В поисках энергии

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ
ОСНОВЫ НАШЕГО БЫТИЯ. спин-офф.

Сегодня — не лингвистическое исследование, в отличие от предыдущих наших попыток использовать для выражения идеи некой «эманации энергии» древнеславянские языковые основы (см. ч.1 — «святость» https://vk.com/wall-119055965_11293 и ч.2 — «спор-, гобино, сила и проч.» — https://vk.com/wall-119055965_11433). Вообще, в следующей, третьей части про «жизненную силу» должно было быть развитие темы «Спор-(а/ы)» про семантику «удвоения». Там и близнечный культ думаем затронуть и двойственное число и вообще — там очень и очень много по настоящему крутых, фундаментальных для славянского язычества идей.
Так что то, что сейчас — есть не прямое продолжение Исследования, но, скорее, — шаг-в-сторону (ну есть такое понятие в кино как «спин-офф» (извините меня за эти чудовищные англицизмы — это всего лишь мой Оберег от разного рода не вполне адекватных славянинов))).
Сегодня речь пойдет, в основном, про обрядовую практику «освящения» в славянской традиции, и — она НАПРЯМУЮ связана с теми темами, что мы пытались раскрыть в предыдущих «лингвистических» частях.
И, пожалуй, самое показательное в этом плане, — то, что поможет вам быстрее всего понять Идею, это —

ОСВЯЩЕНИЕ ЗЕРНОМ

Смотрите, насколько это ПО СУТИ отличается от той же привычной нам модели — где священник/волхв/поп/жрец совершает некие манипуляции над
той же — водой (о! см. кстати https://vk.com/wall-119055965_2667, про воду) — льет через сито, бросает в нее три уголька , машет кадилом, читает над ней молитвы и проч. и проч. И выбранная субстанция (вода) становится «святой» именно за счет произведенных над ней манипуляций.
Вроде все, как надо…
Ну а вот, в противоположность этому, Зерно.
Чтобы оно приобрело способность «освящать», — никому не надо совершать над ним никаких манипуляций. НЕ нужны жрецы, не нужны заклинания, не нужны, по большому счету, никакие ритуалы/обряды (хотя, справедливости ради, ушлые славянские колдуны и здесь находят возможности заморочиться, — например «в люльку бросали … 3[ерно] девяти видов хлеба (луж.). «[1], — но это именно что заморочки уже 😊 ).
Оно (зерно) — Свято Само По Себе. Не за счет того, что над ним кто-то что-то читал, разводил руками и т.д. Просто за счет самой его природы.
За счет силы ‘приумножения, роста, изобилия’, заключенной в нем явным образом. Оно прорастает же в целое растение. Само по себе. За счет своей внутренней природы, не зависящей от того, что мы с ним делаем .
То есть зерно наделено силой «освящать» за счет содержащейся в нем потенции роста (напоминаю, что славянское «жизненная сила» — напрямую завязано на «преумножение/рост» (см., еще раз, предыдущие https://vk.com/wall-119055965_11293 и — https://vk.com/wall-119055965_11433. Они дают нам понимание этой исконной семантики).

Начнем с очевидного. С продуцирующих обрядов.
Ниже — цитата из статьи СДЭС «Зерно» [= «З.»]:
«Вегетативную силу 3. использовали в обрядах осыпания зерном на Рождество, Новый год (о.-слав.): осыпали домашних и дом, пришедших колядовать, поздравлять с Новым годом (сурвокане), полазника, ритуальные предметы (бадняк, подлазничку, сноп). В день Рождества Богородицы (8.IX) при «засевках» перед выходом в поле сеятелей обливали водой и осыпали 3. (пол.). Для того, чтобы оградить молодоженов и новорожденных от порчи и наделить плодородной силой, их осыпали 3. Молодых оставляли на первую ночь в амбаре — хранилище 3. (рязан). Чтобы обеспечить обильный урожай злаковых в новом хозяйстве, перед отъездом в костел жениху насыпали в башмаки хлебные 3. (Великопольша, Болгария). Молодая садилась на мешок с 3., лежавший около очага, чтобы быть богатой и плодовитой (мусульмане Мостара — Босния и Герцеговина); бросала горсть 3. молодому в лицо, а затем гостям (укр. покут.). В горшок с 3. втыкали свадебное деревце (полес). На Украине 3. для свадебного каравая приносили в дом невесты и мололи его на ручной мельнице. Мать «умывала» зерном лицо всем пришедшим на свадьбу (гуцул ).» [1] Тут пока как-бы все понятно — хотим простимулировать Его — ‘приумножение, рост, изобилие’, — используем зерно как Живой Символ всего этого. Симпатическая магия, подобное подобным и проч. Если бы все ограничивалось только этим — не из-за чего было бы и сыр-бор разводить.
Однако зерно использовалось не только ради плодородия, плодовитости и урожайности. Оно становится абстрактно «свято» — во всех ритуальных контекстах (вспомните ту же церковную «святую воду» — для чего она используется). Например, как средство для того же «очищения» или средство защиты:
«В родинных обрядах, кроме символики богатства и чадородия, выступает очистительная функция 3.: повитуха и роженица поочередно сыпали 3. друг другу на руки, «чтобы ребенок был богатым» (укр. Волынь). Закопав плаценту с куском хлеба и монетой под полом, баба сверху посыпала 3. ржи (укр.)

В похоронных обычаях преобладает охранная функция: зерном посыпали покойника, порог дома, дорогу от дома до могилы (в.-слав.), В изголовье покойного стояла свеча, воткнутая в миску с 3. пшеницы (Краснодар.)

3. наделялось функцией защиты от нечистой силы, болезней, от сор­няков. Хозяйка разбрасывала 3. пшеницы по углам комнаты, говоря: «Как эта пшени­ца не пристает к стене, так пусть никакая болезнь не пристанет ни к нашим овцам, ни к другой скотине» (гуцул…). Освященную в Сочельник пшеницу за­капывали под порогом дома для защиты от злого духа.»[1]

То есть, смотрите, — зерно считается «святым» за счет заключенного в нем «роста». И этот «рост», эта «святость» может вас и защищать и оберегать и наделять силой.
Попробуем посмотреть с этой стороны и на некоторые иные вещи.
Например,

СОЛЬ

Принято думать, что соль является апотропеем за счет своих консервирующих свойств, однако, если задуматься… В общем, соль, помимо всего прочего, обладает той же самой семантикой, что и зерно. Это особенно ярко проявляется в свадебной обрядности:
«В свадебном обряде при обручении старший сват, прежде чем надеть кольца молодым, помешивал ими Соль, стоявшую на хлебе (в.-серб.); мать невесты давала ей перед отходом на венчание мешочек с Солью и пеплом; постель новобрачных кропили водой и солили (в.-словац.).» [2] А вот, пусть и не конкретно на славянском, а на общеевропейском материале, но очень характерно:
«Соль, напоминает Джонс, часто ассоциировалась с плодородием… Корабли, перевозившие соль, обычно кишели мышами, и на протяжении столетий считалось, что мыши могут размножаться без полового акта: им достаточно немного побыть в соли.
Римляне, замечает Джонс, называли влюбленного человека salax— соленый (отсюда происходит английское слово salacious — сладострастный). В Пиренеях жених и невеста, чтобы не остаться бездетными, приходили венчаться с солью в левом кармане.» 2[] Про очистительные и защитные св-ва соли, думаю, говорить излишне. Это общеизвестно. Я не буду утверждать, что все представления о соли вызваны той же семантикой, что и зерна, но что-то такое тут несомненно присутствует.
Далее —

КРОВЬ

Ну тут тоже самое, что, впрочем, не удивительно:
«…фольклорные мотивы о крови растений и произрастании деревьев и цветов из К[рови] убитых людей… Базилик вырос из крови распятого Христа (рус.) или оклеветанной девушки (серб.); пион — из крови юнаков, погибших в Косовской битве (серб.).

К[ровь] жертвенных животных ис­пользовалась в обрядах для увеличения пло­дородия земли и скота, наделения людей здоровьем, защиты от несчастий и сглаза, для вызывания дождя. К. животного, заре­занного в Сочельник, выливали на порог дома или хлева, смешивали с солью, зерном,
отрубями и давали скоту для плодовитости (серб.); выливали на землю, чтобы к членам семьи не приступило никакое зло, например демоны караконджалы (болг., Сливенско, Разградско); палку, смоченную кровью рож­дественской свиньи, бросали в очаг; этой К. обмазывали тушу свиньи на рожне, чтобы домочадцы были такими же «полнокров­ными» (Косово). 20.1 в Петловден (болг.), Петъовден (серб.) режут петуха, кровью которого обмазывают ворота, обрызгивают хозяйственные постройки и лица детей ради их здоровья.» [1]

ЯЙЦО

Как животный аналог зерна:
«…Символика возобновления жизни и воскрешения, приписываемая Яйцу, определила использование его в погребально-поминальных обрядах: Яйцо вкладывали в руки умершему, клали в гроб, бросали в могилу, закапывали в землю. Эта же семантика способствовала включению ритуалов с Яйцом в христианский пасхальный цикл (…). Окрашенные и освященные в церкви Яйца служили главной ритуальной пищей, кроме того, использовались в качестве оберега: их клали в семенное зерно, в первую борозду; подбрасывали вверх при посеве льна; разбрасывали скорлупу по полю; при выгоне скота катали Яйцо по хребту коров и быков; обносили Яйцо вокруг горящего дома, чтобы огонь не распространялся далее.»[3] Про археологические находки глиняных яиц см. https://vk.com/wall-67741956_14011.

НЕКОТОРЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ОБОБЩЕНИЯ

Особой силой обладает то, что наделено семантикой «преумножения/роста».
То, в чем есть это «преумножение/рост» способно наделять Силой, очищать и оберегать от всякого зла. Думаю, это уже понятно.

Но тут есть еще кое что. Все вышеописанные субстанции активно используются в практике жертвоприношения:
«Чтобы избавиться от «лихорадок» , бросали им горсть хлебных 3[ерен] в воду, повернувшись к реке задом (курск.)… 3[ерно] приносили в жертву сверхъестественным существам и духам предков, чтобы обеспечить плодородие». [1] «Соль жертвовали стихиям: бросали в огонь, в воду, в колодец (з.-слав.)». [3] Про кровь говорить излишне, жертвы духам-хозяевам (домовым, лешим и проч.) в виде яйца также общеизвестны.
Возможно, есть еще один смысловой пласт у жертвоприношения, помимо этого простого «ешь и пей».
Зерно, кровь, соль, яйцо — все то, что воплощает в себе жизненную силу (воплощаемую в идее «роста»)
Мы делимся с богами (этимологически — «теми, кто делит») долей от жизненной силы, от той силы, которой они наделяют нас.
Чрезвычайно глубоко.

[1] Славянские древности: Этнолингвистический словарь.
[2] Марк Курлански «Всеобщая история соли».
[3] Славянская мифология : энциклопедический словарь.

#ОСНОВЫ_ОСНОВ_НЯ #размышления_НЯ

P.S.: Кто может помочь делу возрождения славянского язычества — нам нужен РАСПОЗНАННЫЙ 5й том СДЭС. Есть у вас? Те же статьи «соль» и «яйцо» — как раз там. Поделитесь распознанным текстом 5го тома — и вы СИЛЬНО нам поможете.

#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #РУСЬ #АдекватныеЯзычники

Максим Сухарев

Facebook Comments
Закладка Постоянная ссылка.