Радуница и Красная Горка на севере Сахалина

P.S.: О праздновании «Радуницы» и «Красной Горки» из Календаря (http://www.krivichi.org/zhrec/slavyanskiy-kalendar.html):
«Время празднования Красной Горки, по нашему мнению, должно быть связано с появлением зелёной травы — явным признаком возрождения Природы.

В этнографии название Красная Горка могло относиться к Фоминой неделе[17], поэтому мы считаем, что языческий весенний праздник возрождения Природы (после христианизации поставленный в зависимость от Пасхи) тоже был многодневным. Мы предлагаем родноверам праздновать Красную Горку в течение недели. Читать полностью

Празднования Новолуния

«Заговор на три молодых месяца»

#Месяц #Огонь #обряд #новолуние #неомения #Сахалин

Запоздало выкладываю фотографию с празднования прошедшего Новолуния. А вместе с ней — мои свежие находки из области славянского лунного культа.
Несколько вариантов традиционных формул, использовавшихся при обращении к Месяцу и отсутствующих в нашем сборнике традиционных языческих молитв: Читать полностью

Первый гром

«Молитва Грому» http://vesemir.blogspot.ru/2016/05/blog-post_15.html

#язычество_в_повседневности_НЯ

полчаса назад услышал первый в этом году гром. Первый (это ключевой момент) гром в году у всех славян является ритуально отмеченным. Причем, по причинам, которые мне еще не ясны, эти ритуальные действия связаны преимущественно со здоровьем спины.

Процитирую, ради краткости, СД.ЭС:
«П е р в ы й г р о м означал первое пробуждение земли, начало нового лета, земледельческого года. При первом Г. исполнялся ряд ритуалов: прислонялись к дереву (чаще всего к дубу) или к деревянной стене, терлись о них спиной, ложились спиной на землю, перекатывались по земле. Все эти действия в Полесье, отчасти в других славянских зонах (зап. Болгария, центр. Македония, Шумадия, вост. Сербия, Прекмурье, Польша) совершались ради того, «чтобы не болела спина».»

Потерся о деревянную дверцу шкафа в гостинице и покатался на полу.

Максим Сухарев

Красная Горка

Выдержка из работы «Годовое Коло славянских святодней: опыт реконструкции»:

«Весенние славянские обряды не имеют жёсткой привязки к конкретным датам — ещё И.М. Снегирёв писал: «Встреча и окликание весны приходятся, смотря по климату и местности, в разное время и делается различным образом».

Что было раньше — яйцо или курица? http://vesemir.blogspot.ru/2013/12/blog-post_12.html

В «народном православии» с весенним временем связаны три основных разновидности обрядовых действ: пение закличек (иначе — веснянок), действия с обрядовым печеньем в виде птиц («жаворонками», «куликами») и с крашеными яйцами (крашенками, писанками). Они приурочены к различным дням церковного календаря, а также к подвижным христианским праздникам.
Обрядовое печенье в форме птиц пекли 17 марта (Герасим-Грачевник), 22 марта (Сороки / Жаворонки), на Русском Севере — 30 марта (Алексей Тёплый), 7 апреля (Благовещение).
Крашеные яйца — атрибут обрядности Пасхи, Красной Горки, Радуницы, Юрьева (Егорьева) Дня (6 мая), Николы Вешнего (22 мая), Троицы. Читать полностью

Весенние славянские обряды

«Весенние славянские обряды не имеют жёсткой привязки к конкретным датам — ещё И.М. Снегирёв писал: «Встреча и окликание весны приходятся, смотря по климату и местности, в разное время и делается различным образом»1.
В «народном православии» с весенним временем связаны три основных разновидности обрядовых действ: пение закличек (иначе — веснянок), действия с обрядовым печеньем в виде птиц («жаворонками», «куликами») и с крашеными яйцами (крашенками, писанками). Они приурочены к различным дням церковного календаря, а также к подвижным христианским праздникам.
Обрядовое печенье в форме птиц пекли 17 марта (Герасим-Грачевник), 22 марта (Сороки / Жаворонки), на Русском Севере — 30 марта (Алексей Тёплый), 7 апреля (Благовещение)2. Читать полностью

О мифологической сущности весеннего равноденствия

Изслѣдованiя въ области индоевропѣйскаго синкрѣтизма.

«Прежде боги и люди, а также Отцы вместе пили во время жертвоприношения: это был их совместный пир. Прежде их можно было видеть, когда они приходили на пир; теперь они все еще в нем участвуют, но уже невидимые».
«Шатапатха-брахмана» III.6.2.26.

О мифологической сущности весеннего равноденствия.

Как известно, под календарём подразумевается система исчисления продолжительных промежутков времени, в основе которой лежит периодичность явлений природы, проявляющаяся особенно отчётливо в движении небесных тел. Читать полностью

Что делать ранней весной

здесь описаны не какие-то конкретные обряды, а, скорее, направления, куда стоит обратить внимание/над чем стоит работать. Не побоюсь этих слов, Образ Жизни. Тем более, не будем забывать, что сейчас — молодой растущий месяц (https://vk.com/wall-119055965_6635), — самое время начинать Новую Жизнь 😊
Процитирую СД.ЭС:

«…Ранневесенний цикл отличает большое количество ритуалов пограничного типа, относящихся к переходному (новогоднему) ритуально-мифологическому комплексу. Он вмещает очистительные, апотропейные и инициальные ритуалы, а также обряды, связанные с темой весеннего пробуждения земли и природы. Читать полностью

Записки, сжигаемые вместе с чучелом Масленицы

Странно, до этого не задумывался, а сегодня пока смотрел обряд, — увидел чрезвычайно много примеров того, как люди суют в чучело, перед его сожжением, свои записки. Некоторые барышни даже через оцепление умудрялись прорываться, перед самым восжиганием огня, чтобы воткнуть свои записки, — настолько для них это было важно. Собственно, из-за этого я и обратил на эту тему внимание. Читать полностью

Общая схема построения календарного обряда (на примере Масленицы)

Так как на носу — Масленица, тема довольно таки актуальная.
Сначала, о наболевшем, — небольшой F.A.Q. на тему «все же Масленица — это христианский праздник или языческий ?» —

в.: НАЗВАНИЕ праздника — христианское или языческое?
о.: Христианское. «Масленица», «Мясопуст» и проч. — явно связано с последующим великим постом;
Читать полностью

О праздновании громниц

Прежде всего, хочу поблагодарить Сергея Михайлова, который своими комментариями к предыдущему посту натолкнул меня на дальнейшие размышления на эту тему.
Как уже было сказано в предшествующем тексте о Велесовых Святках, в нашей реконструкции славянского календаря / http://krivichi.org/zhrec/slavyanskiy-kalendar.html/ мы предлагаем соединить Громницы (реконструируемые из «народно-христианского» Сретения) с Велесовыми Святками (реконструируемыми из «народно-христианского» Власьева Дня). Однако, хотя Сретение достоверно связано со Власьевым Днём (оба праздника воспринимаются как перелом зимы, с обоими праздниками связаны представления о Коровьей Смерти), само название Громниц и ключевой мотив этого праздника — обережные и очистительные обряды с громничной свечой — кажутся чужеродными в рамках Велесовых Святок. Довольно странно выглядит один день, посвящённый Громовержцу, в начале недели, посвящённой Велесу (или непосредственно перед ней). Поэтому я отказываюсь от выдвинутой мной версии в пользу другой, которую изложу чуть позже. Читать полностью

Велесовы святки

Сегодня родноверы отмечают Велесов День (по своему обыкновению — в день святого Власия, используя григорианский календарь вместо юлианского). Полагаю, не лишним будет в этой связи напомнить о наших выкладках, касающихся времени празднования Велесовых Святок.
В предлагаемой нами реконструкции славянского языческого календаря (все цитаты в этом посте взяты из нашей статьи о календаре / http://www.krivichi.org/zhrec/slavyanskiy-kalendar.html /) многодневный праздник в честь Велеса составляет единое целое с Громницами (Громницы приходятся на «межи» (день астрономического новолуния), Велесовы Святки — на неделю после новолуния). Это обусловлено тем, что Сретение и день св. Власия в «народно-христианском» календаре близки по времени и характеру обрядности: Читать полностью

Календарь славянских праздников

Довольно давно уже мной, Будаем и Светозаром Озёрским был предложен к использованию календарь славянских языческих праздников, с которым вы можете ознакомиться здесь:
http://www.krivichi.org/zhrec/slavyanskiy-kalendar.html
Поскольку периодически мне задавали вопросы, касающиеся его использования на практике, я хочу вкратце разъяснить те основные принципы, на которых он построен.
Читать полностью

Обратитесь за деньгами (здоровьем) к молодому месяцу

Практика в общем-то общеизвестна. Однако тут есть одна тонкость, про которую не все знают — чрезвычайно важен момент времени. Понятно, что нам нужен молодой месяц (первые несколько дней, пока он тонкий), но необходимые действия нужно сделать в момент, когда вы ВИДИТЕ НОВЫЙ МЕСЯЦ В ПЕРВЫЙ РАЗ:
Читать полностью

О праздновании новолуний

Завтра, 29.01.2017 — в небе появится молодой месяц:

Академик Н.И. Толстой указывает: «Новолуние у славян отмечалось нередко разжиганием костров или печением особого пирога, девичьим гаданием о будущем, свадьбами, началом новых работ — сева, сажания деревьев, строительства дома и т.п.» (Н.И. Толстой. Славянские верования. Источник: http://www.russianamerica.com/books/frame.php?id=5585) Читать полностью

Предлагаю знать текущую фазу луны

В продолжение поста про стороны света (https://vk.com/wall-119055965_6238), — только там речь шла о пространстве, а здесь — о времени.
А, конкретно, о времени лунном.

Необходимо всегда отдавать себе отчет в том, в какой именно фазе сейчас находится ночное светило.
По большому счету в славянской мифологии этих фаз выделяют всего 4: Читать полностью

Исконная пятидневная неделя у славян

Известная нам семидневная неделя — это позднее романское (римское) влияние. Исконная неделя у славян была пятидневной.

Элементы романской культуры проникали в области славянского пограничья не только на Дунае и Карпатах, но и от сперва романизированных, а потом и христианизированных Римом германцев: например, всякие сорбские «перунданы» вместо общеславянских «чєтвьртъкъ» ‘четверг’ как кальки немецких «Donnerstag»ов, возникших из латинских «дней Юпитера», просто характернейший пример тому. Да и в целом семидневная «астрологическая», – выражающая в своих названиях имена планет-богов халдейской астрономии, – неделя вообще вместо архаичной «малой недели» или пентады – недели пятидневной, исконно существовавшей у праславян и связанной названиями дней своих не с планетами-богами, а с простыми порядковыми славянскими числительными, — это позднейшее романское влияние. Читать полностью

Полдень. Эксперимент

Чувствую, что сейчас мы начали уже слегка отклоняться от цели. Не буду говорить за все «Славянское новоязычество», все таки наш Проект многогранен, но вот та же «прикладная мифология» ©, например, затевалась мною с одной конкретной и ясной целью — показать, что славянская мифология — не «где-то там», но — в нашей повседневной жизни — здесь и сейчас, буквально «на кончиках наших пальцев».
Чтобы вернуться к этой целевой линии, вновь (см. 1 — https://vk.com/wall-119055965_1080 и 2- https://vk.com/wall-119055965_1607 ) исследуем ВРЕМЯ.
Обратимся к такому моменту времени в слав. мифологии как «полдень». Читать полностью

Святочные гадания

Про некую общую схему для всех гаданий мы уже писали (https://vk.com/wall-119055965_3688 ).
Сейчас, в связи с тем, что позавчера начались Святки, есть смысл написать об этом подробнее. Тем более, что святочные гадания — это реальная живая традиция, востребованная (в основном, конечно, среди молодежи) и поныне. Другое дело, что церковнославянские «Святки», из-за неточности Юлианского календаря, ушли аж на 14 дней от своей изначальной даты, связанной с моментом зимнего солнцестояния… 😊 ну да ладно. Читать полностью

Малый домашний обряд на Зимнее Солнцестояние

В качестве вступления — цитата из А.Н. Афанасьева:

«В день, предшествующий Рождественским Святкам, поселяне не вкушают пищи до восхода вечерней звезды, которая появле­нием своим свидетельствует о рождении божественного младенца и тем самым знаменует начало праздника (сравни I, 400). Читать полностью

В преддверии зимнего солнцестояния

Байбурин о том, КАК праздновать.
Относится к зимнему солнцестоянию, новому году и всем подобным праздникам. Поэтому, не важно, когда именно вы считаете нужным праздновать. Описанное ниже — универсальный совет:

«Обрядовая трапеза — менее всего принятие пищи. Скорее, она является идеальной моделью жизни в ее наиболее существенных проявлениях. Одно из условий благополучия семьи — ЦЕЛЬНОСТЬ и ЦЕЛОСТНОСТЬ семьи и хозяйства: скота, урожая. Читать полностью

Приближается Зимний Солнцеворот (21 декабря)

В преддверие Праздника хотим процитировать отрывок из статьи про Календарь, который мы продвигаем, посвященный этому дню:

«В «народно-христианском» месяцеслове языческие обряды и поверья, связанные с празднованием Зимнего Солнцеворота, соотносятся с различными датами. Прежде всего, конечно же, со Святками — периодом времени от кануна Рождества (6 января) до Крещения (19 января). Читать полностью

Осенние Деды (домашний обряд)

1. Время проведения обряда: новолуние или полнолуние после исчезновения зелёной травы и / или листвы, вечер.

2. Обрядовая утварь: свеча, два блюдца / тарелки / чашки (для требы Предкам и для требы домовому), кружка или рюмка (для требы Предкам).

3. Обрядовая пища: блины, кутья, кисель. Читать полностью

Приближается новолуние

Согласно нашему календарю (который, напомним, существенно отличается от принятого в свовременном родноверии, так как, в отличие от него, основан не на христианском месяцеслове, а на природных циклах и знании этнографии), новолуние в начале ноября — это время почитания «Дедов»: Читать полностью

Я познал, что время Домового — это Ночь

Причем это все не только мои личные заморочки, но и этнография как она есть.
Так многочисленные обращения, молитвы к домовому/дворовому хозяину связаны в основном с наступлением ночи:

«В соответствии с существующим обычаем крестьянин, кланяясь на закате солнца по всем четырем углам, произносит: «Хозяин-батюшко и хозяйка-матушка! Простите, не троньте милой скотинушки»»…»Домашнему божеству, как впоследствии и христианским святым, принято было (и особенно на закате солнца) кланяться и «прощаться»,807 т. е. просить прощения за явные и предполагаемые прегрешения, сказавшиеся на благополучии крестьянской семьи.»
https://vk.com/wall-67741956_5694 Читать полностью

О праздновании новолуний

А вот и первый перепост с нашего ресурса на фейсбуке.
Источник — https://www.facebook.com/slavonic.neopaganism/posts/5..

Академик Н.И. Толстой указывает: «Новолуние у славян отмечалось нередко разжиганием костров или печением особого пирога, девичьим гаданием о будущем, свадьбами, началом новых работ — сева, сажания деревьев, строительства дома и т.п.» (Н.И. Толстой. Славянские верования. Источник: http://www.russianamerica.com/books/frame.php?id=5585) Читать полностью

Языческие традиционные практики. для всех и каждого

Следуя, уже установившейся традиции нашей молодой группы, мы предлагаем вам уже проверенный опыт, который сложился у многих, кто много лет изучает и практикует славянское язычество. Опыт, который не только может изменить ваше мышление, вашу картину мира в сторону подлинных, мифопоэтических представлений наших Предков, но и поможет сохранить, бережно передать вашим детям настоящую, живую Традицию предков. В чём же скрыты такие мощные, подлинно действующие практики, которые повсеместно и постоянно применялись нашими ещё прадедами и прабабушками , но абсолютно исчезли из жизни современного человека? Читать полностью

Купальская баня

Городскому язычнику на заметку: Купальская баня (по материалам Соколовой В.К., Зиминой Т.А., Терещенко А.В.)

На Купалу в Архангельской губернии, в Пинежском, Шенкурском уездах, в Плесецком районе; в Вологодской губернии, в Кадниковском, Никольском уездах; в Карелии; в Санкт-Петербурге, в Ленинградской области (Киришский район), в Новгородской губернии, в Подмосковье наряду с купанием в реках, озерах и прудах обязательно парились в бане. Для этого готовили специальные свежие веники:
в некоторых уездах Новгородской губернии (около Старой и Новой Ладоги и Тихвина) использовали траву иван-да-марья; Читать полностью

Использование крапивы на Купалу

Городскому язычнику на заметку: Использование крапивы на Купалу (по материалам Колосовой В.Б.)

Во всем славянском мире крапива — прежде всего оберег от нечистой силы:
— накануне Купалы пучки или венки из крапивы вешали над дверью, на окнах, над воротами, в щелях и других отверстиях;
— перед тем, как искупаться в реке или в любом другом водоёме, сначала бросали в воду крапиву, чтобы уберечься от водяных духов. Читать полностью

Время

Пост №2 из 2х.
Пост №1 — https://vk.com/wall-119055965_1080
В отличие от первого поста, сегодня я буду говорить как раз о магии. Но, чтобы быть понятым, начну не с времени, а с пространства. Ибо магия — есть нечто ВНЕ пространства и времени. Читать полностью

Время

Пост №1 из 2х.

Позвольте мне, чтобы дать вам глубинное понимание ВРЕМЕНИ, сегодня попытаться обойтись, по возможности, вообще без «магии». Потому что когда речь заходит о понимании времени в славянской мифологии, магия почему-то всегда вылазит на передний план. А суть-то вовсе и не в магии, но в самой природе времени, как ее видит славянская Традиция. «Не только обрядовая практика, но и повседневная бытовая и хозяйственная деятельность в традиционном обществе строго регламентирована во Времени «(С.М. Толстая). Читать полностью