригведе» I.34.11:
Сюда, о Насатьи, с трижды одиннадцатью
Богами приезжайте на питье меда, о Ашвины!
Продлите срок жизни! Сотрите (телесные) повреждения!
Отвратите ненависть! Будьте спутниками!

А также в «Ригведе» I.45.2.:

Ведь внемлют почитающему (их)
Прозорливые боги, о Агни!
Привези их (числом) тридцать три,
О ты, обладатель рыжих коней, о жаждущий хвалы.

Необходимо особо отметить и то, что в одном из вариантов алтайского мифа о сотворении мира, Курбустан играет ведущую роль: «Прежде всего, ранее всех богов, появилась вода. Три божества Юч-Курбустан, «прикочевавшие откуда-то сверху», создали двух ангелов —Кудая и Эрлика. Это триединое божество и творит мир в данной версии мифа, но делает это с помощью Эрлика. Тот добыл из воды зерно величиной с ячменное —«зародыш» будущей земли. Сотворив Землю и светила, человека, рыб и животных, Юч-Курбустан разделили между собой все созданное, но вот Эрлику, несмотря на его просьбы, отказали в доле, сказав, что он мало помогал в работе (Сагалаев А.М. Алтай в зеркале мифа (стр. 25). Схожий сюжет приводит Веселовский А.Н.: «Не думалъ-ли ты, что утаишь передо мной землю во рту? И зачѣмъ утаилъ ты ея? Я хотѣлъ сотворить сушь. Выплюни землю. Тотъ человѣкъ принялся выплевывать, отчаго и произошли болотныя кочки. Теперь ты во грѣхѣ, говоритъ ему Господь: ты хотѣлъ сдѣлать мнѣ зло, и народъ, тебѣ подчиненный, будетъ такого-же помысла, а мой народъ будетъ свѣтлыхъ помысловъ: онъ узритъ солнцѣ и свѣтъ, меня назовутъ истиннымъ Курбистаномъ, твое-же имя будетъ Эрликъ» (Веселовский А.Н. Разыскания в области русского духовного стиха Т.XL (стр.19-20).

Предыдущие фрагменты — основа для будущей монографии:
*О традиционной славянской молитвенной позе: https://vk.com/wall-119055965_2865
*О поясе: https://vk.com/wall-119055965_5547
*О мифологической сущности весеннего равноденствия: https://vk.com/wall-119055965_7082
*О ритуальной чистоте: https://vk.com/wall-119055965_8451
* О необычном выносе покойника из жилища. Смерть—рождение.
https://vk.com/wall-119055965_4100
* ХОРС—«СОЛНЦЕ МЕРТВЫХ».
https://vk.com/wall-119055965_5381
* О воплощении души.
https://vk.com/wall-119055965_6403
* «Ангел смерти». Прошлое и настоящее.
https://vk.com/wall-119055965_7805
* Космогонические и генеалогические мотивы в сказке «Царевна-лягушка». https://vk.com/wall-119055965_10733
* О семантике таинственного знака. Природа души и тела.
https://vk.com/wall-119055965_11053
* Меч Громовержца, или битва как жертвоприношение.
https://vk.com/wall-119055965_12143
Если вы заинтересованы в таком труде и хотите помочь скорейшему выходу монографии в свет, пишите — https://vk.com/id211343226

#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #РУСЬ #АдекватныеЯзычники

Михаил Кондрашов

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.