О праздновании громниц

Прежде всего, хочу поблагодарить Сергея Михайлова, который своими комментариями к предыдущему посту натолкнул меня на дальнейшие размышления на эту тему.
Как уже было сказано в предшествующем тексте о Велесовых Святках, в нашей реконструкции славянского календаря / http://krivichi.org/zhrec/slavyanskiy-kalendar.html/ мы предлагаем соединить Громницы (реконструируемые из «народно-христианского» Сретения) с Велесовыми Святками (реконструируемыми из «народно-христианского» Власьева Дня). Однако, хотя Сретение достоверно связано со Власьевым Днём (оба праздника воспринимаются как перелом зимы, с обоими праздниками связаны представления о Коровьей Смерти), само название Громниц и ключевой мотив этого праздника — обережные и очистительные обряды с громничной свечой — кажутся чужеродными в рамках Велесовых Святок. Довольно странно выглядит один день, посвящённый Громовержцу, в начале недели, посвящённой Велесу (или непосредственно перед ней). Поэтому я отказываюсь от выдвинутой мной версии в пользу другой, которую изложу чуть позже. Читать полностью

Велесовы святки

Сегодня родноверы отмечают Велесов День (по своему обыкновению — в день святого Власия, используя григорианский календарь вместо юлианского). Полагаю, не лишним будет в этой связи напомнить о наших выкладках, касающихся времени празднования Велесовых Святок.
В предлагаемой нами реконструкции славянского языческого календаря (все цитаты в этом посте взяты из нашей статьи о календаре / http://www.krivichi.org/zhrec/slavyanskiy-kalendar.html /) многодневный праздник в честь Велеса составляет единое целое с Громницами (Громницы приходятся на «межи» (день астрономического новолуния), Велесовы Святки — на неделю после новолуния). Это обусловлено тем, что Сретение и день св. Власия в «народно-христианском» календаре близки по времени и характеру обрядности: Читать полностью

Календарь славянских праздников

Довольно давно уже мной, Будаем и Светозаром Озёрским был предложен к использованию календарь славянских языческих праздников, с которым вы можете ознакомиться здесь:
http://www.krivichi.org/zhrec/slavyanskiy-kalendar.html
Поскольку периодически мне задавали вопросы, касающиеся его использования на практике, я хочу вкратце разъяснить те основные принципы, на которых он построен.
Читать полностью

Святочные гадания

Про некую общую схему для всех гаданий мы уже писали (https://vk.com/wall-119055965_3688 ).
Сейчас, в связи с тем, что позавчера начались Святки, есть смысл написать об этом подробнее. Тем более, что святочные гадания — это реальная живая традиция, востребованная (в основном, конечно, среди молодежи) и поныне. Другое дело, что церковнославянские «Святки», из-за неточности Юлианского календаря, ушли аж на 14 дней от своей изначальной даты, связанной с моментом зимнего солнцестояния… 😊 ну да ладно. Читать полностью

Малый домашний обряд на Зимнее Солнцестояние

В качестве вступления — цитата из А.Н. Афанасьева:

«В день, предшествующий Рождественским Святкам, поселяне не вкушают пищи до восхода вечерней звезды, которая появле­нием своим свидетельствует о рождении божественного младенца и тем самым знаменует начало праздника (сравни I, 400). Читать полностью

В преддверии зимнего солнцестояния

Байбурин о том, КАК праздновать.
Относится к зимнему солнцестоянию, новому году и всем подобным праздникам. Поэтому, не важно, когда именно вы считаете нужным праздновать. Описанное ниже — универсальный совет:

«Обрядовая трапеза — менее всего принятие пищи. Скорее, она является идеальной моделью жизни в ее наиболее существенных проявлениях. Одно из условий благополучия семьи — ЦЕЛЬНОСТЬ и ЦЕЛОСТНОСТЬ семьи и хозяйства: скота, урожая. Читать полностью

Приближается Зимний Солнцеворот (21 декабря)

В преддверие Праздника хотим процитировать отрывок из статьи про Календарь, который мы продвигаем, посвященный этому дню:

«В «народно-христианском» месяцеслове языческие обряды и поверья, связанные с празднованием Зимнего Солнцеворота, соотносятся с различными датами. Прежде всего, конечно же, со Святками — периодом времени от кануна Рождества (6 января) до Крещения (19 января). Читать полностью

Осенние Деды (домашний обряд)

1. Время проведения обряда: новолуние или полнолуние после исчезновения зелёной травы и / или листвы, вечер.

2. Обрядовая утварь: свеча, два блюдца / тарелки / чашки (для требы Предкам и для требы домовому), кружка или рюмка (для требы Предкам).

3. Обрядовая пища: блины, кутья, кисель. Читать полностью

Приближается новолуние

Согласно нашему календарю (который, напомним, существенно отличается от принятого в свовременном родноверии, так как, в отличие от него, основан не на христианском месяцеслове, а на природных циклах и знании этнографии), новолуние в начале ноября — это время почитания «Дедов»: Читать полностью

О праздновании новолуний

А вот и первый перепост с нашего ресурса на фейсбуке.
Источник — https://www.facebook.com/slavonic.neopaganism/posts/5..

Академик Н.И. Толстой указывает: «Новолуние у славян отмечалось нередко разжиганием костров или печением особого пирога, девичьим гаданием о будущем, свадьбами, началом новых работ — сева, сажания деревьев, строительства дома и т.п.» (Н.И. Толстой. Славянские верования. Источник: http://www.russianamerica.com/books/frame.php?id=5585) Читать полностью

Языческие традиционные практики. для всех и каждого

Следуя, уже установившейся традиции нашей молодой группы, мы предлагаем вам уже проверенный опыт, который сложился у многих, кто много лет изучает и практикует славянское язычество. Опыт, который не только может изменить ваше мышление, вашу картину мира в сторону подлинных, мифопоэтических представлений наших Предков, но и поможет сохранить, бережно передать вашим детям настоящую, живую Традицию предков. В чём же скрыты такие мощные, подлинно действующие практики, которые повсеместно и постоянно применялись нашими ещё прадедами и прабабушками , но абсолютно исчезли из жизни современного человека? Читать полностью

Купальская баня

Городскому язычнику на заметку: Купальская баня (по материалам Соколовой В.К., Зиминой Т.А., Терещенко А.В.)

На Купалу в Архангельской губернии, в Пинежском, Шенкурском уездах, в Плесецком районе; в Вологодской губернии, в Кадниковском, Никольском уездах; в Карелии; в Санкт-Петербурге, в Ленинградской области (Киришский район), в Новгородской губернии, в Подмосковье наряду с купанием в реках, озерах и прудах обязательно парились в бане. Для этого готовили специальные свежие веники:
в некоторых уездах Новгородской губернии (около Старой и Новой Ладоги и Тихвина) использовали траву иван-да-марья; Читать полностью

Использование крапивы на Купалу

Городскому язычнику на заметку: Использование крапивы на Купалу (по материалам Колосовой В.Б.)

Во всем славянском мире крапива — прежде всего оберег от нечистой силы:
— накануне Купалы пучки или венки из крапивы вешали над дверью, на окнах, над воротами, в щелях и других отверстиях;
— перед тем, как искупаться в реке или в любом другом водоёме, сначала бросали в воду крапиву, чтобы уберечься от водяных духов. Читать полностью