Традиционные обращения к Яриле

Как известно, одним из важнейших источников для восстановления славянских представлений о Яриле, является образ христианского святого Юрия, вобравший в себя много откровенно языческих черт. Потому и приводимые ниже обращения к Яриле — это дехристианизированные обращения к святому Юрию.

Нужно сказать, что мы не знаем в точности, кем был Ярило в мифологии наших Предков. Есть несколько версий:

1. Ярило — самостоятельное Божество плодородия и весны (но не Бог солнца).
2. Ярило — Бог солнца (и весеннего плодородия).
3. Ярило — одно из имён / ипостась Перуна.
4. Ярило — одно из имён / ипостась Велеса.

В пользу любой из этих версий, даже второй из них (!), можно привести свои доводы. Здесь я не хочу вдаваться в дискуссию о том, какая из них верна, приведу лучше любопытную цитату:

«Юрий занял место очень важного персонажа, связанного с возникновением мира. Об этом говорит использование яйца — символа Вселенной в ритуалах Юрьева дня (“перад тым як выгнаць з хлява, у варотах клалі яйка ”). О высочайшей роли Юрия говорит народная песня: Святы Юрый зямлю адмыкае, Зямлю адмыкае – расу выпускае. Расу выпускае, статак выганяе… и заговор-молитва, читаемая два раза в год в эти праздники: «Першым разам, добрым часам прашу Госпада Бога, Духа Святога. Святы Георгі-пабеданосец закрыў неба звяздамі, землю травой, дрэва ліствой, рыбу луской…» . Можно предположить из того текста, что Юрий мог рассматриваться как бог-творец Вселенной – т.к. он закрыл небо звездами, землю травой и т.д.. Нечто подобное совершил Бог в Библии в первые дни творения, сотворив звезды, травы и деревья, животных и рыб».

(Дмитрий Дрозд. Христианские персонажи в белорусских народных заговорах. Источник: http://svitk.ru)

К Яриле (Как обычно — даётся оригинал, — затем предлагаемая к использованию обработанная версия):

«Я прашу цябе, упрашаю, святое Юр’е, выхадзі са сваімі замкамі, залатымі ключамі. Замкамі затварай сваім слугам няверным зубы, губы, першым, сярэднім, паследнім. Штоб наша скацінка здавалася ў полі мятай, камнем, на даліне купінай, a ў лесе калодай, кустам на дарозе, сокалам. I прашу цябе, святое Юр’е, Міхаіл, умёршага, спасіце, зберажыце нашу скацінку. Благапалучна, спакойна, пака з поля прыйдзе.

Замовы / Уклад., сістэм. тэкстаў, уступ. арт. i камент. Г А. Барташэвіч; Рэдкал.: А. С. Фядосік (гал. рэд.) i інш.— Мн.: Навука i тэхніка, 1992. Стр. 67.
____________
Я прошу тебя, умоляю, мой Боже Ярый, выходи со своими замками, золотыми ключами. Замками затворяй своим слугам неверным зубы, губы, первым, средним, последним. Я прошу тебя, Бог мой Ярый, сохрани, сбереги нашу скотинку.
____________

«Святы Юрай-Ягорай, спасі маю худобку ад гада паўзучага, воўка бягучага, змея лятучага, злога чалавека. Накрый яе, Госпадзі, сваёй рызай святой, схарані, памілуй.

Замовы / Уклад., сістэм. тэкстаў, уступ. арт. i камент. Г А. Барташэвіч; Рэдкал.: А. С. Фядосік (гал. рэд.) i інш.— Мн.: Навука i тэхніка, 1992. Стр. 69.
____________
Бог мой Ярый, спаси мою скотинку от гада ползучего, волка бегучего, змея летучего, злого человека.
____________

«847. Ад хваробы вачэй

Первым разам, добрым часам. Госпаду Богу памалюся, святой Прачыстай пакланюся. I прашу я твае вялікай міласьці, матка Прачыстая: ачысьці рабу божаму быстры вочкі, шоб яно ў вачах ня калола, ня парола, ня смаліла, ня паліла, ня шумела, ня гуло i галавы ня ламіла.

Другім разам, добрым часам папрашу я вялікага Юр’я. Ехаў святы Юры на сівым кані i вёў ён за сабою трох хартоў: первы хорт белы, другі хорт чорны, трэці хорт руды. I прашу я твае вялікія міласьці, святы Юры, вялікі Ягор’я, завялі сваім хартом ад раба божага бяльмо злізаць i сагнаць, i руду, i луну, i туман, із яго быстрых вачэй. Первы руды як лізнуў — руду злізаў; другі чорны як лізнуў — i луну i туман злізаў; трэці белы як лізнуў — бяльмо злізаў, сагнаў i сцёр, з яго быстрага вочка, на ніжнюю вейку слязою сыйшло i скацілася.

Замовы / Уклад., сістэм. тэкстаў, уступ. арт. i камент. Г А. Барташэвіч; Рэдкал.: А. С. Фядосік (гал. рэд.) i інш.— Мн.: Навука i тэхніка, 1992. Стр. 249.
_____________
Первым разом, добрым часом попрошу я великого Ярого. Ехал Бог мой Ярый на сивом коне и вёл он за собою трёх хортов: первый хорт белый, другой хорт чёрный, третий хорт рыжий. И прошу я твоей великой милости, Бог мой Ярый, великий Ярило, повели своим хортам от (называется имя) бельмо слизать и согнать, и руду, и луну, и туман, из его быстрых очей.
_____________

«Егорьев день, как и все старозаветные праздники, у домоседов черноземной России (напр., в Чембарском уезде, Пензенской губ.) сохранил еще следы почитания Егорья, как покровителя полей и плодов земных. Крепка уверенность в том, что Егорью были даны ключи от неба и он отпирает его, предоставляя силу солнцу и волю звездам. Многие еще заказывают обедни и молебны святому, испрашивая у него благословения нивам и огородам. А в подкрепление смысла древнего верования, соблюдается особый обряд, выходящий из ряда обычных именно в этот Юрьев день.

Выбирают наиболее смазливого парня, украшают его всякою зеленью, кладут на голову круглый пирог, убранный цветами и, в целом хороводе молодежи, ведут в поле. Здесь трижды обходят засеянные полосы, разводят костер, делят и едят обрядовый пирог и поют в честь Юрья старинную священную молитву-песню («окликают»):

Юрий, вставай рано – отмыкай землю,
Выпускай росу на теплое лето,
На буйное жито –
На ядренистое, на колосистое.

Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С.-Петербург, ТОО «Полисет», 1994. Источник: http://www.booksite.ru
____________

Ярый, вставай рано – отмыкай землю,
Выпускай росу на тёплое лето,
На буйное жито –
На ядренистое, на колосистое.
____________

«В Костромской губ. был своеобразный обряд — «окликание Егория». Впервые о нем сообщил И. М. Снегирев, а затем — А. В. Терещенко. По их данным, в некоторых уездах «стадо в поле сгоняют и Егория окликают». Приведен и текст:

Мы вокруг поля ходили
Егория окликали,
Макария величали.
Егорий, ты наш храбрый!
Макарий преподобный!
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком,
От зверя хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.

Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. XIX — начало XX в. — М.: Наука, 1979. Стр. 168.
____________
Боже наш Ярый!
Ты спаси нашу скотину,
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком,
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.
____________

«[В Новгородской губ(ернии) ] крестьяне собирались за
околицей, принося с собой яйца, хлеб и монеты; все это отда-
вали пастуху, который складывал все на большое блюдо и
произносил какое-то заклинание, а потом обращался к
Егорию:

«Дарую тебе хлеб-соль
И златые серебры,
Храни мою животинушку
Во поле, во зеленом дубровье.
Сохрани ее от змея ползучего,
От медведя могучего,
От волка бегущего.
Поставь до самой небы изгородку,
Чтобы было не переползти,
Не перешагнуть через нее…»

Обрядовая поэзия /Сост., предисл., примеч.,
подгот. текстов В. И. Жекулиной, А. Н. Розова; Худож. Т. М. Чиркова.— М.: Современник, 1989. Стр. 232-233.
____________
Бог Ярило!
Дарую тебе хлеб-соль
И злато-серебро,
Храни мою животинушку
Во поле, во зелёном дубровье.
Сохрани её от змея ползучего,
От медведя могучего,
От волка бегучего.
Поставь до самого неба изгородь,
Чтобы было не переползти,
Не перешагнуть через неё.
_____________

«На Ягория нельзя работать, а то волк приреже скотину. На яблоню кусочек хлеба несешь:

«Ягорий, Ягорий, на тебе хлебца, а ты сбережь мою скотину». Можна на любую дереву: «Ягорий, Ягорий, сбереги мою скотинку, чтобы она была жива».

с. Бабинка (Токарева К.М. 1924 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2002.

Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. – Вып. III. — / Сост. Пухова Т.Ф., Христова Г.П. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. Стр.100
____________
Ярило, Ярило, сбереги мою скотинку, чтобы она была жива.
____________

«С весеннего Юрия, как и Ярилиного дня, по народным представлениям, начиналось лето. В обрядовой поэзии это представление реализуется с помощью мотива отмыкания ключами весны и лета:

Подай, Юрью, звонки ключи,
Отомкнуты красну весну,
Красну весну, тепло лито

Мотив ключей и открывания ими земли, травы, росы, воды, жеребят, бычков, женитьбы характерен для «юрьевских песен» не только у восточных, но и у западных славян, а также у балтийских народов.
Мадлевская Е.Л., Эриашвили Н. Д., Павловский В. П. Русская мифология. Энциклопедия. Источник: http://www.litmir.co
В народе считали, что у св. Юрия хранятся ключи, которыми он отмыкает весну и землю, скованную зимними холодами. В белорусской песне Юрия просят: «Подай, Юрью, звонки ключи, отомкнуть красну весну, теплое лето».
Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. — М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство ACT», 2000. Стр. 50.
_____________
Подай, Ярый, звонки ключи,
Отомкнуть красну весну,
Красну весну, тёпло лето!
_____________

«Канун Егор(ь)ева дни в ноч(и) скотине во хлев не клади никакой, дабуди косача, да с косачем курич(ь)е яйцо; да свечю без огня с вечер(а) положи пред Егор(ь)я, как люд(и) уснут, один или два человека вас 67 . *Как ко Егор(ь)ю приде, 3 ж поклон 68 . Да возми топор да косача и яйцо и свечю возми и зажги, тож в руки подним(и), нес(и) на посолон(ь), а топор в правой руки по земли тян(и), а в другой рук(е) свечю отнес(и) и косач(а) 69 за горло и яйцо, да поди 3 ж и говори:

(1) Пус(ть) около моег(о) скоту желез(ной) 70 тын стан(ь) от земли до н(е)беси от зверя и от волк(у) 71 , и от всяког(о) зверя, по земли ходящег(о), и от ле(са) 72 .

И обойди 3 ж, говор(и) 3 ж.

Пришед ко Егор(ь)ю, свеча (с о)гнем 73 поставит(ь) и яйцо по старому, а косач(а) у(бить) 74 ножыком тыл(ь)ем, а говор(и):

(2) Тебе, святый Егор(ей) 75 , черной боран от меня и от моег(о) скоту, а ты, с(вятый) 76 Егорей, стереги и береги мой скот… 77 , // (л. 12) где б люди не ворочали.
(3) Сург он калаине, ий 78 пинг он калаине, ий 79 кескиманог он калаине 80 .
(4) От меня тебе курич(ь)е яйцо и от моего скоту и животы.

Тог(о) *году 81 репы с чюжег(о) огорода репы не дергат(ь), и колосу не рват(ь), и сквоз(ь) руки не смоктат(ь) и не оцыщат(ь) 82 .

Русские заговоры из рукописных источников ХVII — первой половины ХIХ в. / Составление, подготовка текстов, статьи и комментарии А. Л. Топоркова. — М.: Издательство «Индрик», 2010. Стр. 101-102.
_____________
Тебе, Бог мой Ярило, (называется приносимый дар) от меня и от моего скота, а ты, Бог мой Ярило, стереги и береги мой скот.
______________

«54. Замова ў дарогу

Святы Ягорай-пабеданосец, у цябе мячы, бяры ў Бога ключы, замыкай тры пуці ад звера бягучага, ад гада паўзучага, ад злога паганага чалавека, ад буйнога ветру. Зберагаў жа мяне ў малых гадах, зберагай у сярэдніх. Амінь.

Замовы / Уклад., сістэм. тэкстаў, уступ. арт. i камент. Г А. Барташэвіч; Рэдкал.: А. С. Фядосік (гал. рэд.) i інш.— Мн.: Навука i тэхніка, 1992. Стр. 249.
______________
Бог мой Ярило, у тебя мечи, возьми же ключи, замыкай три пути от зверя бегучего, от гада ползучего, от злого человека, от буйного ветра. Сохрани и сбереги меня от всякого зла.

Автор — Мирослав Курганский (https://www.facebook.com/uralianheathen)

#вещие_слова_НЯ #слова_НЯ

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.