Вода как божество

В продолжение вчерашней статьи про Огонь как божество.

Вообще предлагаемый мною пантеон «природных» богов строится явным образом попарно, в соответствии с картиной мира славянской мифологии. Солнце-Луна (Месяц), Небо-Земля, Огонь – Вода. Современная научная картина мира называет такие пары «бинарными оппозициями». Мифологическая картина мира описывает членов таких оппозиций через отношения «брат/сестра» и, одновременно (!) «муж/жена» (об этом подробнее в следующем посте). Однако (почему я вчера назвал веру виккан «наивной») – к одной единственной паре все это все же не свести никак, — получается бедная и искусственная картина мира (на славянском материале, например, это пытался сделать В.Н. Топоров — увы, даже его выдающегося интеллекта не хватило, чтобы вытянуть такую нежизнеспособную конструкцию).

Вновь, как и вчера, акцентирую ваше внимание на том, что сегодня речь пойдет не о субстанции, не о самой стихии (ну там, всем известные «живая» и «мертвая» вода и прочая; а в вмсм накоплено много интереснейшего материала о воде как субстанции, вот, например, очень любопытно о проточной воде https://vk.com/wall-67741956_9463).

Эта статья – не о том. Она – о персонифицированной Воде, о Воде как божестве. Не о конкретной жидкости, которую вы можете налить в стакан, а о той Силе, что стоит за ней. Тут, как и в случае с Огнем, все зависит от уровня абстракции. С одной стороны, можно говорить, что не может быть никакого общего, единого для воды божества, а может быть только культ отдельных рек, источников и т.д. (см. про данную точку зрения здесь https://vk.com/wall-67741956_11951). Но, с другой стороны, «Вода едина в разных своих ипостасях. Например, колодец или мельница являются искусственными сооружениями, возведение которых сопровождается строительными жертвами [6. С. 536-537; 8. С. 222; 10. С. 220], но вода в них является частью всей воды мира. Просящие дождя приносят дары подземным водам, влияющим на воды небесные. [11. С. 21].»https://vk.com/wall-67741956_2186. И это правда – практика воздействия на колодцы с целью вызывания дождя указывает нам на то, что единство Воды во всем мироздании все же осознавалось.

В любом случае, то, что Вода (именно Вода, а не конкретный водный объект) персонифицировалась (например, Царица-Водица в заговорах) – это этнографический факт, а не какие-то наши современные заморочки. По аналогии с Огнем, уделим и здесь немного места вопросу Имени. В ритуальных обращениях к Воде упоминается личное имя Воды – «Вода Елена», «Вода Ульяна». У македонцев известна самовила Вела — владычица земных вод https://vk.com/wall-67741956_4935. Все это, в свое время, позволило структуралистам вывести гипотетическое * Vela. Они же (Иванов и Топоров, разумеется) выводили и иной корень для данного мифологического персонажа — * mor- , связанный со смертью и водой-морем (« корень *mог-, с одной стороны, соотносился с общим именованием водоемов, а с другой — актуализировал мифологему смерти как перехода через водную преграду. Исходя из данного положения, и.-е. корень *mог- может быть рассмотрен как синкрета: «вода»+«смерть». Соответственно мифоним Мора, .., может быть реконструирован как «умерщвляющая», а лексема море могла обозначать смерть как локус» https://vk.com/wall-67741956_847). Об этом тоже смотри в следующей статье («огонь-вода» = купальской паре «Иван-да-Марья»).

Ну и древнерусская богиня Мокошь, чье имя связывают с mok – «влага», «влажный», «мокрый» https://vk.com/wall-67741956_989.

Однако, верные своей методологии, мы будем говорить не о гипотетических древних именах, а все же о Воде.

В славянской картине мира Вода устойчиво ассоцииируется с женским началом. Понятно, что тут, как и везде, возможны варианты, — все эти «Водяные хозяева» и «Морские цари» и т.д. (см. также объединение и женского и мужского в одном тексте «Бережок батюшка, водушка матушка, царь водяной и царица водяная с малыми детьми, с приходящими гостями, благословите воды взять не ради хитрости, не ради мудрости, но ради добра и здоровья р.б. …»), но в картине мира славянского язычества первично именно женское. Вода – это женское начало (также как Огонь – мужское), и источник жизни. Связь жизни с водой принадлежит к числу универсалий (ср.: вода как детородная влага, устойчивое выражение мать–земля сырая и прочее). «С водой как влажной витальной субстанцией естественным образом связывались архаические представления о женском начале в природе, о влажной земле, порождающей все живое, об источнике жизни и вместе с тем о земле — могиле, о земле — материнском лоне, но уже как месте исчезновения, о преисподней с ее подземными водами. «Хтонический мир в мифологии — не только стихия смерти, но и порождающее начало»22. По удачной формулировке О. М. Фрейденберг 23, в мифологическом понимании «смерти как чего-то завершенного нет, а есть исчезновение, одновременное появлению» и «отсюда образ смерти как подательницы жизни». https://vk.com/wall-67741956_2

Таким образом Вода ассоциируется со Смертью (ср. «Морена», о чем упомянуто выше). Вспомним про то, что Тот Свет находится за водной преградой (ср. этимологию слова «рай» как «заречный» https://vk.com/wall-67741956_16790), мотив «мертвой воды» связан с преображением человека перед входом в царство Мертвых, обычай погребения в лодке или закладывания в гроб монеты как платы перевозчику и т.д. – в общем, ради краткости изложения разрешите мне опустить многочисленные подтверждения этому.

Вода – это еще и первичная стихия (https://vk.com/wall-67741956_4909). Таким образом, Вода ассоциируется не только с Нижним Миром, но с Первобытным Хаосом («Не случайно момент основания едва ли не каждой деревни осмысляется как акт упорядочения хаоса, определения своего места в мироустройстве. Чтобы вписаться в него, первопоселенцы совершали обряд выбора места для основания деревни или для строительства культового сооружения. Они пускали по воде икону (либо ее языческий эквивалент). Там, куда прибивало волной этот атрибут, и основывали селение или же строили храм2.» https://vk.com/wall-67741956_1847).

Кстати, проблема разделения божеств в политеизме, о которой я говорил, когда писал про Огонь, актуальна и для Воды. Так, в славянской картине мира Ее невероятно трудно отделить от Земли – смотри об этом здесь https://vk.com/wall-67741956_15470. «Земля, …, неразрывно связана со стихией воды, с влагой. «Женское» начало земли выражается в противоположных «небесным» качествах – …, тьме и влажности. … Представления о небе-свете и земле-влаге широко распространены в славянском, и особенно в русском, фольклоре, в частности, в виде формул «батюшка-белый свет» и «Мать-сыра земля»» https://vk.com/wall-67741956_965. С другой стороны, также как и в случае с Огнем, существуют воды земные и воды небесные, поэтому образ Воды смешивается еще, как ни странно, с образом Громовержца, — через Дождь.

В зооморфном коде с Водой связаны, в первую очередь, змеи («Змеи обитали у воды, а эта стихия традиционно ассоциировалась с миром мертвых. Этих пресмыкающихся человек традиционно изображал волнистой линией, точно так же, как он изображал воду. В результате этого у целого ряда народов возникло представление, что умершие предки принимают форму змей. Это поверье было широко распространено на Африканском континенте, а у индоевропейских народов зафиксировано у литовцев, греков и римлян, которые изображали своих ларов одновременно и в человеческом, и в змеином облике. … С другой стороны, археологические раскопки в Новгороде показывают, что головы драконов в этом городе достаточно часто украшают собой ручки ковшей, кровли домов и ритуальные жезлы. Касаясь причин помещения этого символа на сосуды для воды, В.М. Василенко отмечает: «Мы не знаем точно значения змия-дракона, но можем догадываться о том, что оно было положительным, иначе не стали бы держать его в своем доме новгородцы, не стали бы украшать его изображениями предметы своего быта — ковши, сосуды для воды, браги и меда. <…> Изображение змиев-драконов не сразу ушло из быта новгородцев, где они, конечно, были не только украшением, но и своеобразным оберегом: охраняли от зла, способствовали благополучию» https://vk.com/wall-67741956_1288).

К слову символом воды является, что очевидно, волнистая линия (вертикальная волнистая линия означает дождь https://vk.com/wall-67741956_17925 ), а также разнообразные «плетенки» (https://vk.com/wall-67741956_2683), популярные в древности.

Потом (про зооморфный код) это, конечно же, рыбы (https://vk.com/wall-67741956_3550). Далее — лягушки (https://vk.com/wall-67741956_2851) и, как ни странно, пчелы (https://vk.com/wall-67741956_3159).

Цвет воды – синий. Не будем забывать о том, что синий — это изначально «черный, блестящий» (https://vk.com/wall-67741956_847), поэтому с водой (как и с землей) устойчиво ассоциируется черный цвет («Козьма Пражский в «Чешской хронике» XI—XII вв. сообщает об обычае ходить к источникам и удушать черных петухов и черных кур с одновременным призыванием дьявола. Эти ранние свидетельства, отмечающие в том числе связь черного петуха с водной стихией (…У русских был также обычай купать черного петуха в реке или колодце во время холеры, т.к. считалось, что холерой люди заболевают от воды…), подтверждаются и более поздними данными. У русских при постройке мельницы бросали под водяное колесо голову петуха для водяного, прося его давать рыбу. В жертву водяному приносили черного петуха, зарываемого живьем в землю, и держали при водяных мельницах черных петухов и других животных черной масти. У черноморских рыбаков Болгарии резали черного петуха при постройке лодки и при ее освящении.» https://vk.com/wall-67741956_1509).

Если вы будете использовать синий цвет в своем культе, то имейте в виду, что «синий» – это именно темно-синий (сродни черному потому что), что, помимо всего, связывают с иранским влиянием на мифологию славян https://vk.com/wall-67741956_9304.

Впрочем, есть и отдельные факты, позволяющие связать с водной стихией и понятие «белого цвета», но это уже если углубляться…

Кроме того, с Водой связана такая важная в славянской картине мира цветовая характеристика, как «пестрота» (https://vk.com/wall-67741956_16736) — «…в народном творчестве, в разных его жанрах, сохранились представления о персонажах, связанных с водной стихией, своеобразным знаком которой была зримая либо описательная пестрота. Эти персонажи соотносятся с различными зонами мироздания: небесной, земной или подземной, но в мифологии все они так или иначе восходят к пестрому змею (змее) https://vk.com/wall-67741956_2; «…одним из наиболее свойственных рыбе в балто-славянской традиции признаков является пестрота, рябость (возможно, даже на уровне этимологии самого русского слова рыба)» https://vk.com/wall-67741956_3694).

Перейдем к функциям Воды как божества. К тому, зачем нам данное божество в нашей жизни и в каких случаях нам следует обращаться к Ней.

Вода порождает жизнь и воплощает собою смерть, о чем сказано выше. Следовательно, к Воде следует обращаться в поминальных обрядах и в связи скультом Предков , а также в свадебном обряде (ср. дохристианский обычай «умыкания девушек у воды») и в связи с беременностью («Женщине сон о рыбе мог сулить и беременность. Это связано с представлением о душах в облике рыб. Представление о рыбе как душе отражено в сказке о том, как бездетная царица, съев рыбку, рождает ребенка. У некоторых западных славян появление на свет детей объясняли тем, что «водяная мать» вылавливает из глубокого омута их души в виде рыб. Связь рыб с душами умерших, находящимися на том свете, представлена в русской загадке о рыбе: «На том свете живой, а на этом мертвый». Украинцы Буковины представляли царство мертвых как страну блаженных рахманов — наполовину людей, а наполовину рыб. Рыба, увиденная во сне, воспринималась иногда как знак близкой смерти. Не случайно рыба использовалась и в качестве поминального блюда.» https://vk.com/wall-67741956_3703 ).

Тут надо понимать, что представление о Смерти тесным образом связано и с Рождением и Браком (https://vk.com/wall-67741956_6583). В славянской традиции со смертью, и, соответственно, с Водой связаны вообще любые ситуации «перехода» (человек умирает в старом статусе и возрождается – в новом) , поэтому во время любого переходного момента нам стоит обращаться к Воде.

Далее – Вода самым тесным образом связана с понятием «судьбы». В индоевропейской мифологии богини судьбы имеют водную природу: «Эти существа едва дифференцировались от стихии, которой принадлежат. Наделенные всеми силами воды, они, будучи персонифицированными, стали принимать участие в жизни людей19 . В скандинавской мифологии, например, это три норны – «мудрые девы». Они возникли из источника/ключа. Урд, т. е. из «источника судьбы», над которым вечно зеленеет ясень Иггдрасиль – мировое древо и вместе с тем древо судьбы. Омытый его влагой, Иггдрасиль и сам источает росы на долины (Старшая Эдда. Прорицание вёльвы. 19–20). В этих норнах узнаваемы женские божества, определяющие судьбу людей при рождении: «Ночь была в доме,/ норны явились / судьбу предрекать / властителю юному; / судили, что он/ будет прославлен, / лучшим из конунгов / прозван будет. / Так нить судьбы / пряли усердно, / что содрогались / в Бралюнде стены…» (Старшая Эдда: Первая песнь о Хельги… 2–3). .. Аналогами им в германской мифологии служат никсы (Nixe). Выходя из вод, эти женские существа являются к роженицам, помогают в родах и предвещают будущее младенцу. Известна их связь с прядением и полотном как атрибутами сотворения человеческой судьбы»[3])». В связи с этим см. выше про Мокошь (которую связывают с прядением), а также про «плетенки» как символ Воды.

То есть к Воде есть смысл обращаться при гадании, для предсказания судьбы, что, опять же, возвращает нас к связи Воды с миром мертвых, с Предками:

«… вода выступает в качестве границы между настоящим и будущим, она является тем локусом, где в определенный момент времени (сакральное время) возможен диалог на уровне знаковых акций – послание запроса в тот мир и ответ оттуда в этот мир. Ср. «на другом уровне вода представляет собой связующее звено между этим и тем светом: если в мифологических представлениях вода связывает между собой «этот» и «тот» свет, то в обрядах возможен контакт между этим и тем светом, т.е. между живыми и мертвыми через воду [Менцей: 93]. Ср. у М. М. Маковского: значение ‘вода’ соотносится со значением плести’ (’гнуть’); речь идет о мифопоэтическом образе тканья, плетения Вод, образе Воды как сети: ср. и.-е. * uer – «связывать, крутить», но тох. A war ‘вода’; и.-е. * seu – ‘мокрота, сырость’, но и.-е. * seu ‘гнуть, крутить’; и.-е. * ued – ‘связывать, крутить’, но гот. Wato ‘вода’ [Маковский 1996: 77]. Очевидно, в сознании древних потусторонний мир не имел границы между прошлым и будущим, возможно, даже не имел таковых значений. В пространстве того мира время отсутствовало как таковое, но зато оттуда можно было получить известие о том, что будет здесь, в этом мире. Носителями знания в том мире являлись предки, которые и сообщали, очевидно, то, о чем спрашивали живые. Следовательно, в приведенном контексте нашло выражение мифологическое значение ‘ведающая’, или точнее — ‘сакральный локус, где можно получить ответ’.» https://vk.com/wall-67741956_6536

Вода ассоциируется со сном (опять же, смерть = сон; ср. также про видение будущего во сне, что перекликается с темой, поднятой в предыдущем абзаце): «Архетипическая смысловая связь ‘ВОДА — СОН’ обнаруживает себя в таких устойчивых выражениях языка, как «погрузиться в сон», «глубокий сон». Слово «погрузиться» (и др. слова, относящиеся к тематической парадигме <Вода>) сочетается со словами, относящимися к парадигме <Сознание>: «погрузиться в раздумья / в свои мысли»; «поток сознания», «течение мысли» и т. п. Как видим, все то, что связано с сознанием или мышлением, метафорически соотносится с водой». https://vk.com/wall-67741956_11736 ( см. также о лечении бессонницы с помощью воды https://vk.com/wall-67741956_15233).

«Все то, что связано с сознанием или мышлением, метафорически соотносится с водой». Здесь, правда, на передний план выходит «небесная вода», ассоциируемая с Небом и Громовержцем: «… с тучей-мозгом ассоциировалась мыслительная деятельность: «У нас ум-разум самого Христа, Наши помыслы от облац небесныих» (Голубиная книга). Дождь. Логичным выглядит такое положение, что если туча — мозг, то дождь/капли — мысли (- продукт деятельности мозга). Об этом повествует другой вариант «Голубиной книги»:»Ночи темные от дум божиих, Дожди сильные от мыслей божиих» (https://vk.com/wall-67741956_11378).

Ну и, наконец, то, что все знают. Вода, пожалуй сильнее всего прочего связана со здоровьем (см. про лечение водой https://vk.com/wall-67741956_15236): — это и прямое обращение к Воде «Вода-Водица мыла-полоскала пни и коренья, каменья точила, песок серебрила. Так же смой-сполощи с (называется имя) все уроки, прикосы, переполохи — с чёрных бровей, с ясных очей, с ретивого сердца», и известное общеславянское пожелание «»Будь здоров(а), как вода…» — и прочее.

 Автор — © 2018, Максим Сухарев.

Специально для «Славянского новоязычества».

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.