В защиту существования славянской традиции

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Не очень люблю подобную отвлеченную теорию, но ничего не поделаешь. Это — тот вопрос, который воистину уже «назрел». Без попытки ответа на него нам будет сложно двигаться дальше.
Нападки на якобы «несуществующую славянскую традицию» — это один из самых сильных аргументов воинствующих апологетов православия — мол, так как старая славянская языческая традиция прервалась и погибла в средневековье, то ваши утверждения про какую-то «традицию» — абсурд. Реально единственная традиция, которую мы восприняли от предков — это (народное) православие, а ваше — сугубо вымысел есть.
И это реально сильный аргумент, по крайней мере стОящий того, чтобы о нем задуматься.
Вот, кстати, сходная точка зрения с позиций религиоведения от Олегаhttps://vk.com/wall-119055965_4092 (см. также его видеолекцию — https://vk.com/wall-119055965_2361). И с позиций религиоведения такая точка зрения полностью оправдана. Я же хочу, чтобы вы посмотрели на это несколько с иной стороны — с позиции культуры.
Постараюсь быть краток.

Смысл в том, что в культуре «традиция» (в смысле ее границ и ответа на вопрос, где кончается одна традиция и начинается другая) — это все же некое условное понятие. Слишком велико в нас стремление сделать нечто по своему, отличным от соседей способов. По сути, если обратиться к той же этнографии, то мы можем говорить о традициях конкретного села, конкретной семьи (я утрирую, потому что здесь какую-либо твердую точку отсчета найти трудно). Традиции какого-либо района, области, губернии — это уже во многом нечто условное, слишком много различий накапливается на подобном уровне обобщения. «Традиция» применительно к целому народу, например, та же «русская традиция» — это вообще по большей части нечто сконструированное (чем с успехом пользовались разного рода деконструкторы типа мерян, но о них позже). В общем все зависит от того, на чем вы склонны концентрировать свое внимание — на сходствах или на различиях, только и всего. Если вы концентрируйтесь сугубо на различиях, то начинается эта любимая реконструкторская песня «назови какого конкретно племени, какого конкретно века…», если на сходствах, — то возникают такие понятия, как, например «германская традиция» или «кельтская» традиция (где «традиция» является синонимом словосочетания «культурная традиция»).
Разумеется, я клоню к тому, что Славянская Традиция — тоже вполне себе имеет место быть. Также как и ее носители.
С этой точки зрения, являюсь ли я носителем традиций, например, русского севера и или белорусского полесья? НЕТ. Но являюсь ли я носителем СЛАВЯНСКОЙ традиции? ДА.

Тут есть один нюанс, относящийся к проблеме самоопределения, или, как модно сейчас говорить, идентичности, к чему я вообще про мерян вспомнил. .. Ну, собственно, я и не скрывал моего к ним отношения никогда, с самого первого диалога с Андреем, тем более см. с какого тэга начинается данный пост. Меня просто однажды осенило, что ревнители русского народного православия относятся к нам, «славянским новоязычникам» примерно также, как я отношусь к мерянам — как к тем, кто пытается извратить мое настоящее прошлое и создать из него какое-то свое собственное. Я долго думал, есть ли между нами реальная разница, не только на уровне «я — хороший, а он — плохой». Разница все же есть — ибо наши пути, на самом деле, диаметрально противоположны. Так, мы идем от частного к общему, а они — от общего к частному.
Самоопределение не должно основываться на отрицании (ср. «Украина не Россия»). Если вы нарочито пытаетесь выделить свою традицию из иной, то, поверьте, что-то сильно не так с вашим восприятием традиции и вашим самоопределением как ее носителя. Мне вот не приходится специально обращать внимание на то, что славяне — НЕ кельты или там, германцы, это же и так очевидно ))))
Меряне пытаются внутри широкого русского поля огородить забором маленькую делянку и назвать ее «своей», я же хочу называть «своим» как все русское поле, так и все соседние поля. Тоже, своего рода, панславизм..
И вот это, пожалуй самое главное:
Я, считая себя «носителем славянской традиции», не отрицаю того факта, что остаюсь при этом русским, потому что одно вовсе не исключает другого. Написал и вижу — блин, ну что за банальность. Однако сколь много людей забывают о столь простом факте — можно считать себя И славянином И русским — одновременно. Разве нельзя, например, слушать одновременно и рок-музыку и Джима Моррисона? смотреть одновременно и фантастический фильм и «звездные войны»? жить одновременно и в Москве и в Российской Федерации? У того, кому это не понятно, явные проблемы с различением логических уровней..

И еще, возвращаясь к вопросам религии. Славянская Традиция просто не может быть никакой другой, кроме языческой (если брать всех славян, то даже христианство (не говоря уже о делении на православие и католицизм) не является общим, вспомним тех же мусульман-боснийских хорватов). Я говорю здесь об язычестве не как о какой-то определенной конфессии, но скорее, о понимании язычества как той «базовой» религии, подобной стволу, от которого растут все прочие религии-ветви. Именно славянское язычество является базой для всей славянской культурной традиции. Вспомните альтернативное «родноверию» определение, которое, однако не прижилось — «славянство». Рекомендую в связи с этим наш старый пост «Почему наше язычество – славянское, а не русское/польское/и т.д.?» https://vk.com/wall-119055965_3373

В общем все. Можете кидать в меня тапками.

#ОСНОВЫ_ОСНОВ_НЯ #размышления_НЯ

ЗЫ: По мотивам вопроса ЛС.: Мы несомненно основываемся на Традиции. Но является то, что мы делаем — традицией? Блин, да сам вопрос некорректный. Традицией это станет (или не станет) только с точки зрения последующих поколений. Погуглите хотя бы само определение «традиции» в вики.

#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #РУСЬ #АдекватныеЯзычники

Максим Сухарев

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.