Универсальные схемы построения ритуала

При составлении своих собственных ритуалов предлагаю использовать модель, изложенную Байбуриным в его гениальном труде, который я буду цитировать ниже ( Альберт Кашфуллович Байбурин «Ритуал: свое и чужое»//Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л.: 1990).
Модель целиком основана на идее противопоставления «свой»/»чужой» и на понятии границы между этими сферами. «Свое» — это семья, община, дом, квартира, город, в более общем смысле вообще все человеческое. «Чужое» — соответственно то, что лежит за пределами «своего». Это сфера дикой природы, потусторонних существ, демонов, богов и предков. Это — источник всех благ, процветания и достатка в сфере «своего». «Чужое» определяет наш мир как причина определяет следствие.
Ключевая роль во взаимодействии двух этих сфер принадлежит Границе между ними.
Процитирую автора:
«…
Чужое начинается там. где кончается свое, и эта граница путешествует вместе с человеком. …
Вообще нужно сказать, что, с точки зрения традиционно ориентированного человека, мир насыщен потенциальными границами. каждая из которых в любую минуту может стать основной границей между своим и чужим. Наряду с естественными рубежами (кромка освоенного человеком поля или берег реки) существуют искусственные, проведенные им самим границы …
Их символическая двойственность обусловлена как тем, что они подобно всем маргинальным объектам принадлежат сразу двум мирам, так и тем, что они призваны и запирать границу, и открывать ее в случае необходимости, т. е. быть одновременно запором и каналом связи между двумя мирами в зависимости от типа ритуала.
Итак, интенсивное общение между людьми и представителями чужого мира возможно благодаря наличию многих каналов связи. В качестве таковых расценивались все перечисленные выше объекты,
являвшиеся одновременно и границами, и связующими звеньями.
…»

Далее Байбурин выделяет три основных схемы проведения ритуала:

«Для урегулирования более серьезных нарушений, вызванных проникновением чужого в свой мир (например, эпизоотия, засуха или смерть человека), необходимо исполнение ритуала, основными операциями которого были:

1) обнаружение и изоляция чужого (например, “коровьей смерти” при эпизоотиях);
2) уничтожение (выпроваживание за пределы своего мира);
3) восстановление, обновление границы между своим и чужим;
4) очистительные процедуры.

Иную структуру имеют регулярные ритуалы “профилактического” характера. Как правило, они состоят из следующих звеньев:

1) призывание представителя чужого мира (ср. приглашение родителей в поминальной обрядности; призывание Мороза, Солнца, Весны, птиц в календарных ритуалах);
2) угощение, т. е. перераспределение благ и ценностей;
3) выпроваживание “гостей”;
4) восстановление границы.

По этой же схеме решается нарушение, вызванное недостачей в своем мире тех благ, которые обычно поступали из сферы чужого в процессе универсального обмена.
Ритуалы этого типа (например, строительство, изготовление гончарных изделий, выковывание предметов из металла и др.) предполагали не просто взаимодействие специалиста с той или иной сферой
чужого, но вторжение в эту сферу либо с целью ее освоения (как в ритуале строительства), либо для добывания тех ценностей, которые ей принадлежат (металлы, глина, дерево и другие материалы).
Структура таких ритуалов характеризуется наличием следующих этапов:

1) определение времени и места совершения ритуала;
2) путь субъекта из своего в чужое, преодоление границ;
3) добыча искомого объекта (в обмен на ценности, принадлежащие человеку);
4) возвращение с добычей и восстановление границы между своим и чужим.

Подобный тип структуры присущ не только “производственным” ритуалам. Принципиально сходная модель реализуется в шаманском камлании 21 и любом другом ритуале, ориентированном на активное
вмешательство человека в сферу природы (ср., например, охотничьи, промысловые н другие ритуалы). Более того, по этой же схеме разворачивается, например, “мужской текст» свадебного обряда в
вирилокальном варианте 22.
«

Соответственно, наша задача — определить свою текущую жизненную ситуацию и понять, что именно у нас происходит:
а) Нарушение, вызванное вторжением «чужого» в наш мир — травмы, поломки, несчастные случаи и прочие неприятности, приходящие извне (переизбыток чужого);
б) Нехватка благ и дефицит ресурсов (недостача чужого);
в) ничего не происходит, и хотелось бы, чтобы так было и впредь.

При переизбытке чужого следует руководствоваться схемой №1 по Байбурину, при недостаче — схемой №3, при отсутствии значимых проблем — «профилактической» схемой №2.

Конкретное наполнение этих схем зависит от нашей индивидуальной ситуации. Отмечу, что тут открывается простор для собственного творчества. Эти схемы — скорее удочка, которая поможет вам поймать рыбу, если вы голодны, чем сама рыба.

#прикладная_мифология_НЯ, #обряды_НЯ, #ОСНОВЫ_ОСНОВ_НЯ

Максим Сухарев

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.