Традиционные обращения к русалкам

Как обычно — даётся оригинал и предлагаемая к использованию обработанная версия:

«В Смоленской губ. «иногда и в пропаже скотины бывают виноваты русалки. Погадают деды и скажут, что для того, чтобы отыскать пропавшую скотину, нужно положить относ русалкам». Относ этот делается так: «Сплети лапти, сидя в лесу на пне; разорви новую женскую рубаху и сделай из нее онучи; все это, вместе с хлебом и солью, заверни в чистую тряпку, перевяжи красной лентой и отнеси на перекресток в лес. Там, положивши все это на какое-нибудь дерево, поклонись до земли, не крестясь, на все четыре стороны и говори:
Прошу вас, русалки, Мой дар примите, А скотинку возвратите! Крестьяне уверены, что пропавшая скотина возвращается только благодаря подобным относам» [Добровольский 1908, с. 15].

Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. М.: Индрик, 1995. Стр. 237.
___________________________

Прошу вас, русалки, Мой дар примите!
___________________________

«На русальной неделе, поминая утопленников и удавленников, родичи, за упокой души этих несчастных, бьют на их могилах красные яйца и призывают русалку:
Русалка-царица, Красная девица! Не загуби душки, Не дай удавитца; А мы тебе кланяемся.
Часть поминальных блинов оставляется на могиле в жертву русалке. «

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трёх томах. – М.: Современный писатель, 1995. Том III. Стр. 87.
___________________________

Русалка-царица, Красная девица! Не загуби души, Не дай удавиться; А мы тебе кланяемся.
______________________________________________________
«52. Супраць русалкі.
Вадзяніца, лесавіца, шальная дзявіца! Атвяжысь, аткацісь, у маём дварэ ня кажысь; табе тут ня век жыць, a нядзелю быць. Ступай у рэку глубокую, на асіну высокую. Асіна, трасісь, вадзяніца, уймісь. Я закон прынімаў, златой хрёст цалаваў; мне з табой не вадзіцца, не куміцца. Ступай у бор, у чашчу, к лясному хазяіну, ён табе ждаў, на мху пасьцелюшку слаў, муравой усцілаў, у ізгалоўіца калоду клаў; з ім табе спаць, a мяне хряшшонага табе ня відаць. Амінь.»
Замовы / Уклад., сістэм. тэкстаў, уступ. арт. i камент. Г А. Барташэвіч; Рэдкал.: А. С. Фядосік (гал. рэд.) i інш.— Мн.: Навука i тэхніка, 1992. Стр. 45.
___________________________
Водяница, лесовица, шальная девица! Отвяжись, откатись, на глаза не кажись. Ступай в реку глубокую, на осину высокую. Осина, трясись, водяница, уймись.
Ступай в бор, в чащу, к лесному хозяину, он тебя ждал, на мху постелюшку стлал, муравой устилал, в изголовьице колоду клал; с ним тебе спать, а меня не видать.

Автор — Мирослав прямо с острова Буяна 😊 (https://www.facebook.com/uralianheathen?fref=pb&h..)

#вещие_слова_НЯ #обряды_НЯ

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.