Веснянки

Недавно в нашем паблике здесь, на vk.com (https://vk.com/novoyazychestvo) кто-то высказался в комментариях — https://vk.com/novoyazychestvo?w=wall-119055965_3280_.. — дескать, заговоры от зубной боли и веснянки — это не сакральные тексты. Что ж, традиционные обращения к Месяцу (взятые, по большей части, как раз из заговоров от зубной боли) мы уже публиковали. Теперь будут веснянки.

Говоря словами Максима, то, что мешает видеть сакральные тексты в веснянках и заговорах — это «родновер в нас». Хочется же, чтобы выглядело подревнее и повысокопарнее. :)

Прочитайте внимательно приведённые ниже обращения (и сопровождающие их описания обрядов). Вдумайтесь. Перед нами — откровенно языческий культ, доживший до наших дней в так называемом «народном христианстве». Все необходимые составляющие в наличии. Молитвы. Жертвоприношения. Мифы.

Весна замыкает золотыми ключами зиму и отмыкает лето. Весна растапливает сердце Зимы и поит водой Мать-Землю. Весна даёт людям разнообразные блага, а люди поют в её честь обрядовые песни-молитвы и приносят ей жертвы. Я ничего не выдумал, всё это — в текстах ниже. Это — христианство? Язычество умерло?

Мы не можем с уверенностью утверждать, что культ Весны существовал в дохристианской Руси. Имени Весны нет в дошедших до нас письменных источниках. Может быть, этим именем со временем стали называть какую-то из славянских Богинь. Может быть, культ Весны появился после официального крещения. В своё время Велимир Сперанский справедливо заметил, что язычество — это не только то, что было в X веке. Оно существовало и позже, есть оно и сейчас. Чтобы приобщиться к живому, традиционному русскому язычеству нужно перестать смотреть с презрением на фольклор и этнографию, в том числе — на заговоры от зубной боли и веснянки.

Традиционные обращения к Весне (Как обычно — даётся оригинал, — затем предлагаемая к использованию обработанная версия):
»
19 апреля. Новины.
Поселянки на этот день, отткавши свои холсты, выходят с обетным концом в поле, раскланиваются на все стороны и, обращаясь на восток, говорят: «Вот тебе, матушка-весна,
новая новинка!» После сего расстилают конец холстины по лугу, кладут на него пирог и уходят домой с надеждою, что матушка-весна оденется в новину и за хлеб-соль уродит в изобилии лен и конопли. «

Сахаров И. П. Сказания русского народа / Составитель и отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2013. Т. I. Стр. 634.
____________
Вот тебе, матушка-Весна, новая новинка!
____________
»
В деревне Сосновке (Чистопольского уезда Казанской губер.), когда запоют первые петухи, тогда девушки и парни бегут зачерпнуть воды из речки Вахты, пока ворон не обмакнул в нее крыла, и умываются этой водою. В уездах Буйске и Сольгаличе (Костромской губ.) поселяне погружаются три раза в воду и, кувыркнувшись на земле столько же раз, влезают потом на угол избы и поют песни в честь весны или скачут через плетень огорода, лазают на деревья, вертятся около стогов сена, кувыркаются, катаются по зеленой траве и поют:

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
С радостью, радостью,
С великою милостью:
Уроди лен высокий,
Рожь, овес хороший.

Терещенко А.В. Быт русского народа. Часть V. Источник: http://kolohod.narod.ru/Library.htm
____________
Весна, Весна красная!
Приди, Весна, с радостью.
С радостью, радостью,
С великою милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший.
____________
»
В Буйске, когда не вскрылись еще реки, девушки, схватясь за руки, вертятся около проруби и приговаривают: «Весна, красная весна! Приди, весна, с милостью, с милостью, с великой благостью»; или входят в воду по пояс, плещут водою и, взявшись за руки, говорят: «Вода весенняя, здоровая! Дай и нам здоровья».

Терещенко А.В. Быт русского народа. Часть V. Источник: http://kolohod.narod.ru/Library.htm
____________
Весна, красная Весна!
Приди, Весна, с милостью,
С милостью, с великой благостью.
____________
»
В Тульской губернии закликают весну с фоминой недели. Перед заходом солнца собираются поселяне обоего пола на ближний холм или пригорок, оборачиваются лицом к востоку, читают про себя молитву и потом становятся в хоровод. Избранная запевалыцица, держащая в одной руке хлеб, а в другой красное яйцо, распоряжается хороводом.

Весна-красна!
На чем пришла?
На чем приехала?
На сошечке,
На бороночке.

Терещенко А.В. Быт русского народа. Часть V. Источник: http://kolohod.narod.ru/Library.htm
____________
«Весна-красна!
На чём пришла?
На чём приехала?
На сошечке,
На бороночке.
____________
»
Ой, весна моя,
Ты весняночка!
Из-за темных лесов,
Из-за синих морей
Приходи!
Солнцем, светом озари!

Обрядовая поэзия /Сост., предисл., примеч.,
подгот. текстов В. И. Жекулиной, А. Н. Розова; Худож. Т. М. Чиркова.— М.: Современник, 1989. Стр. 185-186.
____________
Ой, Весна моя,
Ты Весняночка!
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей
Приходи!
Солнцем, светом озари!
____________
»
Весна красная, теплое летечко,
Ай, люли-люли, теплое летечко.
Вот пришла весна, весна красная,
Ай, люли-люли, весна красная.
Принесла весна золоты ключи,
Ай, люли-люли, золоты ключи.
Ты замкни, весна, зиму лютую,
Ай, люли-люли, зиму лютую.
Отомкни, весна, тепло летечко,
Ай, люли-люли, тепло летечко.
Зароди, весна, жито густое,
Ай, люли-люли, жито густое.
Жито густое, колосистое,
Ай, люли-люли, колосистое.
Чтоб было с чего пиво варити,
Ай, люли-люли, пиво варити.
Чтоб было с чего пирогов напечь,
Ай, люли-люли, пирогов напечь.
Пирогов напечь, сынов поженить!
Ай, люли-люли, сынов поженить.

Обрядовая поэзия /Сост., предисл., примеч.,
подгот. текстов В. И. Жекулиной, А. Н. Розова; Худож. Т. М. Чиркова.— М.: Современник, 1989. Стр. 187-188.
____________
»
Весна красная, тёплое Летечко,
Ай, люли-люли, тёплое Летечко.
Вот пришла Весна, Весна красная,
Ай, люли-люли, Весна красная.
Принесла Весна золоты ключи,
Ай, люли-люли, золоты ключи.
Ты замкни, Весна, зиму лютую,
Ай, люли-люли, зиму лютую.
Отомкни, Весна, тёпло летечко,
Ай, люли-люли, тёпло летечко.
Зароди, Весна, жито густое,
Ай, люли-люли, жито густое.
Жито густое, колосистое,
Ай, люли-люли, колосистое.
Чтоб было с чего пиво варить,
Ай, люли-люли, пиво варить.
Чтоб было с чего пирогов напечь,
Ай, люли-люли, пирогов напечь.
Пирогов напечь, сынов поженить!
Ай, люли-люли, сынов поженить.
«Весна, весна,
На чем пришла?» —
«На сохе, на бороне,
На кобыле вороне!»

Ой вы, жаворонки,
Жавороночки!
Летите в поле,
Несите здоровье:
Первое коровье;
Второе овечье;
Третье человечье!

Обрядовая поэзия /Сост., предисл., примеч.,
подгот. текстов В. И. Жекулиной, А. Н. Розова; Худож. Т. М. Чиркова.— М.: Современник, 1989. Стр. 186.
___________

«Весна, Весна,
На чем пришла? —
На сохе, на бороне,
На кобыле вороне!
«Весна красная,
Долгожданная!
Где ж ты долго
Так бродила?»—
«Зимой лютою
Повстречалася,
Растопила ее сердце хладное,
Напоила землю-матушку!»

Обрядовая поэзия /Сост., предисл., примеч.,
подгот. текстов В. И. Жекулиной, А. Н. Розова; Худож. Т. М. Чиркова.— М.: Современник, 1989. Стр. 186.
___________
Весна красная,
Долгожданная!
Где ж ты долго
Так бродила? —
С Зимой лютою
Повстречалася,
Растопила её сердце хладное,
Напоила Землю-матушку!
___________
»
«Ой, весна красна, что ты нам принесла?
Ой, люли, люли, что ты нам принесла?
Что ты нам принесла, чем ты наградила?
Ой люли, люли, чем ты наградила?
Или ярким солнышком, или хорошей погодой?
Ой, люли, люли, хорошей погодой?
Или хорошей погодой, или хорошим здоровьем?
Ой, люли, люли, хорошим здоровьем?»—
«Хорошим здоровьем, да на полный же год
Ой, люли, люли, да на полный же год».

Обрядовая поэзия /Сост., предисл., примеч.,
подгот. текстов В. И. Жекулиной, А. Н. Розова; Худож. Т. М. Чиркова.— М.: Современник, 1989. Стр. 187.
____________
Ой, Весна красна, что ты нам принесла?
Ой, люли, люли, что ты нам принесла?
Что ты нам принесла, чем ты наградила?
Ой люли, люли, чем ты наградила?
Или ярким солнышком, или хорошей погодой?
Ой, люли, люли, хорошей погодой?
Или хорошей погодой, или хорошим здоровьем?
Ой, люли, люли, хорошим здоровьем? —
Хорошим здоровьем, да на полный же год
Ой, люли, люли, да на полный же год.
____________
»
Весна, что ты нам принясла?
Принясла я вам три угодья:
Первое угодьюшко — животинушка в поле,
Другое угодьюшко — с сошкою в поле,
Третье угодье — пчелки на полете,
Да ишшо угодьица — миру на здоровьица!

Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. XIX — начало XX в. — М.: Наука, 1979. Стр. 74
____________
Весна, что ты нам принесла? —
Принесла я вам три угодья:
Первое угодьюшко — животинушка в поле,
Другое угодьюшко — с сошкою в поле,
Третье угодье — пчёлки на полёте,
Да ещё угодьице — миру на здоровьице!
____________
»
Весна, ты, весна, что ты нам принесла?
— Одно угодье — воды половодье,
Другое угодье — соху с бороною,
Третье угодье — с конем вороным.

Агапкина Т.А. Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян. — М.: Издательство «Индрик», 2000. Стр. 51.
_____________
Весна, ты, Весна, что ты нам принесла?
— Одно угодье — воды половодье,
Другое угодье — соху с бороною,
Третье угодье — с конём вороным.
____________
»
В Демянском р-не Новгородской обл. женщины в день Сорока мучеников выходили за околицу с хлебом, клали земной поклон и говорили: «Вот тебе, матушка-весна, ржаного хлебца» [ИРЛИ, колл. 241, п. 1, № 29, л. 13]. Почти так же поступали в начале века и в Пензенской губ.: 1 марта, на Сорок мучеников и на Благовещение некоторые женщины на закате расстилали на проталинках свои холсты первой ткани, клали на них пироги и говорили: «Вот тебе, матушка-весна!». Приношения крестьянок оставались там на всю ночь [Н-лов 1891, с. 187].

Агапкина Т.А. Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян. — М.: Издательство «Индрик», 2000. Стр. 59.
___________
Вот тебе, матушка Весна, ржаного хлебца.

Вот тебе, матушка-Весна!

Автор — Мирослав Курганский (https://www.facebook.com/uralianheathen)

#вещие_слова_НЯ #слова_НЯ

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.