Традиционные тексты о Громовнике

(предыдущие исследования традиционных описаний образов богов см. по тэгу #Мир_Богов_НЯ)

Пока готовится очередной пост — ещё несколько традиционных текстов о Громовнике:

1. По святому мору Окияну ездил святыи Илья, а несет человеческия кости во рте, а посылает скалы на небеса, а лихую порчю и студеное железо в землю. По святому же морю Окияну летаеть черной ворон, а несеть человеческия кости в роте, а посылаеть скалы на небеса, а лихую порчю и студеное железо в землю и подь каменую гору и во веки веком. Аминь, аминь, аминь.
Отреченное чтение в России XVII-XVIII веков / Отв. редакторы А. Л. Топорков, А. А. Турилов. — М.: Индрик, 2002. Стр. 212.
По святому морю Океану едет Перун, наш Бог, и несёт человеческие кости во рту, и посылает скалы на небеса, а лихую порчу и студёное железо в землю.
2. Заклянается Пресвятой Царь. Сойди, Господи, с небес, святого Илью Пророка на огненной колеснице громой, и страхом, и стрелою громи, чтоб жгло и палило подстрекшего на мою поскотину злых, лютых зверей — медведей и медведиц. Из моей поскотины, посеку моего стада коровьего, бычьего стада казался бы мой скот при лесе — лесом, при болоте — болотом, при воде — водой, при горе — горой, при камне — камнем, при дороге — дорогой во веки веков. Аминь.
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. — М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml
Сойди, Бог Перун, с небес на огненной колеснице громной, и страхом и стрелою громи, жги и пали напустившего на пастбище моё злых, лютых зверей — медведей и медведиц.
3. И заключаю: «О, Пресвятый царь Господи, пошли с небес Святого Пророка Илию на огненной колеснице с громом и молниею и огненной стрелою, чтобы жгло и палило из моей поскотины и осеку вышеупомянутого стада коровья: коров, быков, нетелей и подтелков разной шерсти, — всяких разношерстных зверей, чтоб им казалось мое милое стадо при лесе лесом, при горе — горой, при камне — камнем, при воде — водой, при траве — травой, при дороге — дорогой, при колоде — колодой век по веку».
Русские заговоры Карелии / Составитель Т. С. Курец. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2000. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml
Перун Бог, сойди с небес на огненной колеснице с громом и молнией, и огненной стрелой, жги и пали, и прочь гони от моего пастбища всяких разношёрстных зверей.
4. Как при входе полажайника, так и при внесении Карачуна осыпают избу зерновым хлебом. Этот обычай сохранился и во многих местах России и Малороссии, где на Новый год мальчики с мешками пшеницы или ячменя ходят по избам и при входе в хату кланяются хозяину и осыпают пол зернами с приговоркою: «На счастье, на здоровье, на новое лито; роди, Боже, житу пшеницю и всякую пашницю»; или:
Ходит Илья
На Василья
Носит пугу
Житяную.
Де замахне,
Жито росте.
Житу пшеницю,
Всяку пашницю.
У поле ядро,
А в доме добро.
Мифы славянского язычества / Д. О. Шеппинг. — Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА, 2008. Стр. 169-170.
Практически тот же зачин содержится в тексте черниговских переселенцев: «Ходит Илья На Василия, / Носит пугу плетяную, / Дретяную, / Иде пугой махне, / Там жито росте, / В поле ядро, / А в доме добро» (М. И. Панюшкина, 1914 г.р., белорус., с. Петропавловка, Маслянинский р-н, Новосибирская обл.)
Г. В. Любимова. «Хлопцы-засевальщики» и «девки-щёдры»: к вопросу о соотношении мужского и женского колядования в фольклоре российских переселенцев Сибири. Источник: http://sati.archaeology.nsc.ru/Home/pub/Data/
Ходит Перун
На Коляду
Носит пугу
Житяную.
Где пугой взмахнёт,
Там жито растёт,
Во поле ядро,
А в доме добро.

#Мир_Богов_НЯ #слова_НЯ

Автор — Мирослав Курганский (https://www.facebook.com/uralianheathen)
Оригинал публикации на Фб (https://www.facebook.com/slavonic.neopaganism/posts/6..)

#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #родноверы #РУСЬ #АдекватныеЯзычники

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.